Лучший педагог года

«В царстве смекалки». Консультация по использованию в практике работы с дошкольниками занимательного материала

Татьяна Мельникова
«В царстве смекалки». Консультация по использованию в практике работы с дошкольниками занимательного материала
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация

Тема: «В царстве смекалки : использование в практике работы с дошкольниками головоломок, задач-шуток, и другого занимательного материала».

| Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическими материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять и углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Публикация «„В царстве смекалки“, Консультация по использованию в практике работы с дошкольниками занимательного материала» размещена в разделах

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату.

В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мигательную активность.

Ребё нку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать – которая увлекает его.

При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действиями в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения). Анализ соотношения проб показывает, что практические пробы свойственны, как правило, детям средней и старшей группы, а дети подготовительной группы осуществляют поиск или путем сочетания мысленных и практических проб, или только мысленно. Все это дает основание для утверждения о возможности приобщения дошкольников в ходе решения занимательных математических задач к элементам творческой деятельности.

|| Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д.

В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Дидактические игры включается непосредственно в содержание занятий, как одно из средств реализации программных задач.

||| Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) головоломки с палочками. Их называют задачи на смекалку геометрического характера. В дошкольном возрасте используются простые головоломки. Необходимо иметь наборы обычных счетных палочек, чтобы составить из них наглядные задачи – головоломки. Для детей 5 – 7 лет задачи на смекалку можно объединить в 3 группы (по способу перестроения фигур, степени сложности)

1. Задачи на составление заданной фигуры из определё нного количества палочек:

• Составить 2 равных квадрата из 7 палочек;

• 2 равных из 5 палочек и т. д.

2. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек:

• в фигуре, состоящей из 5 квадратов, убрать 4 палочки, оставив один прямоугольник

• в фигуре, состоящей из 6 квадратов, убрать 2 палочки, чтобы осталось 4 равных квадрата:

3. Задачи на смекалку, решения которых состоит в перекладывании палочек, с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры

• составить из 6 палочек домик, а затем переложить 2 палочки так, чтобы получился флажок.

В ходе обучения способам решения задачи на смекалку даются в указанной последовательности, начиная с более простых, чтобы усвоенные детали умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям. Организуя эту работу, воспитатель ставит цель – учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов, образцов решения.

Задачи на смекалку геометрического характера частично можно включать в содержание занятий по формированию элементарных материальных представлений в старших и подготовительных группах с целью активатиции детской мысли, развития логического мышления, выработки умения догадываться, сообразительности, что необходимо каждому человеку.

| В дошкольном возрасте с целью развития мышления детей используют различные виды несложных логических задач и упражнений. Назначения логических задач и упражнений состоит в активации умственной деятельности ребят. В работе с детьми 5 – 6 лет используются простые логические задачи с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия. Анализировать, сравнивать, обобщать по принципу, целенаправленно думать.

Последовательность выполнения упражнений такова:

1. Чем отличается одна картинка от другой? Найди несколько отличий

2. Найти 2 одинаковых предмета.

Надо найти одинаковые по цвету, форме, величине и другим характерным признакам.

3. Какая фигура здесь лишняя и почему?

4. Лабиринты. На основе зрительного прослеживания ходов, линии надо отыскать нужный предмет, выход и т. д.

5. Продолжить ряд изображений. Уловив закономерность в следовании предметов, надо продолжить ряд. (см. тет. Колесникова)

6. На основе сравнения выявить закономерность в расположении фигур, вместо знака вопроса поместить нужную фигуру.

7. Поиск недостающих в ряду фигур.

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов и т. д. из специальных наборов геометрических фигур, при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определённым образом фигуры квадрата, прямоугольника, круга. Они интересны и детям, и взрослым. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное.

Это такие игры, как «Танграм», «Колумбово яйцо»

| Из многообразия математических игр

1) и развлечений наиболее доступными и интересными являются загадки и задачи-шутки.

В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точкой зрения, подмечены простейшие математические отношения :

- два конца, два кольца, а посередине гвоздик (ножницы,

- четыре братца под одной крышей живут (стол,

- нас 7 братьев, летами все равные, а именем разным зовут (дни недели) и т. д.

2) Задачи-шутки – это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны.

• Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (2)

• Сколько концов у одной палки? у двух палок? у 2,5 палок? 6 и т. д.

(использовать картотеку)

Назначение загадок и задач-шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Они могут использоваться воспитателем в процессе разговора, бесед, наблюдений. На занятиях по формированию у детей элементарных математических представлений задачи-шутки могут быть предложены детям в самом начале занятий в качестве небольшой умственной гимнастики, в ходе занятия – с целью уточнения, конкретизации знаний у детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях. При этом материал подбирается исходя из цели занятия и уровня развития детей.

На протяжении занятия, особенно при переходе от одной его части к другой, смене деятельности, занимательные задачи могут служить средством активации, переключения внимания детей, интеллектуального отдыха.

Так, методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный материал способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.

Литература

1. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

2. Е. М. Минскин «От игры к знаниям».

Материал

1. Счетные палочки

2. Игры: «найди отличия», «найди 2 одинаковых предмета», «какая фигура лишня»», «почему?», «лабиринты», «продолжи ряд» (тетрадь Колесникова», «выявление закономерностей», «поиск недостающих фигур».

3. «Танграм», «Колумбово яйцо»

4. Картотека с задачами-шутками.

Публикации по теме:

«Использование задач-головоломок на занятиях по ФЭМП» (подготовительная группа) Программное содержание: • Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно, записывать решение задачи. • Продолжать учить.

Сценарий викторины «Праздник ума и смекалки» Конспект открытого занятия Тема: «Праздник ума и смекалки» Возрастная группа: старшая группа, дети 5-6 лет Форма ОД: викторина Форма организации:.

Значение нравственно-патриотического воспитания детей в современной практике работы дошкольных учреждений В нашем современном мире материальные блага и прагматические ценности стали намного важней ценностей духовных и нравственных. Потеря народных.

Доклад «Использование моделей артикуляции звуков в логопедической практике». В дошкольных образовательных учреждениях основной задачей работы учителя-логопеда является: постановка у дошкольников правильного звукопроизношения,.

Использование головоломок для развития самостоятельности у детей дошкольного возраста. Самостоятельность – это постоянно развивающееся личностное качество, первоосновы которого закладываются в дошкольном возрасте. Крутецкий.

Использование интерактивной доски в работе с дошкольниками Использование интерактивной доски в работе с дошкольниками. Материал подготовила воспитатель Медведева Елена Николаевна. Современные.

Использование речевых логических задач в формировании познавательного интереса у старших дошкольников к растениям Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. Требования к умственному воспитанию подрастающего.

Использование игровых приёмов в логопедической практике Пояснительная записка к презентации «Использование игровых приёмов в логопедической практике» Цель: Представление опыта работы. Данные игровые.

Статья «Применение здоровьесберегающих технологий в практике работы ДОУ» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования.

Эффективность применения инновационных методов работы с дошкольниками (из опыта работы) .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«В царстве смекалки». Консультация по использованию в практике работы с дошкольниками занимательного материала
Опубликовано: 28 сентября 2015 в 12:34
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««В царстве смекалки». Консультация по использованию в практике работы с дошкольниками занимательного материала» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Мельникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД