Тамара Рычкова
Опыт работы «Игры-эксперименты с водой и песком в работе с детьми раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы
«Игры - эксперименты с водой и песком в работе
с детьми раннего возраста»
Условие возникновения, становления опыта работы.
Работая с детьми раннего возраста, мною было замечено, что в практике недостаточно методического материала, который практически может использовать воспитатель во время адаптации детей к детскому саду.
Публикация «Опыт работы „Игры-эксперименты с водой и песком в работе с детьми раннего возраста“» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Игры для детей
- Игры с песком
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Темочки
Поэтому мною было решено обогатить знания и опыт по данному вопросу и искать приемы оптимизации при адаптации детей к детскому саду.
Изучая литературу, я поняла, какое положительное влияние могут оказывать игры-эксперименты с водой и песком на детей в период привыкания к общественному воспитанию.
Передо мной встала задача: разработать собственную методологическую основу по применению данного метода с практическим введением его в деятельность. Для этого мною были проведены следующие процедуры:
1. Изучены работы по данному вопросу таких ведущих авторов, как А. Н. Поддьяков, О. В. Дыбина, Л. Н. Прохорова, Т. А. Балакшина Н. А. Рыжова, Штейнхардт Л.
2. Разработан ряд мероприятий с детьми по внедрению непосредственно опытно – экспериментальной деятельности
3. Подобран дидактический материал и оборудование для игр с песком и водой
Основная цель проведения опыта игр с песком и водой – это эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в их регуляции, обеспечение эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций при помощи различных игр и манипуляций с песком и водой. Кроме того, развитие всех сторон психики ребенка, познавательного интереса, инициативности и творческое самовыражение.
Актуальность опыта
Каждое дошкольное образовательное учреждение, ступившее на путь развития, в своей деятельности осуществляет, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации, учитывает интересы, потребности самих детей. Эта линия задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
«В природе нет ничего бесполезного» – писал философ Мишель Монтень. Нельзя не согласиться с утверждением этого новатора своего времени, ведь именно он одним из первых высказывался против суровой дисциплины средневековых школ, выступая за гуманное и внимательное отношение к детям. Воспитание детей, по его мнению, должно способствовать развитию всех сторон личности ребенка, а обучение должно осуществляться без наказаний, без принуждения и насилия. Современная педагогическая мысль основывается на тех же принципах отношения к детям, развивая и воплощая в жизнь идею всестороннего развития ребенка с момента его рождения.
Примечательно, что практически все выдающиеся философы и педагоги прошлого придавали большое значение именно природе, как средству воспитания детей. Так, Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли. К. Д. Ушинский призывал «ввести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством воспитания детей и их всестороннего развития.
Сенсорное воспитание очень важный компонент, ведь знания о природе, существах, растениях усвоятся лучше, когда ребенку предложат не просто посмотреть на объект живой или неживой природы, но еще и потрогать его, погладить, то есть обследовать
Природа - неисчерпаемый источник форм, красок, звуков. Я убеждена в необходимости включения самых разнообразных природных материалов в развивающие игры с малышами.
Игра с песком и водой вызывает неповторимые тактильные ощущения, доставляет необычайное удовольствие и является исцеляющим методом песочной терапии. Песок в работе с детьми используется для сенсорного развития, но может применяться и в психотерапевтических целях. Песок дает возможность для выражения широкой гаммы самых разных чувств: его можно сыпать, наносить по нему удары, закапывать в него различные предметы. Работа с песком и водой позволяет легко создавать новые образы и не требует каких-либо умений. Песочные формы детской экспрессии являются выражением непосредственной души ребенка, его внутреннего состояния. Некоторые авторы видят особый смысл в детских играх с песком. Так, проведенная малышом на песке линия может трактоваться как символ его пути. Погружение в толщу песка ассоциируется с движением вглубь себя. Если ребенок оставил отпечаток ладони на песке – он утвердил факт своего существования. Изготовление фигур из песка – рождение нового мира, свершающегося благодаря помощи со стороны.
Совершенствование жизненно важных психических процессов, таких как ощущение, восприятие, являются первыми ступенями в познании окружающего мира, имеет огромное значение в процессе умственного воспитания ребёнка в младшем дошкольном возрасте. И. М. Сеченов в своих работах указывал, что способность отличать один предмет от других приобретается человеком в раннем детском возрасте. Дети начинают познавать качества материалов, через их чувственное различие, и в этом им окажут большую помощь «Игры с песком и водой». Используя их, в процессе воспитания детей происходит реализация творческих замыслов и способностей дошкольников.
Песок - прекрасный природный материал для развития сенсорного восприятия окружающего мира и развития моторики рук детей дошкольного возраста. Для детей дошкольного возраста это не только увлекательное, но и познавательное событие.
В играх с водой ребёнок, при помощи взрослого, не только познает её свойства, но вода оказывает на организм ребёнка релаксационный эффект, очень интересно наблюдать, как простейшие действия с водой, доставляют радость детям и в дальнейшем оставляют прекрасные воспоминания.
Хорошими отвлекающими приемами могут служить игры с водой и песком. Эти приемы можно использовать в работе с детьми со следующим спектром проблем:
- сложности, связанные с изменением привычного образа жизни (поступление в детский сад);
- сложности во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками;
- повышенная тревожность, страхи;
- различные формы нарушений поведения.
Теоретическая база опыта
Дети очень любят игры с водой и песком. Поэтому не случайно в теории и практике дошкольного воспитания этим играм уделяется большое внимание.
В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, Л. Н. Прохорова.
Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования (Н. Н. Поддьяков, рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду (О. В. Дыбина, Л. Н. Прохорова).
Введению термина «экспериментирования» наука обязана Ж. Пиаже: он проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков, доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.
Важнейшая особенность экспериментирования, согласно Н. Н. Поддъякову, состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении. Все эти основные особенности эксперимента, правда, в зачаточной форме, отмечаются и в экспериментировании детей с предметами и явлениями.
Наиболее полную и развернутую оценку этих игр мы находим у Е. И. Тихеевой. Рассматривая игровые возможности каждого материала в отдельности, Е. И. Тихеева показала, как дети, созидая, совершенствуют свой чувственный опыт и практически познают некоторые свойства материалов. В сюжетной форме она наметила примерное содержание игр с водой, песком, глиной и указала, что эти игры требуют к себе самого внимательного отношения со стороны взрослых.
Высоко оценивала значение игр с природными материалами и гигиенист Л. И. Чулицкая. При разработке задач физического воспитания дошкольников игры с песком и водой она относила к играм, способствующим укреплению детского организма. С этой целью ею было разработано устройство песочных ящиков и водных бассейнов.
С жизненной потребностью ориентироваться в окружающей действительности, с необходимостью познавать свойства и качества материалов, с развитием изобразительного творчества детей связывает использование этих же игр Е. А. Флерина.
Вопрос о руководстве играми с водой и песком также неоднократно подчеркивался данными авторами.
Е. И. Тихеева наряду с разработкой содержания игр требовала от воспитателей помощи детям в осмысливании накапливаемого ими опыта.
Е. А. Флерина, взяв за основу игр с природным материалом активно-действенное стремление ребенка исследовать этот материал, в то же время указывала на необходимость разумного развития этого стремления. Воспитатель, по ее мнению, развивая игру, должен постоянно заботиться о «насыщенности материалов разнообразными качествами» с тем, чтобы игра ребенка не теряла познавательного смысла и не приобретала характер однообразной и разрушительной деятельности.
Интерес детей к играм с водой и другими природными материалами можно объяснить именно стремлением к познанию их свойств. Возможность строить из песка, желание искупать свою любимую игрушку в воде создают благоприятные условия для сенсорного воспитания, совершенствования таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, восприятия, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.
Продолжение следует