татьяна косенко
Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, формирования навыков самообслуживания и подготовки руки к письму. Новизна опыта заключается в рационализации, совершенствовании отдельных сторон педагогического труда, в комбинации элементов известных методик. Свою работу по развитию мелкой моторики начала проводить с детьми 3-4 лет. Мелкая моторика развита плохо.
Публикация «Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Исходя из этого, я определила цель своей работы :
Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
В своей работе я ставлю следующие задачи:
1. Разработать систему мероприятий по развитию мелкой моторики рук
2. Организовать работу с родителями.
3. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Технология опыта
Совместно со старшим воспитателем составила мониторинг уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Наметила следующий план работы :
1. Подобрать и изготовить практический материал по данной теме.
2. Организовать развивающую среду в группе.
3. Разработать тематический план работы с детьми.
4. Провести работу с детьми по развитию мелкой моторики рук.
5. Провести работу с родителями.
Начала свою работу с подбора и самостоятельного изготовления практического материала для развития мелкой моторики рук. Игровой материал делала ярким, привлекательным, используя для этого природный материал, ткань, пуговицы, картон, воздушные шарики с разным наполнителем и др.
Оформила в группе уголок для развития мелкой моторики рук, где размещала материалы для игр, с учетом освоения детьми двигательных навыков.
Свою работу с детьми организовала через различные виды деятельности: занятия, совместная и самостоятельная деятельности.
В работе использовала следующие педагогические технологии: 1. Здоровьесберегающие технологии Применяла такие методы как: использование динамических пауз, подвижных и спортивных игр, релаксацию, гимнастики: пальчиковую, для глаз, дыхательную, бодрящую; интегрированную и комплексную НОД по физической культуре, игровой самомассаж, «дорожки здоровья.
Это способствовало воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, улучшило психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей, в результате уровень заболеваемости дошкольников снизился на 10%.
2. Игровые технологии. С помощью игровых технологий развивала творческие способности детей, воображение. Использовала их для освоения темы, понятия; в процессе НОД или его части, в кружковой работе (интеллектуальные игры, дидактические игры и т. д.).В результате систематического использования игровых технологий, программа к концу учебного года была усвоена большинством детей на оптимальном уровне. Повысился темп работы в процессе НОД, возросла активность дошкольников. 3. Технология проблемного обучения
Результатом использования технологии проблемного обучения стало повышение интереса детей к учебному процессу, потребности в самостоятельной деятельности, познавательных и творческих способностей.
4. Личностно–ориентированные технологии обеспечили комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития детей.
Результатом использования личностно – ориентированных и гуманно-личностных технологий стало обеспечение рационального и эмоционального единства в обучении, что благоприятно отразилось на произвольности мотивации детей.
5. Технология сотрудничества
Эта технология включает сотрудничество детей с педагогами, родителями, узкими специалистами и социальными партнерами. Благодаря использованию технологии сотрудничества у детей стали формироваться такие качества, как сочувствие, отзывчивость, коллективизм.
6. Технология по созданию портфолио воспитанников
В младшем дошкольном возрасте мной проводятся игры с мячом, шариками - большими и маленькими, кольцами, шнурками. Это позволяет ребенку научиться пользоваться предметами разной величины и формы, сделать пальчики умелыми и ловкими.
Одним из основных методов работы являются пальчиковые игры.
Также детям предлагался массаж с использованием природного материала (шишек, грецких орехов, мячиков-ежиков.
Мною была составлена картотека пальчиковых игр. Во время совместной и самостоятельной деятельности детей я использовала пальчиковый театр. Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно режиссером-постановщиком и актером. Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы.
Мною были изготовлены куклы для пальчикового театра к разным русским народным сказкам: «Теремок», «Репка» и др.
В старшем возрасте эффективность и интерес к той или иной деятельности повышался, если упражнения пальчиковой гимнастики сопровождались чтением стихов, потешек. Слушая, дети одновременно «инсценировали» содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др
Для развития ручной умелости важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности: рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. В своей работе для лепки я использовала пластилин, соленое тесто; составление узоров из семян, ракушек. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.
Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает детей, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Один из видов работы с бумагой являлись рваные поделки. Разрывание бумаги на очень мелкие кусочки является хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями.
Также детей привлекала возможность делать поделки из бумаги (оригами, которые они использовали в играх, инсценировках.
В совместной деятельности я использовала различные нетрадиционные техники рисования: тампонирование, печать от руки и др. с помощью кисти, свечки, зубной щетки. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируются элементарные графические умения.
Особое внимание уделялось раскрашиванию рисунков. Младшие дети учились контролировать силу нажима, соблюдение контуров предметов, а старшие дети выполняли несколько видов штриховки.
В старшей и подготовительной группах проводились упражнения по развитию графических навыков в тетрадях в крупную клетку. Давались задания следующего характера: ориентировка на листе бумаги (графический диктант); упражнения на развитие глазомера, соблюдение заданного интервала между фигурами; правильно изображать те или иные фигуры, соблюдая закономерность.
Существует еще не менее увлекательный способ развивать графические навыки ребенка – обведение рисунка по точкам. Детям давались заготовки с рисунками или упражнения. Эти упражнения были направлены на обучение ребенка выполнению плавных линий, без отрыва от бумаги.
Большой интерес для детей представляло конструирование (на базе конструктора ЛЕГО). Дети сооружали многочисленные и разнообразные постройки. Работая с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность.
Еще один из приемов, который я использовала в своей работе, это игры с мелкими предметами (с пуговицами, горохом, фасолью, и др.). При помощи мозаики, прищепок, счетных палочек, детям предлагалось выложить узор, лесенку, снежинку, с помощью кружков из плотной бумаги- фигурки (человек, автобус, машина). Самостоятельно я подобрала для детей игры с крышечками. Они начинают использоваться в младшем возрасте эпизодически, как подготовительная работа, а в старшем дошкольном возрасте - постоянно («Посчитай: каких больше?», «Фигура из крышек», «Кто быстрее выберет свой цвет крышек?», «Самый меткий»).
Проводимые упражнения, игры на развитие мелкой моторики я комбинировала с различными видами деятельности.
Мною был разработан и реализован проект «Весёлые пальчики» с детьми младшего возраста, а в старшем возрасте работа продолжалась в форме кружковой деятельности. Кружок «Волшебное тесто» (тестопластика).
Одним из направлений моей педагогической деятельности является работа с родителями. Сначала мною было проведено анкетирование по теме «Что такое моторика? Как её развивать?» Результаты показали,что около 40% родителей смутно представляют значение мелкой моторики для развития детей. Для того, чтобы родители осознали необходимость развития у детей тонких движений рук и активно участвовали в жизни группы, я разработала банк консультативного материала: «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев», «Полезные советы родителям по пальчиковым играм», «Чтобы чётко говорить надо с пальцами дружить», оформила папки передвижки с пальчиковыми играми, провела мастер-класс «Играем пальчиками- развиваем речь», выступала на заседании родительского клуба по теме «Развиваем руки, чтобы учиться писать». Это помогло мне подготовить родителей к индивидуальной работе с ребенком дома, способствовало установлению доброжелательных отношений между детским садом и семьей, закреплению полученных навыков у детей.
Результативность опыта
Анализируя свою деятельность, я пришла к выводу, что проведение целенаправленной, систематической работы привело к укреплению и развитию мелкой моторики рук у детей группы, способствовало развитию познавательных процессов, улучшению аккуратности, детализации и творчеству при выполнении работ по рисованию, лепке, аппликации, конструированию. Результаты диагностики показывает положительную динамику в развитии мелкой моторики рук.