Наталья Данилова
Опыт работы «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы воспитателей Даниловой Н. В. и Шатравиной О. Ю. «Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями».
Мы считаем, что данное направление актуально во все времена так, как воспитатели и родители взаимодействуют друг с другом, общаются и решают поставленные задачи сообща.
Согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста должна строится на принципах ценностного единства и сотрудничества, что и является важным аспектом в нашей работе.
Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько взаимопонимание, взаимодополнение детского сада и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.
В своей работе мы предпочитаем взаимодействие с родителями, которое предполагает диалог и установление «обратной связи».
Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать их участниками воспитательного процесса? Для этого мы в своей работе стараемся использовать, кроме традиционной формы общения с родителями, и нетрадиционные, которые помогают создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями, установить доверительные и партнерские отношения, вовлечь семьи в единое образовательное пространство.
В своей работе используем информационно – аналитические, познавательные, досуговые, общественно – полезные формы взаимодействия с родителями воспитанников.
Мы воспользовались схемой классификации нетрадиционных форм Т. В. Кротовой. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.
Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по различным темам.
Кроме анкетирования, нам в работе с родителями помогает «Почта доверия» группы - это сделанный нами почтовый ящик, куда родители кладут записки со своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания, образования ребенка. Эти вопросы обсуждаются на родительских собраниях или в виде консультаций как в письменной, так и в устной индивидуальной формах. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями (можно анонимно) и эффективна, когда нехватка времени мешает встретиться с родителями лично.
О предстоящих мероприятиях родители узнают из ярких пригласительных, вывешенных в приемной.
Форма проведения родительского собрания зависит от запросов и интересов родителей, это может быть и деловая игра или вечер вопросов и ответов, либо заседание в виде круглого стола, родительской гостиной. Родители являются активными участниками: отвечают на вопросы, предлагают варианты ответов на ту или иную педагогическую проблему, обыгрывают ситуации, становятся участниками разминок, пробуют играть в различные игры. В конце таких встреч проводим обсуждения с родителями – что понравилось, какие наши советы применимы на практике, какие бы вопросы хотели еще обсудить. Часто показываем презентации с использованием фотографий и видеозаписи деятельности детей.
В рамках года семьи провели детско-родительский в «Мастер-класс» по изготовлению «Герба семьи». В ходе мероприятия родители смогли увидеть все этапы занятия, которые проводятся с их детьми : от эмоционального настроя до рефлексии. познакомились с некоторыми педагогическими приемами, используемыми нами на занятиях и смогли принять участие совместно с детьми. Общение между нами и родителями получилось непринужденным и доверительным. Родители смогли провести время со своим ребенком на пользу, создавая творческие работы «Герб семьи», которые мы оформили в альбом, который хранится у нас в патриотическом центре и дети с удовольствием рассматривают его.
В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности. Как правило, любой проект, как маленький, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание фотогазет, выставок, поделок, проведение экспериментальной деятельности и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками в любом деле.
Самая популярная и любимая форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Традиционно у нас в группе проводятся праздники и развлечения совместно с родителями «День отца» «День матери». Родители являются не только зрителями, но и активными участниками этих праздников.
Привлекаем родителей к участию в театрализованных постановках. В этом году мы совместно с родителями провели для детей развлечение «Переход в подготовительную группу», на котором родители выступили в роли актеров. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество с семьей.
Стараемся к каждому празднику оформить фотозону для семейного фото.
По итогам таких праздников создаются презентации, альбом группы пополняется фотографиями. С этими материалами знакомятся другие семьи на родительских собраниях, в личных беседах с воспитателями, что вызывает желание у многих принять участие в совместных мероприятиях в следующий раз.
Одной из результативных форм являются выставки совместного творчества. Перед этим мы показываем детям уже готовые работы, побуждаем к созданию совместных с родителями композиций. Родители проявляют интерес, увлекаются, создают разнообразные совместные с детьми поделки, рисунки, фотогазеты. Участники выставок, конкурсов награждаются грамотами на общих утренниках, собраниях.
Родители охотно участвуют в акциях «Посылка солдатам», «Помоги птицам зимой», «Открытка к «Дню пожилого человека». Раскрывается творческий потенциал семей.
Привлекаем родителей к помощи по украшению группы, благоустройству участка. Они и красят, и строят, и помогают в оформлении.
Родители помогают пополнить предметно - развивающую среду различными атрибутами к играм, театрализованной деятельности, для проведения утренней гимнастики.
Также проводим совместные прогулки, экскурсии. В престольный праздник «Иоанна Богослова» посетили храм в станице. Это позволяет добиться положительных результатов во взаимодействии с родителями, повысить их педагогическую культуру и интерес к воспитанию детей.
По итогам в приемной вывешиваются фотографии, с которыми могут ознакомиться родители, не посетившие экскурсию.
Препятствовать развитию взаимоотношений между педагогами и родителями может такой фактор, как нехватка времени. В своей работе активно используем группу в Ватсапе - «Солнышко». Это позволяет проинформировать гораздо большее число «занятых» родителей необходимой информацией. По итогам образовательной деятельности в группе выставляются фотографии, с которыми могут ознакомиться родители.
Также после каждого развлечения, праздника выставляем фото и видео отчет, с которыми могут ознакомиться родители, не посетившие мероприятие.
Четыре принципа эффективного информирования : актуальность, конкретность, позитивность, регулярность.
Мы можем обсуждать с родителями то или иное мероприятие, обмениваться опытом. Можно заниматься индивидуальной работой с проблемными семьями (дистанционное сопровождение) и получением обратной связи. Включать в электронную рассылку статьи и памятки психолого-педагогического характера. Делаем рассылки, которые помогают родителям быть в курсе всех мероприятий, которые происходят в учреждении. Основной девиз: «Все, что вы узнали сами, - расскажите другим родителям!
В результате нашей работы с родителями мы еще раз убедились, что главное, чтобы подход к работе не носил формальный характер, а необходимо применять как можно больше новых современных приемов и методов.
В результате внедрения нетрадиционных форм работы с родителями отмечается повышение интереса к жизни детей в группе, ответственности родителей за воспитание ребенка в семьях. Повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах детско-родительских отношений. Постепенно сложились доверительные отношения. Родители стали активными участниками всех дел группы, нашими помощниками. Мы с уверенностью и гордостью можем сказать - на сегодняшний день наши родители - самые активные и позитивно настроенные в детском саду «Колосок».
Это мотивирует нас не останавливаться на достигнутом, а искать новые формы сотрудничества, а именно: планируем использовать в работе проведение открытых занятий для родителей, «Семейное чтение», внедрение родительского опыта «Что умеют наши мамы», «Играем вместе», создание сайта группы, провести нетрадиционные родительские собрания - Круглый стол «Подготовка к школе» и игру «Устами младенца», к которой сейчас собираем материал»