Екатерина Губарева
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Я, Губарева Екатерина Анатольевна, воспитатель детского сада № 21. Хочу представить вашему вниманию опыт своей работы.
Мы продолжаем себя в детях и хотим, чтобы они стали лучше нас, совершеннее нас. Главная задача взрослых, родителей и педагогов, помочь подрастающему поколению не утонуть в море информации, помочь сделать правильный выбор в своей жизни. Ведь от того, с кем общается ребенок, какие уроки жизни ему приходиться пройти, и зависит наше будущее — будущее нашей Родины. Современные дети мало знают о своей семье, родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа по проблеме нравственно-патриотического воспитания. И в содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации работы по воспитанию патриотизма у дошкольников. На сегодняшний день материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Этим и обоснована актуальность проблемы.
Публикация «Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Но для себя я поставила более конкретную цель: расширять знания ребенка, опыт, уважение к прошлому не только на обычном занятии по нравственно - патриотическому воспитанию, но и через изобразительно-творческую деятельность. От увлеченности воспитателя во многом зависят успехи ребенка, а меня очень заинтересовала эта тема.
Если провести обычное занятие по изобразительно-художественной деятельности, оно даст мало знаний ребенку. Для расширения и углубления знаний помогут комплексные, интегрированные занятия, совместная образовательная деятельность по художественному творчеству и нравственно-патриотическому воспитанию.
Я выделила для себя задачи работы :
- развивать нравственно-патриотические чувства в процессе изобразительной деятельности, творческие способности, создавать условия для самореализации личности;
- воспитывать у ребенка любовь и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, Родине, толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям.
- воспитывать любовь и уважение к историческому военному прошлому.
Новизна моего педагогического опыта заключается в комплексном сочетании инновационных методов изобразительного творчества и нравственного воспитания при активном сотрудничестве с родителями.
Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своей Родине. Нравственно – патриотическое воспитание должно пронизывать все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях.
В группе я организовала центр нравственно-патриотического воспитания и центр художественного творчества. Расположили их рядом, чтобы развивать заинтересованность детей. Можно рассмотреть альбомы, иллюстрации и отразить свои впечатления в рисунке или творческой работе из бумаги. В центрах размещены: семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему: «Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево», иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы: «В годы Великой Отечественной войны», «Наше духовное наследие», «Достопримечательности города», «Архитектура», подбор стихов о родном крае, карта Брянской области, символика России, иллюстрации, тематические папки на тему: «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Российская армия», фотоматериал «Памятники воинской славы», художественная литература и дидактические игры по теме, иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья», «Народный календарь», предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, куклы в национальных костюмах, материал для художественного творчества: краски, карандаши. фломастеры, цветная бумага, разнообразный бросовый материал, картон.
Для развития познавательной активности детей важно, чтобы «информация», заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребенка к её поиску. С этой целью он периодически меняется и пополняется кроссвордами и разнообразными играми.
В своей работе использовала множество разнообразных форм работы с детьми : групповые и индивидуальные занятия, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов, игровая изобразительная деятельность, проведение развлечений, праздников, экскурсий, выставок детского творчества, рассматривание фотографий, иллюстраций.
Для реализации моей педагогической идеи я использовала инновационный метод проектной деятельности. Этот метод современный и очень эффективный, так как дает ребенку возможность экспериментировать, обобщать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Были разработаны и проведены следующие проекты: «Моя семья» «Семейные традиции», «Защитники Отечества, «Русская береза», «Моя Родина – Россия. «75-летие Победы в рисунках детей».
Среди видов изобразительного искусства, изобразительное творчество - одно из самых интересных занятий для детей дошкольного возраста: оно глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Как правило, дети любят рисовать, лепить, работать с бумагой, получая возможность передать то, что им понравилось, что вызвало у них интерес. Большей частью дети создают рисунки по представлению или по памяти. Поэтому очень важно, чтобы у детей был богатый опыт представлений о добре, о семье, о красоте родной природы, который даст пищу работе воображения и реализуется в творческой работе ребенка. Формируются эти представления в процессе простых наблюдений в играх, на прогулках, специально организованных наблюдениях, о многом дети узнают из чтения художественной литературы, рассматривания картин и иллюстраций, видеопрезентаций.
Чувство Родины у ребенка развивается с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Во время реализации проекта «Моя семья» мы проводили сюжетно-ролевую игру «Семья», учили стихи, песни, народные игры про семью. После чего -нарисовали портреты членов семьи, дома, в котором ребенок живет, организовали выставку творческих работ «Золотые руки моей мамы». Совместно с родителями изготовили альбомы для группы «Моя семья», «Папа дома», «Герб семьи». Завершился проект совместным мероприятием с родителями на тему: «Семейные традиции».
Патриотическое воспитание очень ёмкое понятие и не сводится только к любви и готовности защищать Родину. Также оно включает в себя изучение природы родного края, традиций своего народа. Природа России самобытна, разнообразна, она завораживает красотой, ошеломляет просторами, поражает величием. Потому, реализация задачи патриотического воспитания, любви к родной природе, происходило в рамках долгосрочного проекта «Русская береза». С детьми мы знакомились с жизнью и творчеством художников, композиторов, разучивали русские народные танцы, хороводы, песни, а свои впечатления отразили в творческой работе «Березка» (из разных материалов).
Работу по воспитанию любви к родному городу мы начали с бесед и показа презентации «Мой город - Новозыбков», экскурсии по улицам, знакомились с достопримечательностями. Читали стихи о родном городе, пели песни, знакомились с известными людьми города, проводили игровую деятельность на тему: «Путешествие по городу», «Новый микрорайон города». Организовали выставку творческих работ «Любимый город». Планировали и проводили занятия, специально посвященные народному творчеству: это беседы о вышивке и кружевах, рассматривание и описание изделий с орнаментом, вышитым мастерицами с. Верещаки, глиняных игрушек местных мастеров. Завершением этого проекта стало итоговое занятие «Путешествие по родному городу», и оформление альбома рисунков памятных мест Новозыбкова, где рядом с фото разместили рисунки детей.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема; «Защитники Отечества». Воины, защитники Отечества есть практически в каждой семье. Из опыта свое работы, хочу отметить, что дети и родители, особенно папы, с увлечением участвуют в подготовка и проведение этого праздника; приносят фотографии для выставки : «Служу России», участвуют в играх и аттракционах, получают подарки, выполненные руками детей.
Для формирования знаний детей о героическом прошлом была поставлена цель, расширить представления детей о Великой Отечественной войне, которая была успешно выполнена. В начале 2020 года мы начали реализацию проекта «75 – летие Победы в рисунках детей», для этого была проведена большая работа. Просматривали мультфильмы о войне, слушали песни военных лет, читали стихи, рассматривали ордена и медали, делали поздравительные открытки к 9 Мая, вспомнили о ветеранах, затронули такую тему как «Дети и война», использовали мультимедийные презентации, дети все свои впечатления отражали в рисунках. В результате мы с детьми словно прошли дорогами войны, больше узнали о ветеранах, о том, сколько сил они потратили на победу над врагом, стали лучше понимать, что такое мирное небо. Участвовали в онлайн конкурсах «Окна Победы», «Наследники Победы». «Бессмертный полк Онлайн».
Такая работа помогает подрастающему поколению понять ценность мира в котором они живут, а каждый ребенок должен понять, что мы одержали победу потому, стояли за свою Отчизну.
Уже несколько лет я являюсь руководителем кружка по художественному творчеству «Творческая мастерская», где дети учатся выполнять работы из разных материалов: это бумага, нитки, семена, салфетки с помощью нетрадиционных техник. Начиная работу кружка, основное внимание я уделяла освоению детьми основных приемов, техник, развитию творческих способностей, но потом пересмотрела свою программу и внесла изменения, добавила задачи нравственного воспитания, изменила тематику некоторых занятий, содержание. Теперь, выполнение творческих заданий, идет параллельно с развитием дружеских взаимоотношений, инициативы детей, самостоятельности, взаимопомощи, сопереживание за успехи и неудачи других. (участие детей в конкурсах)
Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Благодаря соединению художественного творчества и нравственно – патриотическом воспитании детей я отметила положительные изменения. Дети стали добрее, внимательнее, ответственнее. У них сформировалось позитивное отношение к окружающему миру, чувство эмпатии, они готовы оказать помощь, могут отличить добро и зло, много знают о городе, где родились и живут, о Родине, у них появился интерес к изучению прошлого. Но впереди у нас подготовительная группа, на которую я возлагаю большие надежды по углублению полученных детьми знаний по данной теме.
Эта работа помогла мне наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению психического и физического здоровья семьи, найти пути оптимизации взаимодействия педагог – ребёнок - семья. Родители – мои активные помощники и участники образовательного процесса.
Подводя итог своему выступлению хочу сказать, что современному воспитателю сегодня работать не просто. Он должен постоянно идти вперед и совершенствовать свое мастерство. Осваивать инновационные технологии и нетрадиционные методы. Но именно все это делает профессию воспитателя одной из самых интересных, творческих, привлекательных,
За годы работы с детьми я добилась хороших результатов, которые отмечены грамотами, активно участвовала в конкурсах.