Елена Кетова
Опыт работы по взаимодействию с родителями воспитанников группы раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте уважаемые педагоги!
Меня зовут Кетова Елена Николаевна, в нашем дошкольном учреждении я работаю в группе раннего возраста «Гномики».
Главным в работе нашего ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.
Публикация «Опыт работы по взаимодействию с родителями воспитанников группы раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако современные социальные условия вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитания уже на самых ранних этапах жизни ребенка. Особенности раннего возраста взаимосвязаны с психофизическим развитием. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывает у детей негативные эмоции и страхи. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в ДОУ, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации проходил легче, необходима профессиональная помощь семье, которую мы, педагоги, можем предоставить, поскольку обладаем определенными потенциальными возможностями. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. От качества работы дошкольного учреждения, а в частности воспитателей, зависит уровень педагогической культуры родителей а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов, технологий работы с детьми, составной частью которых является разработка системы комплексной помощи сопровождения адаптации ребенка к ДОУ. Несомненная значимость данной проблемы послужила основанием для разработки и апробации программы по адаптации детей раннего возраста «В сад с улыбкой!». Программа является приложением к комплексно-оздоровительной программе МБДОУ № 41 «Здоровье» и характеризует специфику и особенности организации адаптационного периода к ДОУ для детей раннего возраста.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или к негативным (стресс).
Детям любого возраста очень не просто начинать посещать детский сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения: четкий режим дня, отсутствие родных рядом, постоянный контакт со сверстниками, необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку, резкое уменьшение персонального внимания.
Поэтому перед нами стоят следующие задачи:
1) создать условия для организации адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ;
2) минимизировать процесс прохождения адаптационного периода детьми раннего возраста к условиям ДОУ через создание благоприятных психолого-педагогических условий для воспитанников, сотрудничества и взаимодействия педагогического коллектива и медицинского персонала с родителями;
3) внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению информационной культуры;
4) скоординировать деятельность воспитателей, педагога-психолога, медсестры в организации прохождения адаптационного периода детьми раннего возраста.
Сотрудничество с родителями начинается еще до поступления ребенка в ДОУ.
Первый этап знакомства проходит в апреле месяце на общем родительском собрании будущих выпускников «Давайте познакомимся».
На собрании присутствуют заведующий МБДОУ, старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели. На этом собрании я даю рекомендации о том, как подготовить малыша к поступлению в детский сад.
Для этого необходимо:
1) с первых дней жизни ребенка укреплять его здоровье;
2) приучать к режиму дня, в первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом ДОУ;
3) уделить внимание рациону питания, приучать есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки и т. д;
4) обратить внимание на формирование навыков самостоятельности;
5) о поступлении в детский сад следует говорить с малышом как о желанном и радостном событии.
Родителям раздаются брошюры с рекомендациями, режимом дня и мы приглашаем пройти в группу, осмотреть игровую комнату, спальню, туалет, задать интересующие их вопросы.
Второй этап. И вот настал тот день, когда родители с малышом пришли познакомиться с педагогами группы. Моя цель – установление первого контакта с ребенком, знакомство с помещением группы. У ребенка есть возможность заглянуть и поиграть в группе. Родителям я даю перечень необходимой одежды для ребенка, визитку с нашими контактными телефонами, в свою очередь прошу написать мини - сочинение: «Мой ребенок», в котором родители рассказывают об особенностях развития своего малыша, его интересах и увлечениях, что в свою очередь позволяет подойти к ребенку индивидуально. Педагогам, к которым в дальнейшем пойдут наши малыши мы отдаем папку с сочинениями, это послужит началом для оформления портфолио дошкольника.
Третий этап. Для легкого прохождения адаптационного периода, я пытаюсь сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад.
В первую очередь создаю атмосферу тепла, уюта в группе и домашнюю обстановку. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. В процессе своей работы для адаптации ребенка использую такие формы и методы работы как ласковое обращение с ребенком, сопровождаемое улыбкой, периодически держу малыша на руках, включаю спокойную музыку во время утреннего приема. Маленькие дети очень привязаны к своим родителям, поэтому в спальной комнате я оформила стену с семейными фотографиями «Я и моя семья».
Второе, формирую у ребенка чувство уверенности, помогаю как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой ситуации через сближение детей между собой, установить доверительные отношения между взрослым и ребенком.
Содержание работы по взаимодействию с родителями реализуется через разнообразные формы. Выделяют две группы: традиционные и нетрадиционные.
Традиционные:
1. Информационно-наглядная форма общения с родителями включает в себя материалы на стендах, папки передвижки, рекомендации, выставки детских работ, фотовыставки. Например, в рамках нашей группы проходят тематические мини-выставки, где родители вместе с детьми презентуют свои работы.
2. Индивидуальная форма общения с родителями включает в себя беседы и консультации воспитателей с родителями.
3. Коллективная форма общения с родителями подразумевает родительские собрания, тематические консультации. Родительские собрания проходят с использованием презентаций, фотографий, видеофильмов о жизни детей в группе. Такая форма проведения носит яркий характер и становится наиболее интересной для родителей. Поэтому в ходе проведения родительских собраний я стараюсь как можно чаще использовать такие презентации и видеоролики.
Нетрадиционные:
1. Информационно-аналитические формы общения с родителями помогли выявить интересы, запросы родителей. Использовались социологические опросы, анкеты, тестирование. Кроме анкетирования, в моей работе с родителями помогает интерактивное общение на страницах в нашей группе «ВКонтакте». Такая форма работы способна не только сделать родителей активными участниками образовательного и воспитательного процессов, но и сэкономить время обеих сторон.
2. Досуговая форма используется для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Это участие родителей в спортивных мероприятиях, таких как «Веселые старты», флеш-моб «На зарядку становись». Применяемая форма работы позволила создать теплую дружественную обстановку. Такие праздники вносят приятное оживление, создают атмосферу задушевности, заряжают всех хорошим настроением, а в нашем случае существенно облегчает процесс адаптации детей и родителей к детскому саду.
3. Наглядно-информационная форма используется для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития, с формами и методами работы с дошкольниками. Сюда относятся информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет и др.
В ходе моей работы с родителями я еще раз убедилась, что главное, чтобы подход к работе не носил формальный характер. Необходимо применять как можно больше новых современных приемов и методов. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути взаимодействия с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя.