Татьяна Мельникова
«В царстве смекалки». Консультация по использованию в практике работы с дошкольниками занимательного материала
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
Тема: «В царстве смекалки : использование в практике работы с дошкольниками головоломок, задач-шуток, и другого занимательного материала».
| Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическими материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять и углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Публикация «„В царстве смекалки“, Консультация по использованию в практике работы с дошкольниками занимательного материала» размещена в разделах
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату.
В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мигательную активность.
Ребё нку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать – которая увлекает его.
При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действиями в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения). Анализ соотношения проб показывает, что практические пробы свойственны, как правило, детям средней и старшей группы, а дети подготовительной группы осуществляют поиск или путем сочетания мысленных и практических проб, или только мысленно. Все это дает основание для утверждения о возможности приобщения дошкольников в ходе решения занимательных математических задач к элементам творческой деятельности.
|| Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д.
В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Дидактические игры включается непосредственно в содержание занятий, как одно из средств реализации программных задач.
||| Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) головоломки с палочками. Их называют задачи на смекалку геометрического характера. В дошкольном возрасте используются простые головоломки. Необходимо иметь наборы обычных счетных палочек, чтобы составить из них наглядные задачи – головоломки. Для детей 5 – 7 лет задачи на смекалку можно объединить в 3 группы (по способу перестроения фигур, степени сложности)
1. Задачи на составление заданной фигуры из определё нного количества палочек:
• Составить 2 равных квадрата из 7 палочек;
• 2 равных из 5 палочек и т. д.
2. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек:
• в фигуре, состоящей из 5 квадратов, убрать 4 палочки, оставив один прямоугольник
• в фигуре, состоящей из 6 квадратов, убрать 2 палочки, чтобы осталось 4 равных квадрата:
3. Задачи на смекалку, решения которых состоит в перекладывании палочек, с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры
• составить из 6 палочек домик, а затем переложить 2 палочки так, чтобы получился флажок.
В ходе обучения способам решения задачи на смекалку даются в указанной последовательности, начиная с более простых, чтобы усвоенные детали умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям. Организуя эту работу, воспитатель ставит цель – учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов, образцов решения.
Задачи на смекалку геометрического характера частично можно включать в содержание занятий по формированию элементарных материальных представлений в старших и подготовительных группах с целью активатиции детской мысли, развития логического мышления, выработки умения догадываться, сообразительности, что необходимо каждому человеку.
| В дошкольном возрасте с целью развития мышления детей используют различные виды несложных логических задач и упражнений. Назначения логических задач и упражнений состоит в активации умственной деятельности ребят. В работе с детьми 5 – 6 лет используются простые логические задачи с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия. Анализировать, сравнивать, обобщать по принципу, целенаправленно думать.
Последовательность выполнения упражнений такова:
1. Чем отличается одна картинка от другой? Найди несколько отличий
2. Найти 2 одинаковых предмета.
Надо найти одинаковые по цвету, форме, величине и другим характерным признакам.
3. Какая фигура здесь лишняя и почему?
4. Лабиринты. На основе зрительного прослеживания ходов, линии надо отыскать нужный предмет, выход и т. д.
5. Продолжить ряд изображений. Уловив закономерность в следовании предметов, надо продолжить ряд. (см. тет. Колесникова)
6. На основе сравнения выявить закономерность в расположении фигур, вместо знака вопроса поместить нужную фигуру.
7. Поиск недостающих в ряду фигур.
Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов и т. д. из специальных наборов геометрических фигур, при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определённым образом фигуры квадрата, прямоугольника, круга. Они интересны и детям, и взрослым. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное.
Это такие игры, как «Танграм», «Колумбово яйцо»
| Из многообразия математических игр
1) и развлечений наиболее доступными и интересными являются загадки и задачи-шутки.
В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точкой зрения, подмечены простейшие математические отношения :
- два конца, два кольца, а посередине гвоздик (ножницы,
- четыре братца под одной крышей живут (стол,
- нас 7 братьев, летами все равные, а именем разным зовут (дни недели) и т. д.
2) Задачи-шутки – это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны.
• Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (2)
• Сколько концов у одной палки? у двух палок? у 2,5 палок? 6 и т. д.
(использовать картотеку)
Назначение загадок и задач-шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными. Они могут использоваться воспитателем в процессе разговора, бесед, наблюдений. На занятиях по формированию у детей элементарных математических представлений задачи-шутки могут быть предложены детям в самом начале занятий в качестве небольшой умственной гимнастики, в ходе занятия – с целью уточнения, конкретизации знаний у детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях. При этом материал подбирается исходя из цели занятия и уровня развития детей.
На протяжении занятия, особенно при переходе от одной его части к другой, смене деятельности, занимательные задачи могут служить средством активации, переключения внимания детей, интеллектуального отдыха.
Так, методически правильно подобранный и к месту использованный занимательный материал способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.
Литература
1. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»
2. Е. М. Минскин «От игры к знаниям».
Материал
1. Счетные палочки
2. Игры: «найди отличия», «найди 2 одинаковых предмета», «какая фигура лишня»», «почему?», «лабиринты», «продолжи ряд» (тетрадь Колесникова», «выявление закономерностей», «поиск недостающих фигур».
3. «Танграм», «Колумбово яйцо»
4. Картотека с задачами-шутками.