Раиса Михайловна Федоренко
Опыт работы «Наше экспериментирование»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по опытно-экспериментальной деятельности
в средней группе «Наше экспериментирование»Воспитатель МАДОУ «Колокольчик» г. Когалым Федоренко Р. М.
(1 слайд)
Добрый день, уважаемые коллеги…. Все мы знаем, что одним из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста является – детское экспериментирование. Сегодня я представлю опыт работы по данному направлению.
(2 слайд)
Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?
Публикация «Опыт работы „Наше экспериментирование“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2022
(3слайд)
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, речь, мыслительную деятельность, развивает творческие способности, формирует трудовые навыки. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
Педагогическая практика показывает, что элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего и младшего дошкольного возраста. Они с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолетики; пробуют делать пену, превращать снег в воду, а воду в разные цветные льдинки; надувают мыльне пузыри.
(4 слайд)
Основная задача ДОУ - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям и открытиям, создать необходимые для этого условия.
Условия для экспериментально – исследовательской работы детей представлены на слайде:
1. Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, наполняя их опытами, экспериментами, исследованиями, наблюдениями.
2. Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному экспериментированию.
3. Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей.
4. Создание в группах центров для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные вместе со взрослым опыты самостоятельно в свободное время.
5. Использование «Центра природы» и «Огорода на окне» для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями.
6. Привлечение родителей к исследовательским детским проектам. Проведение консультаций по созданию условий для экспериментирования в домашних условиях.
(5 слайд)
В нашей группе мы оборудовали центр экспериментирования. В нем есть хозяин - Знай, который всегда рад видеть маленьких исследователей и строго следит за соблюдением правил поведения и безопасности, а еще к нему «заходят» другие известные герои сказок и мультфильмов. Центр предназначен для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий, содержанием которого являются:
(6 слайд)
• Книги познавательного характера в соответствии с возрастом;
• Тематические альбомы.
(7 слайд)
• Коллекции: семена различных растений: (зимы, весны, осени, «Бумага», «Пуговицы» ,«Ткани».
• Мини-музей (тематика различна, «бумага», «камни», «ракушки»,и др.).
• Песок, глина.
(8 слайд)
• Набор игрушек резиновых, пластмассовых для игр с водой.
• Материалы для игр с мыльной пеной, красители – пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
• Семена бобов, фасоли, гороха.
• Некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука).
• Простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек, зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
(9 слайд)
• Бросовый материал: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки.
• Персонажи, наделенные определенными чертами («Почемучка», от имени которой моделируется проблемная ситуация).
(10 слайд)
• Детские фартуки, полотенца, тряпочки, щетка и совок.
(11 слайд)
• Схемы проведения опытов, алгоритмы действий и модели обследования.
(12 слайд)
• Карточки – схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем)
(13 слайд)
• Правила работы с материалом, доступным для детей данной возрастной группы.
В своей практике я использую метод проектов, так как проектная деятельность подразумевает взаимодействия всех участников образовательного процесса: дети, родители, педагоги, а совместная работа раскрывает творческие способности детей и вовлекает родителей в воспитательный процесс. Что естественно сказывается на результате работы. В этом году нами были реализованы такие проекты, как «Осень золотая», «Вода – волшебница», «Что мы знаем о сахаре?».
(14 слайд)
В рамках реализации проекта «Осень золотая», дети расширили знания о состоянии погоды, во время прогулки проводились наблюдения за ветром и листьями. Родителями была оформлена выставка «Дары осени».
(15 слайд)
Проект «Вода – волшебница» позволил узнать много нового и интересного о свойствах воды. Детям были предложены следующие опыты : «Вода прозрачная», «У воды нет запаха», «Вода меняет свой цвет» и другие, которые позволили взять на себя роль юных исследователей, тем самым повысить познавательный интерес. Данный проект помог детям прийти к выводу – «Воду надо беречь!».
(16слайд)
При реализации проекта «Что мы знаем о сахаре?», дети познакомились с видами и свойствами сахара, а также узнали о положительном и отрицательном воздействии сахара на организм человека. С большим интересом дети совместно с родителями проводили эксперименты и опыты.
(17 слайд)
Экспериментирование может быть организованно в трех формах:
-НОД
-совместная деятельность педагога и воспитанника
-самостоятельная деятельность детей.
Решающую роль в работе с младшим и средним дошкольным возрастом детей играет непосредственно образовательная деятельность с четко поставленной проблемой или «решение проблемных ситуаций» и познание с элементами экспериментирования. Первая позволяет развивать у детей познавательную активность, умение выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы самостоятельно или с помощью взрослого. Вторая форма непосредственно образовательной деятельности конкретно формирует представления об объектах и явлениях через опыт или эксперимент.
(18 слайд)
При разработке содержания познавательных занятий следует учитывать следующие задачи:
учить определять форму, цвет, величину, вес (легкий, тяжелый) предмета;
расширять представления о свойствах предмета (твердый, мягкий, прочный);
учить узнавать и называть материал (бумага, ткань, дерево, глина, пластмасса);
проводить простейшие наблюдения способами обследования предметов (тонет - не тонет, рвется – не рвется)
группировать и классифицировать знакомые предметы;
расширять интерес к окружающему миру, стремление познать его в познавательно- исследовательской деятельности.
(19-20слайд)
Непосредственно-образовательная деятельность на тему «Маша – больше не грязнуля!», была организованна мной с целью формирования умений получать сведения в процессе практического исследования. Проблемная ситуация «Как помочь Маше?» позволила сформировать представления детей о свойствах воды, обратить внимание на значение воды в нашей жизни.
(21-26 слайд)
Перед проведением НОД была проведена большая предварительная работа опытов с водой и песком (Слайды опытов с детьми)
«Мыльные пузыри»,«Вода-жидкая, она течет», «Вода прозрачная», «Вода меняет форму»,«Какие предметы могут плавать?»
«Бумага в воде, промокает», «Вода не имеет запаха»,
«Тонет не тонет»,
«Пускаем кораблики».
Рассматривали песок под лупой, определяли свойства (сухой сыпучий, полили водой, мешали палочкой … Сделали вывод, когда песок мокрый, хорошо лепится.
(27-30 слайд)
Развитие ребенка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнерстве со взрослым. Один из интересных путей развития способностей детей реализуется в художественно-продуктивной деятельности. В своей работе мы используем нестандартные приемы рисования (воздухом через соломинку, рисование воском ватными палочками, пальчиком,по мокрой бумаге). Организуем эксперименты с различными материалами. Данную технику мы применяем как во время НОД, так и во второй половине дня. Дети с огромным интересом рисуют, делая для себя новые открытия.
(31 слайд)
Систематическая работа по развитию познавательных интересов детей проводится нами во время прогулок. Детям предлагаются такие опыты, как:
- замораживание воды;
- рассматривание сосулек;
(32 слайд)
- рассматривание снежинок через увеличительное стекло;
- определение направления ветра;
(33 слайд)
- рисование на снегу цветной водой;
- изготовление цветных льдинок;
- наблюдение за воздушным шариком на морозе и в группе;
- наблюдение за срезом сугробов;
- рисование на мокром и сухом песке;
- наблюдение за наполнением дождевой водой емкостей различной ширины.
(34-38 слайд)
Еще раз, хочется сделать акцент на то, что родители наших воспитанников являются активными участниками в экспериментировании и дома с большим интересом проводят опыты, предоставляют нам фото. Мы, в свою очередь, оформляем для них стенгазеты «Мы – исследователи».
(39-40 слайд)
Нами систематически обновляется информация для родителей, мы предлагаем следующие консультации и памятки:
«Экспериментирование в домашних условиях», «Значение опытно-экспериментальной деятельности в психическом развитии ребенка», «Соблюдения безопасности при проведении опытов» и др.
(41 слайд)
При проведении экспериментирования как в ДОУ, так и в домашних условиях следует придерживаться следующих требований:
- соблюдать технику безопасности;
-проводить опыты, эксперименты дошкольников под непосредственным руководством взрослого;
- рассматривать элементарные причинно-следственные связи и зависимости реальной действительности;
- использовать доступные материалы, оборудование и инструменты.
Важно помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребенка к миру, в котором мы живем и, в конечном итоге, именно это отношение и будет определять, на что в будущем ребенок направит свои знания и способности: на расточительство и разрушение или на созидание.