Куликова Елена
Опыт работы по математике
▼ Скачать + Заказать документы
Для успешного обучения математике посредством игровых упражнений необходимо применять, как предметы, окружающие ребенка, так и модели изучаемого материала.
Известно, что усвоение ребенком знаний начинается с материального действия с предметами или их рисунками, моделями, схемами. Практические действия переходят в словесное описание. В результате осуществляется связь между материальной и внешне речевой формами действий. Таким образом, умственная форма действия осуществляется тогда, когда у детей уже сформированы представления или понятия.
Публикация «Опыт работы по математике» размещена в разделах
В работе с детьми часто использую дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, воображение, вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний. В дидактических играх детей привлекает необычность постановки задачи (догадайся, найди и т. п.) и способ ее подачи (помоги Незнайке определить, кто его соседи и т. д.).
Дидактические игры и упражнения направлены на совершенствование математических (количественных, временных, пространственных) представлений у детей.
В работе с детьми для развития любознательности и умственных способностей я часто использую еще и задачи-шутки, загадки, головоломки. Они не только вызывают интерес своим содержанием, занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ.
Из всего многообразия головоломок, для детей старшего возраста наиболее приемлемы головоломки с палочками. Их называют задачи на смекалку геометрического характера, т. к. в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели - видоизменить или построить пространственную фигуру. Задачи на смекалку даю в определенной последовательности, начиная с более простых: составь геометрическую фигуру - треугольник из 3-х спичек; квадрат - из 4-х; прямоугольник - из 6-ти. Большой треугольник - из 6-ти спичек, а маленький из 3-х; большой квадрат - из 8-ми спичек, а маленький - из 4-х. Сравни фигуры: чем они отличаются, чем похожи. Затем использую прием пристроения, присоединения одной фигуры к другой: составь два треугольника - из 5-ти спичек, один квадрат и два треугольника - из 5-ти спичек, три треугольника - из 7-ми, четыре треугольника - из 9 и т. п. Не все дети справляются с этим заданием. По мере накопления опыта в решении подобных задач методом «проб и ошибок» количество неправильных проб у детей начинает сокращаться.
Предлагая детям более сложные задачи на перестроение фигуры, формирую у детей умение обдумывать ходы мысленно, полностью или частично решать задачу в уме, ограничивая практические пробы. Даю оценку, подтверждение правильности или ошибочности хода: «Эту палочку ты убрал правильно Кирилл. Подумай, как дальше решить эту задачу». Стимулирую активность детей, помогаю находить правильное решение.
Развитию логического мышления, смекалки, сообразительности способствует обучение детей решению логических задач на поиск недостающих в ряду фигур. Для успешного решения подобных задач необходимо развивать у детей умение обобщать фигуры по выделенным признакам, сопоставлять обобщенные признаки одного ряда с признаками другого. Обращаю внимание детей на таблицу и спрашиваю: Какой фигуры не хватает в 3-ем ряду (1,2,3,4,5 и 6-ой? Настя В. говорит, что не хватает 6-ой, Максим - 4-ой, Вика - 6-ой, Руслан - 4-ой, Никита -3-ей. После этого начинаем анализировать. Выслушиваю ответы детей, но не подтверждаю их правильность или ошибочность, чтобы направить внимание детей на поиск верного решения и только после этого сообщаю итог решения задачи. Характер задач усложняется постепенно: от задач, где скрыто 1-2 признака, к задачам - 3-4-х признаков, что способствует постепенному повышению требований к детям в развитии самостоятельности, скорости решения, умения обосновывать его.
Развитию любознательности и умственных способностей у детей способствуют игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Одна из несложных игр «Танграм» или головоломка из картона. Квадрат, окрашенный одинаково с двух сторон, разрезают на семь частей. Играть в эту игру учились постепенно. Сначала учила отличать признаки геометрических фигур, потом составляли простейшие разнообразные геометрические фигуры. Затем составляли сложные фигуры по элементному изображению предмета. Предлагала детям образцы, на которых указано месторасположения одной-двух составных частей, остальные они располагали самостоятельно. И только после этого переходим к построению фигуры по замыслу, что свидетельствует о проявлении творческих способностей у ребенка, самостоятельности, гибкости ума, смекалке, сообразительности.
Так же развитию любознательности и умственных способностей способствуют задачи-шутки. В них анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения (два конца, два кольца, а посередине гвоздик; четыре брата под одной крышей живут и т. п.). Детям очень нравятся задачи и они с интересом вслушиваются и отгадывают их, стараются выдумать свои задачки. В задачах-шутках в большей мере проявляется находчивость, смекалка, где ответ замаскирован внешними условиями (ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего; Сколько концов у палки и т. п.).
Так, методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный материал, способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, любознательности и развитию умственных способностей, интереса к математическим знаниям, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.