Людмила Пестова
Опыт работы по приобщению детей к традициям семьи, общества и государства в процессе художественно-эстетического образования
▼ Скачать +Заказ
В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчёркивается необходимость формирования у детей первичных преставлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира.
Публикация «Опыт работы по приобщению детей к традициям семьи, общества и государства в процессе художественно-эстетического образования» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Темочки
Дошкольный возраст – это ступень личностного становления ребенка, развития его способностей, взросления. Движущей силой развития ребенка является накопление и расширение его индивидуального жизненного опыта в процессе взаимодействия со взрослым. В связи с этим данная проблема является актуальной задачей развития ребёнка дошкольного возраста, с одной стороны, как человека социального, то есть способного занять свое место в обществе, с другой стороны, культурного, присваивающего культуру и преобразующего её в своей деятельности.
В нашей работе с детьми нами определенны следующие задачи:
а) сформировать у дошкольников уважительное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, Родине; к природе родного края; к культурному наследию своего народа;
б) воспитывать любовь, уважение к своему народу, понимание чувства собственного достоинства, толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям, соседям и другим людям.
в) воспитывать уважительное отношение к человеку-труженику, результатам своего труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
Используются следующие вариативные формы, методы, средства приобщения детей к общечеловеческим ценностям :
• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
• формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы);
• владение речью как средством общения и культуры;
Для ознакомления детей с Родиной, Донским краем, городом в ДОУ собран богатый иллюстративный, демонстрационный и дидактический материал. В группах и фойе имеются уголки с элементами государственной символики РФ (флаг, герб, гимн, портреты президента страны) Наша деятельность по обогащению среды происходила на глазах детей и с их посильным участием В подобных совместных со взрослыми делах дети расширяют свой активный и пассивный словарь, усваивают новые знания, приобретают новые впечатления, развивают наблюдательность, любознательность.
Воспитываем детское самосознание через знакомство с русской культурой, знакомим с национальными игрушками, народными праздниками, с работами известных художников, композиторов, значимыми событиями в истории страны, в том числе с государственными символами, которые являются частью культуры и истории страны, разрабатываем и реализуем проекты по формированию представлений и положительного отношения у дошкольников к общечеловеческим ценностям, такие как: «Театр Добра», «Мы помним, мы гордимся», «Мы живём в России», «Моя малая Родина», «Родина, город, родная семья – самая главная ценность моя», что позволило педагогам помочь детям раскрыть окружающий мир, сформировать у них представление о себе как о представителе человеческого рода; о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, о правах и обязанностях, о разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и уважением к людям.
Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений и обычаев от поколения к поколению. В настоящее время родители все меньше внимания уделяют детям, растет число неполных, неблагополучных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. Поэтому мы учим детей не только брать, но и отдавать: заботиться о близких, быть внимательными друг к другу. Стараемся заинтересовать родителей своих воспитанников в желании привить детям любовь к предкам, продолжая лучшие семейные традиции. Родители активно принимают участие в проектах, а по итогам, оформляем выставки рисунков, фотовыставки. В совместной деятельности с родителями стараемся вызвать у них желание принимать активное участие совместно с детьми, проявляя инициативу, творчество, раскрывая свой талант. Дети всегда рады совместному творчеству, испытывают гордость за своих родителей. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов.
Такие формы работы, позволяют активизировать заинтересовать всех участников образовательного процесса.
Особое внимание уделяется организации праздников и развлечений. В нашем дошкольном образовательном учреждении традиционно проводятся : «Проводы осени», «День матери», «День защитника Отечества», «Масленица», «День космонавтики», «День Земли», «День Победы», «День семьи» и т. д. Знакомим детей с традициями христианских праздников: Рождество, Пасха. Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.
При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведение соответствует содержанию праздника, высоко художественные, интересные и доступные для ребят.
Главным показателем успешности праздника является эмоционально окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведение детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажа. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей.
Насыщенность праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и
эстетические ценности.
Таким образом, приобщение ребёнка к общечеловеческим ценностям одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Главный результат, на который и была направлена наша работа, - усвоение детьми вечных ценностей, воспитание милосердия, уважения, любви к родным и близким.