Алла Ануфриева
Опыт работы по логоритмике
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по логоритмике
В детских садах на сегодняшний день самая актуальная тема – коррекция речевых нарушений, поскольку именно эта патология наиболее часто встречается в дошкольном возрасте. В современной педагогике одной из коррекционных здоровьесберегающих технологиий является логоритмика.
Музыкально-двигательные игры помогают ребенку развить общую моторику. А это благотворно влияет на появление экспрессивной речи. Логоритмические занятия помогают заинтересовать детей, удержать их внимание, вызвать живой, искренний интерес к процессу обучения. Дети с удовольствием выполняют несложные подвижные игры с музыкальным сопровождением.
Публикация «Опыт работы по логоритмике» размещена в разделах
В проведении логоритмических занятий выдерживаю определенные требования:
- занятия составляются с опорой на лексические темы;
- содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков;
- каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность;
-в сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.
Последовательность коррекционной работы варьирую в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей. Упражнения логопедической гимнастикой дети выполняют сидя: такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела. В артикуляционную гимнастику включаю статические и динамические упражнения для языка и губ. Дозировку повторений одних и тех же упражнений определяю с учетом характера и тяжести речевого нарушения. Детям, которым не удается овладеть артикуляционными навыками, оказываю целенаправленную индивидуальную помощь.
Пальчиковые игры и речедвигательные упражнения на занятиях логоритмики организую под музыкальное сопровождение или без него. Главной задачей этих игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.
Упражнения разучиваем поэтапно: сначала текст, затем движения, потом произносим текст вместе с выполнением упражнений. Стихотворения подбираются так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног, и туловища, произносятся в умеренном темпе с речевыми паузами и логическими ударениями.
В занятия логоритмики обязательно включаю коммуникативные игры и танцы. Разучивание танцевальных движений проходят поэтапно. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детской группе. Игры с выбором участника или приглашением позволяют задействовать малоактивных детей. При отборе игр обязательно учитываю то, чтобы их правила были доступны и понятны детям. В коммуникативных танцах и играх не оцениваю качество выполнения движений, что позволяет ребенку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.
На занятиях по логоритмике отрабатываю не только технику дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, их слаженность, только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. На занятиях связь речи с музыкой и движением кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребенка позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребенка к занятиям. Еще один плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые. Это помогает ребенку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и учиться с ним активно взаимодействовать.
Считаю, что логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т. д. В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития.