МААМ-картинки

Опыт работы «Наше экспериментирование»

Раиса Михайловна Федоренко
Опыт работы «Наше экспериментирование»
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы по опытно-экспериментальной деятельности

в средней группе «Наше экспериментирование»Воспитатель МАДОУ «Колокольчик» г. Когалым Федоренко Р. М.

(1 слайд)

Добрый день, уважаемые коллеги…. Все мы знаем, что одним из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста является – детское экспериментирование. Сегодня я представлю опыт работы по данному направлению.

(2 слайд)

Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?

Публикация «Опыт работы „Наше экспериментирование“» размещена в разделах

(3слайд)

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, речь, мыслительную деятельность, развивает творческие способности, формирует трудовые навыки. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Педагогическая практика показывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего и младшего дошкольного возраста. Они с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолетики; пробуют делать пену, превращать снег в воду, а воду в разные цветные льдинки; надувают мыльне пузыри.

(4 слайд)

Основная задача ДОУ - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям и открытиям, создать необходимые для этого условия.

Условия для экспериментально – исследовательской работы детей представлены на слайде:

1. Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, наполняя их опытами, экспериментами, исследованиями, наблюдениями.

2. Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному экспериментированию.

3. Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей.

4. Создание в группах центров для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные вместе со взрослым опыты самостоятельно в свободное время.

5. Использование «Центра природы» и «Огорода на окне» для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями.

6. Привлечение родителей к исследовательским детским проектам. Проведение консультаций по созданию условий для экспериментирования в домашних условиях.

(5 слайд)

В нашей группе мы оборудовали центр экспериментирования. В нем есть хозяин - Знай, который всегда рад видеть маленьких исследователей и строго следит за соблюдением правил поведения и безопасности, а еще к нему «заходят» другие известные герои сказок и мультфильмов. Центр предназначен для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий, содержанием которого являются:

(6 слайд)

• Книги познавательного характера в соответствии с возрастом;

• Тематические альбомы.

(7 слайд)

Коллекции: семена различных растений: (зимы, весны, осени, «Бумага», «Пуговицы» ,«Ткани».

• Мини-музей (тематика различна, «бумага», «камни», «ракушки»,и др.).

• Песок, глина.

(8 слайд)

• Набор игрушек резиновых, пластмассовых для игр с водой.

• Материалы для игр с мыльной пеной, красители – пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

• Семена бобов, фасоли, гороха.

• Некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука).

Простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек, зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

(9 слайд)

Бросовый материал: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки.

• Персонажи, наделенные определенными чертами («Почемучка», от имени которой моделируется проблемная ситуация).

(10 слайд)

• Детские фартуки, полотенца, тряпочки, щетка и совок.

(11 слайд)

• Схемы проведения опытов, алгоритмы действий и модели обследования.

(12 слайд)

• Карточки – схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем)

(13 слайд)

• Правила работы с материалом, доступным для детей данной возрастной группы.

В своей практике я использую метод проектов, так как проектная деятельность подразумевает взаимодействия всех участников образовательного процесса: дети, родители, педагоги, а совместная работа раскрывает творческие способности детей и вовлекает родителей в воспитательный процесс. Что естественно сказывается на результате работы. В этом году нами были реализованы такие проекты, как «Осень золотая», «Вода – волшебница», «Что мы знаем о сахаре?».

(14 слайд)

В рамках реализации проекта «Осень золотая», дети расширили знания о состоянии погоды, во время прогулки проводились наблюдения за ветром и листьями. Родителями была оформлена выставка «Дары осени».

(15 слайд)

Проект «Вода – волшебница» позволил узнать много нового и интересного о свойствах воды. Детям были предложены следующие опыты : «Вода прозрачная», «У воды нет запаха», «Вода меняет свой цвет» и другие, которые позволили взять на себя роль юных исследователей, тем самым повысить познавательный интерес. Данный проект помог детям прийти к выводу – «Воду надо беречь!».

(16слайд)

При реализации проекта «Что мы знаем о сахаре?», дети познакомились с видами и свойствами сахара, а также узнали о положительном и отрицательном воздействии сахара на организм человека. С большим интересом дети совместно с родителями проводили эксперименты и опыты.

(17 слайд)

Экспериментирование может быть организованно в трех формах:

-НОД

-совместная деятельность педагога и воспитанника

-самостоятельная деятельность детей.

Решающую роль в работе с младшим и средним дошкольным возрастом детей играет непосредственно образовательная деятельность с четко поставленной проблемой или «решение проблемных ситуаций» и познание с элементами экспериментирования. Первая позволяет развивать у детей познавательную активность, умение выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы самостоятельно или с помощью взрослого. Вторая форма непосредственно образовательной деятельности конкретно формирует представления об объектах и явлениях через опыт или эксперимент.

(18 слайд)

При разработке содержания познавательных занятий следует учитывать следующие задачи:

учить определять форму, цвет, величину, вес (легкий, тяжелый) предмета;

расширять представления о свойствах предмета (твердый, мягкий, прочный);

учить узнавать и называть материал (бумага, ткань, дерево, глина, пластмасса);

проводить простейшие наблюдения способами обследования предметов (тонет - не тонет, рвется – не рвется)

группировать и классифицировать знакомые предметы;

расширять интерес к окружающему миру, стремление познать его в познавательно- исследовательской деятельности.

(19-20слайд)

Непосредственно-образовательная деятельность на тему «Маша – больше не грязнуля!», была организованна мной с целью формирования умений получать сведения в процессе практического исследования. Проблемная ситуация «Как помочь Маше?» позволила сформировать представления детей о свойствах воды, обратить внимание на значение воды в нашей жизни.

(21-26 слайд)

Перед проведением НОД была проведена большая предварительная работа опытов с водой и песком (Слайды опытов с детьми)

«Мыльные пузыри»,«Вода-жидкая, она течет», «Вода прозрачная», «Вода меняет форму»,«Какие предметы могут плавать?»

«Бумага в воде, промокает», «Вода не имеет запаха»,

«Тонет не тонет»,

«Пускаем кораблики».

Рассматривали песок под лупой, определяли свойства (сухой сыпучий, полили водой, мешали палочкой … Сделали вывод, когда песок мокрый, хорошо лепится.

(27-30 слайд)

Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнерстве со взрослым. Один из интересных путей развития способностей детей реализуется в художественно-продуктивной деятельности. В своей работе мы используем нестандартные приемы рисования (воздухом через соломинку, рисование воском ватными палочками, пальчиком,по мокрой бумаге). Организуем эксперименты с различными материалами. Данную технику мы применяем как во время НОД, так и во второй половине дня. Дети с огромным интересом рисуют, делая для себя новые открытия.

(31 слайд)

Систематическая работа по развитию познавательных интересов детей проводится нами во время прогулок. Детям предлагаются такие опыты, как:

- замораживание воды;

- рассматривание сосулек;

(32 слайд)

- рассматривание снежинок через увеличительное стекло;

- определение направления ветра;

(33 слайд)

- рисование на снегу цветной водой;

- изготовление цветных льдинок;

- наблюдение за воздушным шариком на морозе и в группе;

- наблюдение за срезом сугробов;

- рисование на мокром и сухом песке;

- наблюдение за наполнением дождевой водой емкостей различной ширины.

(34-38 слайд)

Еще раз, хочется сделать акцент на то, что родители наших воспитанников являются активными участниками в экспериментировании и дома с большим интересом проводят опыты, предоставляют нам фото. Мы, в свою очередь, оформляем для них стенгазеты «Мы – исследователи».

(39-40 слайд)

Нами систематически обновляется информация для родителей, мы предлагаем следующие консультации и памятки:

«Экспериментирование в домашних условиях», «Значение опытно-экспериментальной деятельности в психическом развитии ребенка», «Соблюдения безопасности при проведении опытов» и др.

(41 слайд)

При проведении экспериментирования как в ДОУ, так и в домашних условиях следует придерживаться следующих требований:

- соблюдать технику безопасности;

-проводить опыты, эксперименты дошкольников под непосредственным руководством взрослого;

- рассматривать элементарные причинно-следственные связи и зависимости реальной действительности;

- использовать доступные материалы, оборудование и инструменты.

Важно помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребенка к миру, в котором мы живем и, в конечном итоге, именно это отношение и будет определять, на что в будущем ребенок направит свои знания и способности: на расточительство и разрушение или на созидание.

Публикации по теме:

Опыт работы по парциальной программе «Семьеведение»Опыт работы по парциальной программе «Семьеведение» Тема: «Семьеведение» Начать своё выступление я хочу с того, что приоритетным направлением в моей работе является взаимодействие с семьей.

Опыт работы «Игры с песком»Опыт работы «Игры с песком» Песочная терапия (sand-play) была изобретена К. Юнгом, он утверждал, что игра ребенка — символический язык для самовыражения. Манипулируя.

Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию»Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.

Мой педагогический опыт работыМой педагогический опыт работы Мой опыт. Первая часть. В детском саду я работаю десять лет и знаю, что развитие речи и развитие фонематического слуха - это фундамент.

Опыт работы. День рожденияОпыт работы. День рождения День рождения! Вспомним своё детство. Как мы ждали этот день! Сколько надежд мы связывали с этим праздником! Конечно, наши родители не.

Опыт работы по ПДДОпыт работы по ПДД Опыт работы по ПДД «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами.

Опыт оздоровительной работы в ДОУ Оздоровительная работа в дошкольном учреждении В дошкольном учреждении ежедневно во всех возрастных группах предусмотрено несколько форм.

Портфолио дошкольника «Мой опыт работы»Портфолио дошкольника «Мой опыт работы» Каждому педагогу хорошо известно, что такое портфолио, какие цели оно преследует и для чего нужно в целом. Портфолио –это своеобразный.

Опыт работы «Путешествия в мир растений» А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотая осень.

Опыт работы «Проектная деятельность в ДОО»Опыт работы «Проектная деятельность в ДОО» Выступление на РМО. Тема: "Проектная деятельность" Приветствую вас уважаемые коллеги! Вы все знаете, что метод проектов – это педагогическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Наше экспериментирование»
Опубликовано: 3 июля 2022 в 10:54
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Наше экспериментирование»» (включая файлы) размещена пользователем Раиса Михайловна Федоренко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД