Елена Пронягина
Опыт работы «Воспитание этики поведения у воспитанников старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание этики поведения у воспитанников старшего возраста»
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования.
Публикация «Опыт работы „Воспитание этики поведения у воспитанников старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Огромное внимание этой проблеме уделяли К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, О. А. Соколова, А. М. Виноградова, Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец, А. И. Леонтьев, В. И. Логинова, Саморукова, М. Э. Вайнер, В. А. Петровский и др. А я попыталась составить перспективный план, серию занятий по воспитанию этики поведения.
Этикет - важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, справедливости, человечности. Французское слово «этикет» появилось в России в 18 веке, когда началось формирование российского этике. Он создался в своеобразном сочетании русских традиций и обычаев с западноевропейскими правилами поведения. Соблюдение этикета проявляется в том, как мы выглядим, какие поступки совершаем, что и как говорим с друзьями или незнакомыми людьми. Выполняя правила этикета, мы обеспечиваем себе приятное общение, успех в делах и личной жизни. Научишь ребёнка везде и во всём уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности и относиться к ним, как он относится к себе и чтобы другие так же относились к нему.
Дошкольное детство – это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребёнок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Ему нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают.
В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века, в ФГОСТ ДО представлены целевые ориентиры, одни из которых
Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Поэтому проблема нравственного воспитания и этики поведения в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образование. Анализируя психолого– педагогическую литературу по вопросам воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста, мы выделили цель, задачи, принципы и методы нравственного воспитания.
Формирование основ культуры у детей происходит в процессе усвоения ими основных правил этикета. По мнению И. Н. Курочкиной обучение каждому правилу проводится по своеобразному циклу, включающему четыре стадии:
- знание этикетного правила;
- осознание его разумности и необходимости;
- умение применять его практически;
- эмоциональное переживание от его выполнения.
Также изучили классификации воспитательных методов. За основу взяли классификацию Саморуковой и Логиновой, которые разделили задачи и методы воспитания на три группы :
1-я группа. - Формирование нравственного сознания.
2-я группа. - Формирование нравственного поведения.
3-я группа. - Формирование нравственных чувств и отношений.
В педагогическом процессе необходимо использовать комплекс методов нравственного воспитания, которые определяются его целью, содержанием, а также возрастными возможностями детей.
Ведущая идея: создание системы работы по воспитанию этики поведения детей старшего дошкольного возраста.
Начали мы работу с обследования особенностей поведения, сознания и чувств детей в соответствии с задачами воспитания.
Было проведено изучение представлений дошкольников о правилах этикетного поведения. Для диагностики были использованы этикетные задачи И. Н. Курочкиной.
Цель: Изучение представлений дошкольникам о правилах этикетного поведения и осознании ими необходимости их выполнения.
Каждому ребёнку предлагаются этические задачки, которые он должен решить высказывания детей фиксируются и отражаются в показателях.
Вывод: исследование на данном этапе показало, что из группы детей высокий показатель представлений дошкольников о правилах этикетного поведения и осознания ими необходимости их выполнять составил 20%, дети обладающие средним уровнем составили 70% детей, низким уровнем – 10%.
На основании результатов обследования особенностей поведения детей мы поставили перед собой следующую
цель работы : Содействовать воспитанию этики поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Работа проходила в три этапа.
1 этап - первичное восприятие материала : раскрыть представления и сформулировать конкретные навыки этики поведения. Развивать умение ориентироваться в эмоциональном состоянии окружающих.
2 этап – повторение представлений, закрепление их при восприятии нового материала. Дети не только осознают, но и делают попытки объяснить своё поведение; стремятся к согласованным действиям, проявляю сочувствие.
3 этап – использование представлений в новой ситуации, опираясь на сделанные ранее выводы. Дети начинают оценивать друг друга по поступкам, пытаясь разобраться в их мотивах. Правильно понимают эмоциональное состояние окружающих, выражают готовность помочь.
Для более оптимального достижения нашей цели на каждом этапе воспитания этики поведения мы поставили задачи по формированию нравственного сознания, поведения и чувств
Задачи
1этап:
Способствовать осознанию себя как человека.
Познакомить детей с правилами культурного поведения в группе среди детей.
Упражнять в умение самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить.
Воспитывать у детей доброе и уважительное отношение к сверстникам и взрослым людям, желание взаимодействовать с ними.
2 этап:
Уметь с помощью взрослого или самостоятельно выбрать правильную линию поведения по отношению к окружающим.
Обогащать способы познания. Стимулировать активность, самостоятельность детей.
Закреплять правила культуры поведения в действительности, проявлять к ним интерес.
Воспитывать внимание к эмоциональному состоянию других, проявлять сочувствие.
3 этап:
Овладение разными способами и формами культурного поведения.
Развивать умение выражать своё отношение к поступкам сверстников, оценить их.
Формировать умение сопоставлять свои действия с образцом, находить ошибки, самостоятельно следовать правилам культуры поведения.
Воспитание чувства самоуважения, готовности помочь.
Решая задачи по воспитанию культуры поведения у детей нашей группы, мы добиваемся единства формирования нравственного сознания, поведения, чувств и отношений, в соответствии с классификацией Саморуковой и Логиновой.
На первом этапе мы знакомили детей с правилами этики поведения и общения. В организованной деятельности читали специальные рассказы, стихотворения, организовывали беседы, рассматривали иллюстрации. Чтение и обсуждение произведения Цветик – Семицветик вызвало большую активность. Дети правильно решили, что Женя поступила неправильно, истратив все шесть первых лепестков на свои цели.
Обычно после занятия, рассматривания и обсуждения ситуации, чтения сказки, рассказа мы даем детям бумагу и изобразительные средства, и просим нарисовать наиболее запомнившиеся моменты из рассказа.
Широко используется чтение и анализ художественного произведений. «Азбука вежливости» Л. Васильева-Гангус. Сухомлинского В. А. «Почему Олечка не сорвала цветок?», А. Барто «Помощница», и др. Литературный материал незаменим в воспитании культуры поведения ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.
Впоследствии, когда дети поняли, что такое хорошо и что такое плохо, начали рассуждать, доказывать свою точку зрения, мы перешли ко второму этапу работы.
На данном этапе мы стали широко использовать упражнения и проблемные ситуации и игры, где дети закрепляют усвоенные правила этики поведения, дети совместно с нами разработали разнообразные правила поведения : в группе, на прогулке, в игре. Эти правила озвучены детьми и в последствии, наблюдали контролирование выполнения правил самими детьми. Например, один раз Дима обидел, толкнул Алину С., потом Коля Л., Андрей С. и Данил К. подошли к Диме и объясняли ему, что он неправильно поступил: «Ты поступил, как невоспитанный мальчик, девочек обижать нельзя». Причем радует, что дети часто на агрессию реагируют словами, а не ответными грубыми действиями.
Как говорилось ранее, мы широко на этом этапе используем упражнения в организованной деятельности и в повседневной жизни детей.
Приведем примеры упражнений:
Встают мальчики, когда заходят девочки;
Ребенка посылаем с поручением в другую группу – упражнение в вежливых словах.
В работе с детьми мы используем игры и игровые приемы.
Предпочтение также дети отдают сюжетно-ролевым играм, в которых изображают всё, что, видят в окружающей жизни: быт и труд людей, их взаимоотношения и события. В игре дети удовлетворяют своё стремление стать участниками жизни взрослых: с увлечением воспитывают дочек (как это делает мама, лечат их (как врач, учат их в школе (как учительница, строят дома (как строители)
Ценность сюжетно-ролевой игры в том, что в ней ребенок проявляет способность к самовоспитанию; он намеренно ведет себя так, как этого требует роль.
Играя в дидактические игры, типа лото, домино, дети должны соблюдать правила: выигрывает тот, кто, действует по законам игр (первым заполнит свою карту или первым придет к финишу). Такие игры учат участников умению действовать по правилу. Коллективные дидактические игры помогают детям преодолевать развитие упрямства, нетерпеливости, создают условия для приобретения детьми навыков выдержки и самообладания, приучают детей к сотрудничеству, взаимопомощи, взаимоответственности: «Цепочка слов», «Мяч по кругу», «Составь рассказ», «Вежливый ручеек» и другие.
Например: когда начали вводить игру «Цепочка слов» у детей получался лишь набор слов, а со временем из цепочки слов стал составляться рассказ.
Подвижные игры также требуют выполнения правил: бежать только по сигналу, не наступать на черту, тот, кого водящий «запятнает», становится сам водящим и т. п. Во время таких игр у детей воспитываются : внимание, выдержка, дисциплинированность умение взаимодействовать друг с другом.
В играх парами лучше, если в паре с активным ребенком будет ребенок застенчивый. Участвуя в подобных играх, дети вырабатывают такие качества, как выдержка, сосредоточенность, самоконтроль, необходимые для становления произвольного поведения : «Собери картинку», «Латаем ковер» и другие.
Наблюдая за поведением детей в играх, отмечаем, что они стали проявлять больше умения, сдержанности и самостоятельности в определении замысла, в выборе сюжета и распределении ролей.
В повседневной жизни мы используем те же методы и игры по воспитанию этики поведения у детей, опираясь главным образом, на игровые технологии и упражнения для закрепления представлений, умений и навыков, полученных на занятия.
В утренние часы создаются благоприятные условия для общения с детьми. В нашей группе стало традицией перед завтраком собираться всем вместе в круг, и дети называют месяц, день недели и число. Мы интересуемся здоровьем и настроением детей, предлагаем всем посмотреть друг на друга и пожелать всем: «Доброе утро!» и рассказать о добрых поступках вчерашнего дня.
Ежедневно мы предусматриваем труд для всех детей группы и для каждого в отдельности. В самообслуживании мы используем умения детей для организации взаимопомощи и воспитания моральных норм (помочь завязать шарф, научить завязывать шнурки, навести порядок).
Таким образом, организуя различную деятельность детей, мы имеем возможность обогатить их практический опыт культуры поведения, углубить знания и моральные представления, чувства и отношения.
Развивающая предметно – пространственная среда является необходимым условием развития личности ребёнка и всех видов детской деятельности.
При её создании мы опирались на:
особенности развития детей 5-6 ого года жизни;
требования ООП и ФГОС ДО;
принципы создания предметно - развивающей среды;
рекомендации Т. Н. Дороновой и Н. А. Коротковой.
Мы подобрали и расширили игровое оборудование и материалы по воспитанию культуры поведения детей.
Расстановка столов, секционных шкафов, стеллажей, полочек, витрин, а также размещение игрушек, учебных пособий производилось таким образом, чтобы дети могли самостоятельно брать и укладывать на место учебный и игровой материал; играть, не мешая, друг другу. Можно сделать вывод, что в группе предметно – развивающая среда мобильна, многофункциональна, насыщенная, отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей. Она становится основой для разностороннего развития и нравственного воспитания каждого ребёнка.
Родители являются участниками образовательного процесса.
Ежедневная работа направлена на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребёнка в д/с и поддержание контакта с семьёй. Прежде всего, этой цели служит родительский уголок, в котором отражена информация деятельности работы с детьми.
При помощи консультаций, бесед, родительских собраний, показательных мероприятий мы приобщаем родителей к совместной педагогической деятельности, направленной на воспитание культуры поведения детей.
Исходя из наших наблюдений в настоящее время, активность родителей возросла. Также результаты нашей работы показали, что включение родителей в процесс воспитания ребёнка, их взаимодействие с воспитателем и заинтересованность в этой работе необходимы для развития и воспитания их собственного ребёнка. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга.
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования, степень его новизны, адресность, возрастосообразность, новизна и значимость работы.
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты. В мае 2016 года нами была проведено обследование представлений дошкольников о правилах этикетного поведения по методике И. Н. Курочкиной.
Видна положительная динамика в освоении представлений дошкольников о правилах этикетного поведения. Дети стали больше общаться друг с другом; самостоятельно следовать правилам этики поведения; научились давать оценку своим поступкам и поступкам сверстников; стали эмоционально - отзывчивее и доброжелательнее.
Результатами проделанной работы стали :
Повышение формирования нравственных представлений, суждений, оценок.
• Повышение уровня овладения детьми нормами и правилами поведения.
Развитие культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности.
Итак, главным результатом нашей работы стало повышение уровня развития и воспитания этики поведения детей нашей группы.
Перспективы работы следующие :
Продолжать работу по воспитанию культуры поведения.
Продолжать работу по взаимодействию с родителями и специалистами по данному вопросу.
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника.