Нина Лобанова
Опыт работы о деятельности экологической направленности в группе детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы о деятельности экологической направленности в группе детей старшего дошкольного возраста
Удивительный мир природы. Он встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В сердце каждого из нас с детства остаются нежные щемящие воспоминания: узкая тропинка в лесу, тихий пруд с зелеными берегами, золотистое поле пшеницы. Эти памятные картины согревают сердце во взрослой суетной жизни.
Дошкольное детство начальный этап становления человеческой личности и в этот период закладываются основы личностной культуры, в том числе и экологической.
Публикация «Опыт работы о деятельности экологической направленности в группе детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к природе его окружающей, к себе и людям, как к части природы. Вот поэтому наш детский сад уделяет большое внимание экологическому воспитанию.
Задачи работы с детьми следующие :
• развивать наблюдательность и любознательность детей;
• формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений;
• развивать эстетическое восприятие природных явлений;
• упражнять в определении состояния погоды;
• закреплять представления о сезонных изменениях, поведении животных и птиц;
• воспитывать у детей чуткое отношение ко всему живому;
• воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.
Для работы по экологическому воспитанию в группе создан «Зимний сад», где находятся различные комнатные растения.
Центр экспериментирования, где дети проводят разные опыты
В уголке «Здоровья» появились кора деревьев, грецкие орехи, разнообразные запахи (аромотерапия, бусы, чётки, бумага, схемы для выражения эмоций, массажеры, схемы для точечного массажа и т. д. Все эти предметы хорошо снимают напряжение, агрессию, негативные эмоции. Дети, занимаясь этими предметами незаметно для себя оздоравливаются.
Цветные камушки, листочки – приготовлены для удовольствия, радости, тепла.
Губки, бумага – для снятия стресса.
Наблюдения, которые организуются в ходе занятий, являются основой и составляющей частью всей работы, т. к. целенаправленные наблюдения за живой и неживой природой в разное время года дают возможность сравнивать наблюдаемые объекты, определить влияние природы на изменение этих объектов.
С большим интересом проходят занятия, содержащие демонстрационные опыты, элементы самостоятельного экспериментирования при ознакомлении со свойствами воды, воздуха, песка и т. д. В процессе занятий дети учатся высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.
На участке и рядом с территорией детского сада растут берёза, рябина, клён, сирень, липа, ель – эти деревья устойчивы к загрязнению городской среды. Например; тополь и рябина способствуют ионизации воздуха, клён выделяет органические вещества, губительные для микробов, а наилучшими шумозащитными свойствами обладают клён, тополь, липа.
Развитию аналитико-синтетических умений способствовали ситуационные задачи на фантазирование, проблемные ситуации типа «что будет, если…», составление коллекций, ментальных карт. Найти ответ на задачу «Какие места в городе опасны или полезны для здоровья» способствовало «путешествие по карте города».
Итоговые занятие проводятся в виде КВНов, различных интеллектуальных игр: «Что? Где? Когда?», «Поле Чудес», праздники: «Праздник березки», «Яблочный спас», квест игр.
Кроме того, в план введены эколого-оздоровительные прогулки и экскурсии: «Экскурсия в огород», «Экскурсия на клумбу с цветами», «Экскурсия на луг». Для того чтобы дети имели возможность последовательно и систематически изучать сезонные явления природы.
Для того чтобы не только познакомить детей с овощными культурами, но и привить им простейшие навыки по уходу за ними создан огород, на котором растут различные овощные культуры. Приятно наблюдать, как зеленеет укроп, цветут кабачки, вытягивается лучок. Овощи, которые дети вырастили своими руками, используются для приготовления блюд и меню детского сада.
Кроме того, на территории детского сада создан аптечный огород, где дети знакомятся с лекарственными растениями, такими как ромашка, тысячелистник, подорожник, чистотел, полынь горькая, крапива.
Весной, как только тает снег, на клумбах появляются первые цветы. Мы, воспитатели, вместе с детьми ежегодно сажаем астры, бархатцы, георгины, анютины глазки. Эти замечательные цветы радуют глаз и украшают территорию круглый год.
Весной, как только тает снег, на клумбах появляются первые цветы. Мы, воспитатели, вместе с детьми ежегодно сажаем астры, бархатцы, георгины, анютины глазки. Эти замечательные цветы радуют глаз и украшают территорию круглый год. Весной, как только тает снег, на клумбах появляются первые цветы. Мы, воспитатели, вместе с детьми ежегодно сажаем астры, бархатцы, георгины, анютины глазки. Эти замечательные цветы радуют глаз и украшают территорию круглый год.
Организуется «Фотовыставка домашних питомцев», на которой дети не только рассказывают о своих любимцах, но и делятся собственным опытом воспитания и ухода за животными.
Очень большое значение нами уделяется работе с родителями, прежде всего через коллекционирование (коллекции перышек птиц, фотографий птиц, поделок).
Осенью проводили выставку «Дары природы», где дети совместно с родителями изготавливали поделки из природного материала. Все участники были награждены грамотами.
Также совместно с родителями был проведен смотр-конкурс на лучшую кормушку.
Участвовали в конкурсе «Умный мусор»
Родители организовали для детей всей группы отдых на природе «Мой весёлый выходной», от которого останутся у детей впечатления на всю жизнь». Здесь родители могли наглядно на примере показать, что нельзя в природе оставлять за собой мусор, иначе к чему может это привести.