Маргарита Корякина
Опыт работы по обучению ПДД в ДОУ
Кутовенко Рита Ивановна
Опыт работы по обучению ПДД в ДОУ
По дороге в детский сад
Мы пойдём с тобой, малыш.
Улыбаясь светофору,
Влево, вправо поглядим.
Чтобы день такой чудесный
Омрачить не смел никто,
Правила движенья вместе
Мы усвоим легко.
Встал малыш на ноги – он уже пешеход. Сел ребенок на велосипед – он уже водитель. Поехал в автобусе – он уже пассажир. И везде его подстерегает опасность.
Публикация «Опыт работы по обучению ПДД в ДОУ» размещена в разделах
«Жизнь есть дар, великий дар и тот, кто ее не ценит, не заслуживает этого дара» - сказал когда-то Леонардо да Винчи. Эту ответственность необходимо воспитывать и в детях, ведь известно, что в большинстве своем юные пешеходы попадают в беду на дороге не из-за незнания Правил дорожного движения, а по своей детской наивности, неопытности, особенностей организма, из-за необдуманного риска. Самое главное – научить правилам жизни во взрослом мире, мире спешащих машин и людей. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Именно поэтому, я считаю, что актуальной и жизненно необходимой для детей, воспитываемых в современном мире, является тема моего опыта: «Школа дорожных наук», целью которой является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно - транспортной среде.
Задачи:
1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
При построении системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения я учитывала три аспекта взаимодействия с транспортной системой поселка, города:
Ребенок – пешеход;
Ребенок – пассажир городского транспорта;
Ребенок–водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.).
В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду.
Одной из самых удачных новых педагогических технологий считаю проектную деятельность. Для систематической работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения я разработала проект «Правила движения достойны уважения».
Цель проекта: Совершенствовать знания и навык использования детьми правил дорожного движения в качестве пешеходов и пассажиров транспортного средства.
Задачи проекта:
Образовательные:
Обучать детей дошкольного возраста безопасному поведению в дорожной среде.
Познакомить со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
Научить использовать приобретенные навыки в повседневной жизни.
Развивающие:
Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
Создать условия для полноценного изучения дошкольниками правил дорожного движения.
Повышать компетентность родителей по особенностям обучения дошкольников правил безопасного поведения на дороге, в транспорте, правилам дорожного движения.
Воспитательные:
Воспитывать дисциплинированных и грамотных пешеходов.
В проекте определены: перспектива развития проекта, пути воздействия на привитие навыков безопасного поведения ребенка на дороге, показатели результативности, взаимодействия между участниками.
По окончанию проекта дети закрепили правила дорожного движения, научились применять эти знания в дорожных ситуациях.
Научились предвидеть опасные ситуации, искать пути решения выхода из них.
Словарь детской речи пополнился словами дорожной лексики: автодорога, шоссе, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, пешеходный переход, перекресток, светофор. Увеличился запас знаний родителей об особенностях обучения дошкольников правилам безопасного поведения на дороге, в транспорте
Для осуществления работы по данному направлению в группе создала необходимые условия: оформила уголок безопасности по правилам дорожного движения, в который вошел макет улицы с представленным обучающим материалом по пропаганде безопасности дорожного движения. Собрана коллекция разнообразного вида транспорта, накоплена библиотека художественной литературы по правилам дорожного движения для малышей, оформила выставку знаков по ПДД.
На макете, прежде всего, мы с детьми изучаем правила поведения на улице, правила перехода через дорогу. С детьми старшей и подготовительной группы составили схему: детский сад, близлежащие улицы и дороги (их названия, жилые дома и общественные здания. Работу на макете усложняю по содержанию в соответствии с возрастом детей. Используя макет, провожу с детьми игры такие как:
«Наша улица» цель - расширить знания детей о правилах поведения пешеходов и водителя в условиях улицы, научить детей различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.
«Улицы поселка» цель - уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств.
Кроме этого в группе появились новые игры – «Как правильно», «Не ошибись», которые тоже провожу на макете. В ходе этих игр дети закрепляют знания, учатся управлять куклами-пешеходами и машинками, учатся размышлять, рассуждать, преодолевать трудности, использовать на практике свои знания. Таким образом, целью игр было не только закрепление правил дорожного движения, но и обучение ориентировке в пространстве, развитие монологической речи, развитие логического мышления.
В работе с детьми активно использую и другие игры, такие как: «Переход улицы без светофора», «Переход улицы со светофором»; цель этих игр - обучить детей правилам перехода улицы, не нарушая правил дорожного движения, разрабатываем с детьми безопасный маршрут с опорой на схемы.
Например, игра «Дорога домой».
Цель: Дойти до дома из детского сада, соблюдая указанные повороты и переходы, не нарушая правил дорожного движения; четко и внятно изложить свои мысли.
Для облегчения составления связного рассказа я даю детям модели, схемы.
Схемы- перехода улицы, рассказа о улице - цель: опираясь на схему, учу составлять рассказ (улица, переход улицы).
Игру «Дорожные знаки – лучшие друзья водителей и пешеходов» использую для ознакомления дошкольников с дорожными знаками (действиями пешеходов и водителей согласно знакам).
Для ознакомления детей с правилами дорожного движения использую различный методический инструментарий, игровые и дидактические пособия: атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, знаки;
Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.) светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщика); наборы картинок; плакаты; сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации; атрибуты для сюжетно-ролевых игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка, нагрудные изображения различных видов транспорта и др.);
дорожные знаки.
В работе с детьми по обучению правилам дорожного движения использую настольно-печатные игры, например такие, «Расставь правильно» (ориентация на улицах, «Кто первый» (знание дорожных знаков). Для эффективной работы с детьми составила картотеки книг по правилам дорожного движения, а также картотеку подвижных, интеллектуальных и дидактических игр.
В детском саду мною создана агитбригада «Дорожный патруль» (дети 5-6 лет, которая выступает перед детьми нашего учреждения, родителями, пропагандируя основы безопасности жизнедеятельности. За время своей педагогической деятельности я пришла к выводу: в процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.
Проводя целевые прогулки и экскурсии с детьми по улицам в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, я всегда обращаю внимание детей на такие важные моменты для безопасности движения: как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательная активность (гуляют, или спешат, перебегают дорогу или спокойно идут по переходу).
Зимой обращаю внимание на скользкую дорогу: можно поскользнуться и упасть; водителю трудно остановить машину даже после того как он нажмет на тормоз, машина скользит и проезжает еще несколько метров.
После таких экскурсий и прогулок я предлагаю детям нарисовать рисунки.
Составляя рассказ по своему рисунку, дети объясняют, что в этой ситуации опасно на дороге. Большую трудность представляет переход перекрестков, как регулируемых, так и нерегулируемых. После неоднократных наблюдений я в группе смоделировала и обсудила с детьми опасные ситуации на перекрестке. При обсуждении дорожных ситуаций постоянно упражняю детей в приобретении сенсорных, мыслительных и двигательных навыков. Рассказы детей записываю:
- Как поступил бы ты? Что могло произойти? Одновременно решаются и речевые задачи (т. к. группа логопедическая).
Дети моей группы — это старшие дошкольники, а значит будущие первоклассники, которым придется вскоре самостоятельно переходить улицу. Поэтому очень важно, чтобы знания, полученные детьми на занятиях, прогулках и экскурсиях, стали прочными и успешно применялись будущими школьниками.
Опираясь на полученные детьми знания, составляю конспекты театрализованных постановок, развлечений, предлагаю воспитанникам творческие задания, например, сочинить сказку «В гости к Светофору». Проводили с детьми «Поле Чудес», дети показывали знания ПДД.
Как я уже отмечала, деятельность по воспитанию культуры дорожного движения и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма должна носить многоплановый характер, ее нельзя ограничить рамками детского сада. Важная роль в формировании у детей правильного поведения на улице, дорогах, в транспорте принадлежит родителям, дедушкам и бабушкам, старшим детям в семье, поэтому я тесно сотрудничаю с ними по данному вопросу. Довожу до сведения родителей учебную программу, даю рекомендации, как вести себя на улице с детьми, какие проводить наблюдения.
Для родителей своей группы организовала уголок безопасности. Цель: совместными усилиями педагога и родителей воспитывать у детей культуру дорожного движения. Привлекаю родителей к участию в различных конкурсах и выставках, например, нарисовать плакат вместе с ребенком с призывом о соблюдении ПДД, изготовить различные атрибуты к играм и т. д. Для родителей показываю открытые занятия, провожу анкетирование, даю консультации.
На родительских собраниях я довожу до сведения родителей содержание учебной программы, касающейся мероприятий по предупреждению детского травматизма на улице, во дворах. Обращаю внимание родителей на особо опасные участки во дворе, на улице. Провожу соответствующие инструктажи с родителями.
Молодым родителям советую составлять схему двора с указанием опасных мест. Это помогает детям быстрее ориентироваться и избежать несчастных случаев. По этим схемам можно предложить детям рассказать, как они будут играть во дворе: где безопасно кататься на велосипеде, играть в мяч, бадминтон и другие игры. И наоборот, дети должны рассказать, где им запрещено играть; это стоянки автомобилей, гаражи, различные строения. Все это дисциплинирует детей, они быстрее понимают, что можно, а чего нельзя делать и почему.
Ежедневно общаясь с родителями, я информирую их о том, как ребенок ведет себя на прогулках, в группе, и даю им необходимые рекомендации, например:
прочитать стихотворение;
купить ребенку (или сделать с ним вместе) игрушечные автомобили, светофоры, фигурки пешеходов;
организовать игру, создавая различные дорожные ситуации.
Сейчас, когда у многих родителей имеется видеоаппаратура, компьютерная техника, можно использовать их для обучения ребенка правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах и улицах, организуя просмотр и дальнейшее обсуждение мультфильмов, слайдов.
Во время прогулок с детьми я рекомендую родителям следующее:
понаблюдать за работой светофора, обратить внимание ребенка на связь между цветами на светофоре и движением машин и пешеходов;
показать знаки дорожного движения, рассказать об их назначении и порядке действий пешеходов и водителей.
Ребенок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Это главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на улице.
В пропаганде правил дорожного движения для родителей широко использую наглядность: папки-передвижки, альбомы, плакаты, стенды с детскими рисунками. В течение года в папках-передвижках помещаю материал о правилах дорожного движения, который должен быть усвоен детьми, перечень литературы для взрослых и детей о правилах поведения на улице, перечень художественной литературы, задания по закреплению у детей правил поведения на улице.
Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. Диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показывает высокий уровень усвоения детьми программного материала по данному разделу.
Я убедилась, что такая система работы дает положительные результаты – за годы кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками.
Я считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Библиография
Авдеева Н. Н. Безопасность на улицах. – М. : АСТ-ЛТД, 1997.
Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2004.
Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стёркина Р. Б. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2003.
Дошкольник на улице. Российская академия образования. – М. : Информатик, 1994.
Ивенский М. Л. Культура и этика участников дорожного движения. – Йошкар-Ола: «Колор», 1998.
Котик М. М. Психология и безопасность. – Таллин: Валгус, 1981.
Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности/ Авт. -сост. М. Р. Максиняева, Т. Ю. Филиппова, С. В. Обоева. – М., 1999.
Нам на улице не страшно (воспитание у детей в детском саду и семье навыков дисциплинированного пешехода). Сборник методических рекомендаций для работников дошкольных учреждений и родителей. Под ред. Е. П. Арнаутовой. – М. : «АВИКО ПРЕСС», 1993.
Обучение дошкольников правилам безопасного движения: Материалы из опыта работы дошкольных учреждений Ставропольского края. – Ставрополь: СКИПКРО, 2005.