Елена Игоревна Банщик
Опыт работы педагога-психолога по теме самообразования «Пластилинография»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы педагога-психолога
по теме самообразования
«Пластилинография как средство развития мелкой и крупной моторики у детей дошкольного возраста»
Нетрадиционная техника работы с пластилином – пластилинография позволяет наряду с традиционными приемами, направленными на овладение детьми только лишь определенных навыков, осуществлять нетрадиционный подход к продуктивной деятельности. Это даёт огромный стимул к развитию как творческого потенциала ребёнка, так и развитию его личности в целом.
Публикация «Опыт работы педагога-психолога по теме самообразования „Пластилинография“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Работа психолога в ДОУ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Цели и задачи:
• Учить принимать задачу, действовать по образцу и по словесной инструкции.
• Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
• Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного анализатора для уточнения и обогащения восприятия их формы, пропорции, цвета.
• Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
• Развивать усидчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.
• Развивать художественное восприятие и эстетический вкус.
• Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ
В своей проектной деятельности я использую следующие принципы:
1. Принцип развивающего обучения.
«Обучение только тогда хорошо когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития» Л. С. Выгодский
В основе принципа лежит закономерность, согласно которой обучение – движущая сила целостного развития личности ребенка, становления у него новых качеств ума, памяти и других сторон психики, а так же формирование способностей, интересов, склонностей.
2. Принцип воспитывающего обучения.
Правильно организованный процесс обучения всегда носит воспитывающий характер и не только обогащает детей знаниями, но и развивает умственные способности, формирует личность в целом. Обучение должно быть построено так, чтобы само по себе воспитывало ребенка.
3. Принцип свободы выбора.
Детям представляется возможность самим решать, как будет оформлена их картина, какую цветовую гамму выбрать и т. д. Содержание тем и задач корректируется с опорой на интересы детей.
4. Принцип обогащения.
При экспериментировании с формой, цветом происходит обогащение сенсорно-чувственного опыта, активного и пассивного словаря детей.
5. Принцип доступности
Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям детей, уровню их развития.
6. Принцип личностно – ориентированного обучения.
Принцип заключается в признании ценности личности каждого ребенка и нацеленности обучения на раскрытие и развитие его индивидуальности, позволяет строить индивидуализированный подход к особо одаренным детям.
Прежде чем приступить к лепке, необходимо научиться основным приемам работы с пластилином, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.
Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик.
Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в столбик.
Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между пальцами, или прижимают к листу. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека и других вспомогательных инструментов (трубочек, палочек и т. п.).
Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели.
Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формируют новый элемент или деталь.
Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.
Занятия кружка «Пластилинография» проводились с детьми младшего дошкольного возраста (4-5 лет) и детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) во вторую половину дня: 2 раз в неделю.
В результате систематичной и поэтапной работы дети:
• Умеют передавать простейшие образы предметов, явлений окружающего мира посредствам пластилинографии.
• Дети владеют основными приемами пластилинографии.
• Развиты сенсорные способности, композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика.
• Могут самостоятельно выполнять задания, без помощи педагога.