Стопоренко Ирина Васильевна
Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшей группы»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Изменилось и отношение людей к Родине, что потребовало модернизации российского образования.
Публикация «Опыт работы „Нравственно-патриотическое воспитание детей старшей группы“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Темочки
Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
На огромную значимость этого фактора обращает наше внимание Президент Российской Федерации В. В. Путин. В подписанном им Указе «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» сказано: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. (.) Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской Империи, и в Советском Союзе».
Важность нравственно-патриотического воспитания подчеркнута в целом ряде нормативно-правовых актах:
- в Федеральном законе от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ» говорится о том, что «воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий социализации ребенка на основе духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный 17 октября 2013 г. Приказом Министерства образования и науки РФ №1155, утвердил принципы приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства и учет этнокультурной ситуации развития ребенка, а так же поставил важнейшую задачу, которая требует «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём крае, приобщение к миру его культуры, его ценностям. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.
Как уже отмечалось выше, современные нормативные документы требует от педагогов глубокой работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей. В обществе доминирует приоритет материальных интересов и прагматических ценностей над духовными и нравственными. Резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Отечественные традиции воспитания подменяются более современными, западными образцами. Широкое распространение в общественном сознании получили равнодушие, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.
Актуальность проблемы заключается в том, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о малой родине, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Но как всему этому научить детей дошкольного возраста, в какой форме лучше донести до детей эти знания. Данный вопрос побудил меня начать работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей в своей группе.
Понимая важность данной проблемы, я поставила перед собой цель:
Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, детском саде, о родном селе, своей стране, о Российской Армии.
Исходя из цели, мною были определены следующие задачи:
• Формирование ценностного отношения к культурно-историческому наследию своей малой родины;
• Воспитание бережного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению;
• Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
• Расширение представлений о городах России;
• Знакомство детей с символами государства;
• Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• Воспитание чувства уважения и заботы к защитникам Отечества.
Прежде чем начать работать над данной темой я решила повысить свою теоретическую подготовку. Изучив литературу, которая помогла мне узнать опыт и наработки других педагогов, я пришла к выводу, что воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от нас педагогов большой личной убеждённости и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к малой родине, к своей стране.
Свою практическую деятельность я начала с составления перспективного плана по работе с детьми и по работе с родителями. При составлении перспективного плана работы использовала программу Н. Г. Зеленовой, Л. Е. Осиповой «Мы живем в России», опиралась на рекомендации Е. Ю. Александровой, Е. П. Гордеевой, М. П. Постниковой, Г. П. Поповой, данные в пособии «Система патриотического воспитания в ДОУ». Учебно-методическое пособие Н. В. Алёшиной «Патриотическое воспитание дошкольников»
Содержание и технология ознакомления детей с родным краем, планирование деятельности взяты из методических пособий Комратовой Н. Г., Грибовой Л. Ф. «Патриотическое воспитание детей 4-6, 6-7 лет» и Мосаловой Л. Л. «Я и мир» (конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста).
При составлении перспективного плана мною учитывались индивидуальные и психологические особенности детей, уровень их интеллектуального развития. Планируя работу с детьми, старалась использовать разнообразные формы: занятия, игры, беседы, чтение художественной литературы, конкурсы, рассказы, викторины, развлечения и праздники. Все это должно способствовать более эффективному процессу воспитания патриотических качеств у дошкольников.
Свою систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста организовала по принципу «от простого к сложному». Она состоит из следующих тематических блоков:
Тематический блок «Моя семья»
Одной из самых близких, простых и доступных тем является тема «Семья», так как мир ребенка начинается с его семьи.
В рамках этой темы с детьми проведены:
- беседы о семейных традициях и праздниках, правах и обязанностях всех членов семьи;
- игровая деятельность, в ходе которой дети разыгрывали игровые сюжеты по теме «Моя семья»; а также игры на закрепление понятий: «родня», «состав семьи»;
- обсудили различные ситуации из жизни семьи;
- составили рассказы о членах семьи на основе личного опыта;
- рассмотрели семейные фотоальбомы;
Для усвоения у детей знаний, я провела ряд обобщающих бесед, которые были направлены на формирование представлений о семье,
Кроме того, в рамках итогового мероприятия дети совместно с родителями приняли участие в выставке детского творчества по темам: «Моя семья».
В ходе проведения праздников: «День матери», «8 марта» дети старались показать и доказать, что мама является главной радостью в жизни каждого человека, показывали свое нежное и трепетное отношение к своим мамам.
Результатом реализации данного направления стало воспитание любви к самым родным и близким людям на земле. Так в ходе работы у дошкольников постепенно складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок начинает принимать свой дом таким, каков он есть и любить его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине.
Тематический блок «Детский сад»
Тема «Детский сад» чрезвычайно важна для формирования у детей чувства эмоциональной привязанности к ближайшему окружению, воспитания уважения к людям, работающим в детском саду.
Дошкольное учреждение для ребенка является тем местом, в котором он проводит много времени и должен чувствовать себя комфортно и уверенно. Начиная с младшего дошкольного возраста, дошкольников знакомлю с расположением помещений детского сада. Дети с удовольствием посещают кабинеты, свободно и самостоятельно ориентируются в здании и территории ДОУ. Также провожу экскурсии по детскому саду, во время которых дошкольники знакомятся с сотрудниками, условиями и особенностями их труда. На основе полученных впечатлений провожу беседы о важности труда всех людей, работающих в ДОУ. Дети впоследствии составляют рассказы, отражают свои впечатления и отношения в других видах деятельности: изобразительной (изготовление поделок из природного и бросового материала в подарок детям-малышам, игровой (сюжетно-ролевая игра «Детский сад», художественно-речевой, театрализованной и др.
В детском саду согласно учебному плану проводятся мероприятия, посвящённые дню дошкольного работника, на которых дети моей группы поздравляют сотрудников детского сада и дарят подарки, сделанные своими руками.
В ходе проведенной работы дети свободно ориентируются в здании и на территории дошкольного учреждения; познакомились с традициями детского сада, с элементарными общепринятыми нормами и правилами взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; у детей сформированы представления об отношении к труду через знакомство с профессиями работников детского сада.
Тематический блок «Моя малая родина»
В рамках данной темы провела следующие тематические занятия:
- «Путешествия по улицам села Чесноково» - в ходе, которого ребята закрепили названия улиц села, вспомнили, какие значимые объекты на них расположены;
- «Откуда хлеб пришел?» - во время проведения данного занятия у ребят воспитывалось уважение к труду взрослых и т. д.
- знакомлю детей с родным селом, его историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми; с улицами нашего села;
- организую целевые прогулки к проезжей части дороги;
- для закрепляю названий улиц, на которых живут дети, а также название улицы, на которой расположен детский сад; использовала дидактическую игру обучающего характера, «Где ты живешь?» в ходе, которой ребята закрепляли знания о родном селе, названия улиц.
- организую игры в дорожно-транспортном уголке.
- провожу экскурсии по родному селу. Ничто так наглядно и ярко не может воздействовать на сознание ребенка, как экскурсии для ознакомления детей с родным селом, его историей. В разное время года были организованы и проведены экскурсии в разные места (школьный музей, библиотеку, СДК, к памятнику воинам погибшим в годы великой отечественной войне, которые давали ребятам возможность получить много новых и ярких впечатлений и знаний.
Совместно с детьми приняли участие:
- в митинге, посвящённом памяти жертв политических репрессий, возложили цветы (сделанные с детьми) у закладного камня;
- участие в шествии на день села (грамота за лучшее представление в шествии);
- участие в сельском фестивале на день матери «Созвездие талантливых»
Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Воспитывая любовь к родному краю, приучаю детей беречь природу, охранять ее. Важно прививать детям умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, поощрять желание детей больше узнать о родной природе. Через игры («Разные ситуации») закрепляли правила поведения в природе, составляли кодекс правил поведения в лесу, составляли рассказы («Что будет, если исчезнут леса, птицы»). Изготовила лэпбук «Берегите природу», дидактическую игру «Животные планеты земля», провела открытое занятие на уровне района Квест – игру по экологии «Сохраним природу – поможем планете».
В результате проведенной работы у детей возрос познавательный интерес к истории родного края, уважение к знаменитым землякам. Дети узнали, что люди разных профессий трудятся на благо района, села, стараются сделать жизнь сельчан удобнее, интереснее. Укрепилось чувство любви к родному краю и ощущение гражданина своей малой Родины.
Тематический блок «Родная страна»
Особенно сложна для восприятия детей тема «Родная страна». В рамках данной темы детей познакомила:
- с названием своей страны;
- с названием столицы России – г. Москва;
- с государственной символикой России: гербом, флагом, гимном;
- с городами-героями;
Были проведены такие тематические занятия:
- «День народного единства» - в ходе данного занятия ребята прославляли нашу Родину, ее богатство и мощь, делали народную куклу Кувадку для создания «Хоровода дружбы».
- «Белый, синий, красный» - на данном занятии ребята знакомились с главным символом нашей страны – флагом, историей его появления.
- Занятие – викторина «Родина – Россия»
В рамках работы по гражданско – правовому воспитанию провели сюжетно – ролевую игру «Выборы президента сказочной страны», играя дети знакомились с избирательным правом. Посетили избирательный участок во время выборов президента РФ.
Для практического применения в работе с детьми оформила тематическую уголок «Государственные символы России», а также стенд «Города-герои России».
В результате проведенной работы детям привиты такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», дети осознают важность победы нашего народа, понимают, за что Родина чтит своих героев, знают о том, что имена героев увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Тематический блок «Наша Армия»
- НОД: знакомство с вехами военной истории России («Живи в веках, моя Россия!», расширение представления о защитниках Отечества в разные исторические эпохи («Знакомство с биографией М. И. Рогачева», формирование у детей образа героя, защитника своего государства, («Наша Армия», «Защитники Отечества»). «Доблестные воины России» - ребята знакомились с основными родами войск Российской армии, воспитывалось уважение к подвигам защитников Отечества.
В ходе занятий ребята были активны, охотно делились своими мыслями и впечатлениями. В преддверии праздника День защитника Отечества была проведена игра «Что делают солдаты?» - где ребята получили знания о службе солдат в Российской армии, о значимости их долга для страны.
Тематических праздники:
- музыкально - спортивный праздник «Папы могут всё», который оставил неизгладимый след в душе каждого ребенка, с каким желанием победить и принести победу своей команде ребята отправлялись в различные ситуации – метко стреляли, играли в переправу и т. д.
- «День Победы!» В ходе праздничных мероприятий дети закрепили знания о символах праздника Победы - Вечном огне, Параде Победы, георгиевской ленточке, праздничном салюте.
- участие в концерте посвящённом Дню Победы в СДК;
- участие в акции «СпасибоZащитникам» Амурская область;
- участие в акции «Своих не бросаем» (собрали посылку солдатам в зону СВО)
Большое значение для более эмоционального восприятия детьми информации имеет художественная литература, согласно перспективному плану работы с детьми в течение года они знакомились со стихотворениями о России, о Амурской области, с творчеством дальневосточного поэта И. А. Еремина, много произведений было прочитано о труде взрослых в разные этапы развития Российского общества, о подвигах народа в годы Великой Отечественной войны, множество стихотворений русских поэтов, прославлявших красоту и величие русской природы.
Разбирая эти произведения, ребята передавали свое отношение к происходящим событиям, учились рассуждать, делать умозаключения.
С традициями и обычаями русского народа ребята познакомились на масленичной неделе, которая завершилась проведением масленичных гуляний с участием родителей на территории детского сада.
Формы работы по патриотическому воспитанию с детьми:
1. Сбор наглядного материала с помощью детей и родителей (значки, открытки и пр.) для использования в беседах с детьми.
2. Проведение конкурса детских рисунков.
3. Проведение экскурсий в школьный музей
4. Организация выставки картин на военно-патриотическую тему отечественных художников.
5. Организация выставки детских работ военно-патриотической тематики.
6. Прослушивание аудиозаписей для детей.
7. Чтение произведений.
8. Проведение цикла тематических занятий.
Создание предметно-развивающей среды
Немаловажным фактором нравственно – патриотического воспитания является предметно-развивающая среда. Именно в определенном предметно-развивающем пространственном окружении ребенок приобретает знания, овладевает культурой и приобретает эстетический вкус. Предметно-развивающая среда в группе выполняет две важные функции: информационную и развивающую. С этой целью в группе был организован уголок патриотического воспитания, который включает в себя:
• Символика нашего государства (изображение герба, флага).
• Портрет президента России.
• Фотоальбом о столице нашей Родины: «Москва – главный город России».
• Художественная литература по ознакомлению с родным краем и страной.
• Подобраны дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос» и др.
• Оформлены папки для рассматривания: «Моя семья», «Русская матрешка», «Государственная символика России», «Природа нашего края».
• Подобрана методическая, художественная литературу, через которую дети усовершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.
Подводя итоги о проделанной работе, пришла к следующему выводу:
что проведенная мной работа по воспитанию нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами различных видов деятельности дала положительный результат.
Дети старшей группы знают название страны в которой они живут, символику страны, государственные праздники. Сформированы представления об историческом прошлом нашей Родины.
Родители убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного края и, конечно же стали активно участвовать во всех мероприятиях, проводимых в группе и в детском саду.
Таким образом, можно сделать вывод, что систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка в процессе использования различных видов деятельности способствует воспитанию патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста.
Патриотизм начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие они играют огромную роль в становлении личности патриота.