Папки-передвижки

Воспитание нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок

Горлова Валентина Ивановна
Воспитание нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность темы

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка.

Сказка, фантазии - это ключик, с помощью, которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…”

В. А. Сухомлинский.

Дошкольное детство - важный этап воспитания ребенка.

Публикация «Воспитание нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок» размещена в разделах

Формирование основных моральных качеств человека закладывается именно в этот период. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей.

В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста. Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное содержание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях, у детей формируются такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности ребенка.

В нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование одного из мощных средств – сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь.

Направления работы

1. Формирование предметно-пространственной среды, которая будет способствовать развитию нравственных качеств у воспитанников средней группы благодаря русским народным сказкам.

2. Разработка и организация системы работы по воспитанию нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок.

3. Привлечение к совместному сотрудничеству специалистов МБДОУ (психолога, старшего методиста, музыкального руководителя). 4. Создание благоприятных условий для привлечения родителей к активному участию в формировании в детском саду уютной обстановки и проявлению интереса к активному включению в планирование образовательного процесса, а также помощи в создании развивающей предметно - пространственной образовательной среды.

Целью моей работы является воспитание нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок.

Достижению цели способствовало решение следующих задач:

1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками

2. Развивать интерес у детей к русским народным сказкам

3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей, через поступки героев русских народных сказок.

4. Разработать систему мероприятий по использованию русских народных сказок в воспитании нравственных качеств у детей

5. Развивать эстетический вкус, умение видеть, беречь и ценить красоту, эмоционально – волевую сферу, речь

6. Воспитывать у детей любовь к чтению, чувство патриотизма, любовь и уважение к своей стране, культуре и традициям ее народа

7. Оказать родителям воспитанников педагогическую помощь с целью принятия ценности сказки и ее роли в нравственном воспитании детей.

Этапы работы над темой:

Подготовительный: знакомство детей с русскими народными сказками, на этом этапе важно закрепить понятие сказки, развитие эмоционального отношения к действиям и героям сказки

Основные методы – это чтение, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций к прочитанным сказкам.

Основной: эмоциональное восприятие детьми сказки, на этом этапе важно закрепить содержание сказки и выяснить, как дети поняли смысл сказки, как относятся к героям, событиям. Дети не только осознают, но и делают попытки объяснить своё поведение.

Основные методы – это пересказ сказки, беседы, вопросы, дидактические и подвижные игры со сказками.

Практический: продуктивная деятельность, которая отражает отношение ребенка к главным и второстепенным героям, событиям, явлениям. Основные методы – это рисование «Любимый герой из сказки». Обобщающий: разыгрывание, театрализация сюжетов из сказок, упражнения в поступках и в поведении героев, что способствуют развитию симпатии и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать героев, их поступки и окружающих людей Основные методы – это театрализация сказок и обсуждение.

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды является одной из основных задач.

В группе Центр Книги был дополнен разнообразными русскими сказками, сборниками со сказками и яркими иллюстрациями.

Центр Игр дополнен играми, направленными на активизацию опыта детей по сказке. Дидактические игры: «Салат из сказок», «Из какой мы сказки, «Отгадай-ка», «Сложи картинку и узнай сказку», «Найди пару», «Волшебные слова», «Что сначала, что потом», «Найди отличия», «Что сначала, что потом», «Лото», «Сказочное домино».

При помощи сказок развиваются коммуникативные способности у детей, нравственные ценности такие как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, умение строить гармоничные отношения в социуме,

На примере сказок дети узнают :

• Как дружить («Теремок», «Зимовье зверей»)

• Помогать и не быть равнодушным к чужой беде («Заюшкина избушка»)

• Как дружба и совместный труд помогают («Репка»)

• Хвастовство не доводит до добра («Колобок»)

• Как дружба помогает победить зло («Зимовье»)

• Трудолюбие всегда вознаграждается («Морозко»)

• Что такое сострадание и забота о близком («Петушок и бобовое зернышко)

• Что нужно быть честным, никогда не хитрить и не обманывать («Лисичка со скалочкой»)

• Нельзя без спросу уходить из дома и опасно входить в незнакомый дом («Три медведя»)

На подготовительном и основном этапе в комплекс занятий мы включили следующие методы: чтение и анализ сказок, что позволяет установить сюжет и главную мысль сказки; разнообразные дидактические игры, во время которых идет беседа по обсуждению героев сказок и их поведения; подвижные игры, которые позволяют развивать у детей ловкость, быстроту, внимание, а также создание положительно-эмоционального фона и воспитание дружеских взаимоотношений у детей.

На занятии при чтении сказки «Три медведя», было применено много иллюстраций, как сюжетов из сказки, так и отдельно героев.

Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Три медведя».

Наши задачи: продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Развивать умение слушать сказку, не перебивая взрослого; вызвать желание послушать сказку еще раз.

Учить различать персонажей сказки и называть их. Совершенствовать умение детей отвечать на вопросы воспитателя, отвечать на них. Вести диалог со сверстниками.

Обогащать и активизировать словарь, развивать инициативную речь, память, внимание, познавательный интерес, логическое мышление. Воспитывать любовь и интерес к народному творчеству и доброжелательное отношение.

При рассказывании сказки и просмотре иллюстраций дети активно принимали участие, называли героев сказки, подражали, заинтересованно отвечали на вопросы, были увлечены происходящим.

Моральные ценности в русских народных сказках неоценимы, ведь в них изначально заложено формирование дружеских взаимоотношений, нравственность и дружелюбность.

На практическом этапе в занятия было включено рисование «Любимый герой из сказки «Теремок».

Цель: приобщать детей к возрождению народных традиций, через художественное творчество.

Задачи: закрепить представление об особенностях изображения сказочных образов животных. Развивать творческое воображение детей. Воспитывать чувство патриотизма к народному творчеству.

Много информации содержат детские рисунки, выполненные после прослушивания сказки. Проанализировав детский рисунок, его содержание, характер изображения, средства выразительности, мы узнали, кто из героев сказки вызвал у ребят эмоциональный отклик, понравился ему. Чем интенсивнее эмоциональное воздействие, которое сказка оказывает на детей, тем интереснее и разнообразнее их рисунки.

Когда дети освоили сказки, пересказали их, ответили на вопросы, нарисовали любимого героя мы перешли к театрализации – к обобщающему этапу. Самому интересному и волнующему. Почему оставили театрализацию, как обобщающий этап? Да потому, что все предыдущие этапы подготавливали детей к ролям и игре в небольших постановках и инсценировках.

Цели: дать детям возможность самостоятельно сочинять сценки. Активизировать имитационные способности. Учить отождествлять себя с заданным персонажем, побуждать к самостоятельному выбору роли. Формировать пантомимические навыки и творческое воображение. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Задачи: формировать способность к перевоплощению, созданию театральных (выразительных) образов (мимика, жесты, интонационная выразительность речи); развитие связного речевого высказывания. Умение выстраивать диалог. Воспитывать желание проявлять инициативу, самостоятельность, импровизацию.

Вместе с детьми мы инсценировали русскую народную сказку «Лисичка со скалочкой». Дети испытали восторг и много положительных эмоций от игры по ролям и просмотра инсценировки. Также ребята с помощью театра на палочках инсценировали русскую народную сказу «Петушок и бобовое зернышко», а театра Би-Ба-Бо «Курочка Ряба» и «Репка». Дети раскрыли в себе много новых способностей и талантов, некоторые побороли стеснительность и стали более уверенными в себе.

Театрализованные игры по русским народным сказкам, позволяют полностью окунуться в сюжет и прочувствовать его. А также

способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремление к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления: настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Играя роль, ребёнок лучше понимает мотивы поведения героя, его поступки и характер

Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Родители являются непосредственными участниками образовательного процесса. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Все это важно для успешного воспитания детей средствами сказки.

В работе с родителями я провела тематические консультации, чтобы ответить на вопросы, интересующие родителей, связанных с данной темой. Привлекла родителей к пополнению библиотеки группы новыми книгами с русскими народными сказками. Провела Анкетирование с целью изучения традиций чтения семьи по теме: «Сказка в жизни Вашего ребенка». Подготовила папку-передвижку «Скрытые возможности сказок». Провела родительское собрание: семинар – практикум «Сказка глазами детей и родителей». На доске объявлений проинформировала родителей об инсценировке русской народной сказки «Лисичка со скалочкой». Родители были в восторге от инсценировки и актерских способностей своих детей. Исходя из наблюдений, активность родителей возросла, ведь понимание и поддержка со стороны родителей становится той основной базой, на которой формируются у воспитанников нравственные качества.

Подводя итоги проделанной работы, можно сделать выводы о том, что сказка несёт в себе огромный воспитательный потенциал и является эффективным средством нравственного воспитания в общем, и дружеских взаимоотношений в частности.

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Проектная деятельность второй младшей группы «В мире русских народных сказок» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 2» г. Челябинска Проектная деятельность по теме: «В.

Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Подготовила: воспитатель.

Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 1 РисованиеТема 1: «Моя любимая семья». Задачи: Обучающие: 1. Познакомить детей с историей возникновения семьи. 2. Учить детей воспринимать.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 2 .

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 3 .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок
Опубликовано: 14 октября 2022 в 18:56
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок» (включая файлы) размещена пользователем Горлова Валентина Ивановна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД