Горлова Валентина Ивановна
Воспитание нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка.
Сказка, фантазии - это ключик, с помощью, которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…”
В. А. Сухомлинский.
Дошкольное детство - важный этап воспитания ребенка.
Публикация «Воспитание нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Средняя группа
- Темочки
Формирование основных моральных качеств человека закладывается именно в этот период. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей.
В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста. Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное содержание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях, у детей формируются такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности ребенка.
В нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование одного из мощных средств – сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь.
Направления работы
1. Формирование предметно-пространственной среды, которая будет способствовать развитию нравственных качеств у воспитанников средней группы благодаря русским народным сказкам.
2. Разработка и организация системы работы по воспитанию нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок.
3. Привлечение к совместному сотрудничеству специалистов МБДОУ (психолога, старшего методиста, музыкального руководителя). 4. Создание благоприятных условий для привлечения родителей к активному участию в формировании в детском саду уютной обстановки и проявлению интереса к активному включению в планирование образовательного процесса, а также помощи в создании развивающей предметно - пространственной образовательной среды.
Целью моей работы является воспитание нравственных качеств у детей средней группы посредством русских народных сказок.
Достижению цели способствовало решение следующих задач:
1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками
2. Развивать интерес у детей к русским народным сказкам
3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей, через поступки героев русских народных сказок.
4. Разработать систему мероприятий по использованию русских народных сказок в воспитании нравственных качеств у детей
5. Развивать эстетический вкус, умение видеть, беречь и ценить красоту, эмоционально – волевую сферу, речь
6. Воспитывать у детей любовь к чтению, чувство патриотизма, любовь и уважение к своей стране, культуре и традициям ее народа
7. Оказать родителям воспитанников педагогическую помощь с целью принятия ценности сказки и ее роли в нравственном воспитании детей.
Этапы работы над темой:
Подготовительный: знакомство детей с русскими народными сказками, на этом этапе важно закрепить понятие сказки, развитие эмоционального отношения к действиям и героям сказки
Основные методы – это чтение, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций к прочитанным сказкам.
Основной: эмоциональное восприятие детьми сказки, на этом этапе важно закрепить содержание сказки и выяснить, как дети поняли смысл сказки, как относятся к героям, событиям. Дети не только осознают, но и делают попытки объяснить своё поведение.
Основные методы – это пересказ сказки, беседы, вопросы, дидактические и подвижные игры со сказками.
Практический: продуктивная деятельность, которая отражает отношение ребенка к главным и второстепенным героям, событиям, явлениям. Основные методы – это рисование «Любимый герой из сказки». Обобщающий: разыгрывание, театрализация сюжетов из сказок, упражнения в поступках и в поведении героев, что способствуют развитию симпатии и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать героев, их поступки и окружающих людей Основные методы – это театрализация сказок и обсуждение.
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды является одной из основных задач.
В группе Центр Книги был дополнен разнообразными русскими сказками, сборниками со сказками и яркими иллюстрациями.
Центр Игр дополнен играми, направленными на активизацию опыта детей по сказке. Дидактические игры: «Салат из сказок», «Из какой мы сказки?», «Отгадай-ка», «Сложи картинку и узнай сказку», «Найди пару», «Волшебные слова», «Что сначала, что потом», «Найди отличия», «Что сначала, что потом», «Лото», «Сказочное домино».
При помощи сказок развиваются коммуникативные способности у детей, нравственные ценности такие как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, умение строить гармоничные отношения в социуме,
На примере сказок дети узнают :
• Как дружить («Теремок», «Зимовье зверей»)
• Помогать и не быть равнодушным к чужой беде («Заюшкина избушка»)
• Как дружба и совместный труд помогают («Репка»)
• Хвастовство не доводит до добра («Колобок»)
• Как дружба помогает победить зло («Зимовье»)
• Трудолюбие всегда вознаграждается («Морозко»)
• Что такое сострадание и забота о близком («Петушок и бобовое зернышко)
• Что нужно быть честным, никогда не хитрить и не обманывать («Лисичка со скалочкой»)
• Нельзя без спросу уходить из дома и опасно входить в незнакомый дом («Три медведя»)
На подготовительном и основном этапе в комплекс занятий мы включили следующие методы: чтение и анализ сказок, что позволяет установить сюжет и главную мысль сказки; разнообразные дидактические игры, во время которых идет беседа по обсуждению героев сказок и их поведения; подвижные игры, которые позволяют развивать у детей ловкость, быстроту, внимание, а также создание положительно-эмоционального фона и воспитание дружеских взаимоотношений у детей.
На занятии при чтении сказки «Три медведя», было применено много иллюстраций, как сюжетов из сказки, так и отдельно героев.
Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Три медведя».
Наши задачи: продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Развивать умение слушать сказку, не перебивая взрослого; вызвать желание послушать сказку еще раз.
Учить различать персонажей сказки и называть их. Совершенствовать умение детей отвечать на вопросы воспитателя, отвечать на них. Вести диалог со сверстниками.
Обогащать и активизировать словарь, развивать инициативную речь, память, внимание, познавательный интерес, логическое мышление. Воспитывать любовь и интерес к народному творчеству и доброжелательное отношение.
При рассказывании сказки и просмотре иллюстраций дети активно принимали участие, называли героев сказки, подражали, заинтересованно отвечали на вопросы, были увлечены происходящим.
Моральные ценности в русских народных сказках неоценимы, ведь в них изначально заложено формирование дружеских взаимоотношений, нравственность и дружелюбность.
На практическом этапе в занятия было включено рисование «Любимый герой из сказки «Теремок».
Цель: приобщать детей к возрождению народных традиций, через художественное творчество.
Задачи: закрепить представление об особенностях изображения сказочных образов животных. Развивать творческое воображение детей. Воспитывать чувство патриотизма к народному творчеству.
Много информации содержат детские рисунки, выполненные после прослушивания сказки. Проанализировав детский рисунок, его содержание, характер изображения, средства выразительности, мы узнали, кто из героев сказки вызвал у ребят эмоциональный отклик, понравился ему. Чем интенсивнее эмоциональное воздействие, которое сказка оказывает на детей, тем интереснее и разнообразнее их рисунки.
Когда дети освоили сказки, пересказали их, ответили на вопросы, нарисовали любимого героя мы перешли к театрализации – к обобщающему этапу. Самому интересному и волнующему. Почему оставили театрализацию, как обобщающий этап? Да потому, что все предыдущие этапы подготавливали детей к ролям и игре в небольших постановках и инсценировках.
Цели: дать детям возможность самостоятельно сочинять сценки. Активизировать имитационные способности. Учить отождествлять себя с заданным персонажем, побуждать к самостоятельному выбору роли. Формировать пантомимические навыки и творческое воображение. Развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
Задачи: формировать способность к перевоплощению, созданию театральных (выразительных) образов (мимика, жесты, интонационная выразительность речи); развитие связного речевого высказывания. Умение выстраивать диалог. Воспитывать желание проявлять инициативу, самостоятельность, импровизацию.
Вместе с детьми мы инсценировали русскую народную сказку «Лисичка со скалочкой». Дети испытали восторг и много положительных эмоций от игры по ролям и просмотра инсценировки. Также ребята с помощью театра на палочках инсценировали русскую народную сказу «Петушок и бобовое зернышко», а театра Би-Ба-Бо «Курочка Ряба» и «Репка». Дети раскрыли в себе много новых способностей и талантов, некоторые побороли стеснительность и стали более уверенными в себе.
Театрализованные игры по русским народным сказкам, позволяют полностью окунуться в сюжет и прочувствовать его. А также
способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремление к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления: настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
Играя роль, ребёнок лучше понимает мотивы поведения героя, его поступки и характер
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Родители являются непосредственными участниками образовательного процесса. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Все это важно для успешного воспитания детей средствами сказки.
В работе с родителями я провела тематические консультации, чтобы ответить на вопросы, интересующие родителей, связанных с данной темой. Привлекла родителей к пополнению библиотеки группы новыми книгами с русскими народными сказками. Провела Анкетирование с целью изучения традиций чтения семьи по теме: «Сказка в жизни Вашего ребенка». Подготовила папку-передвижку «Скрытые возможности сказок». Провела родительское собрание: семинар – практикум «Сказка глазами детей и родителей». На доске объявлений проинформировала родителей об инсценировке русской народной сказки «Лисичка со скалочкой». Родители были в восторге от инсценировки и актерских способностей своих детей. Исходя из наблюдений, активность родителей возросла, ведь понимание и поддержка со стороны родителей становится той основной базой, на которой формируются у воспитанников нравственные качества.
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать выводы о том, что сказка несёт в себе огромный воспитательный потенциал и является эффективным средством нравственного воспитания в общем, и дружеских взаимоотношений в частности.