Елена Шиловская
Опыт работы «Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности
Цель: создание благоприятных условий для экологического воспитания дошкольников средствами изобразительной деятельности.
Задачи:
Публикация «Опыт работы „Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивать у детей экологические представления о растительном и животном мире, выделяя характерные признаки.
Проявлять эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы.
Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в изобразительной деятельности.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Мы живём в современном обществе, где существует множество проблем. Но проблема сохранения окружающей среды - одна из насущных. Последние десятилетия люди стремительно старались обуздать природу, забывая, что мы в ответе за тех, кого приручили. Мне кажется, что человек должен поменять устоявшуюся точку зрения на свое место в этом мире. Вызывающая позиция «Человек и природа» должна смениться на более нейтральную, более разумную: «Человек в природе».
Иногда у меня возникает ощущение, что дети относятся к живым объектам природы как к неодушевленным предметам. Порой малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в тоже время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Откуда у эмоционально отзывчивого ребенка столько холодности и безразличия? Не от нас ли, взрослых? Ведь порой родители сами являются примером экологического бескультурья.
Активная позиция педагогов способна изменить эту ситуацию. Общение детей с природой, организованное воспитателем, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания культуры поведения детей в природе является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников. Это - первый шаг на пути решения природоохранной проблемы будущего. Дать почувствовать ребенку, что он ответственен за окружающий его мир – главная задача на сегодняшний день.
Свою работу я строю в трех аспектах:
Личностный рост воспитателя
Работа с детьми
Работа с родителями
Я считаю, что экологическое образование ребё нка должно идти по иерархической лестнице: семья - детский сад - школа - вуз - последипломная экологическая подготовка и должно сопровождать человека на протяжении всей жизни, а это:
- формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы - в раннем детстве;
- способствовать пониманию целостной картины мира - в школе;
- развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности - в периоды взросления и зрелости.
Эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с рядом животных, растений, уход за ними играют большую роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде. Однако этого недостаточно: детям нужен минимум экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно. Сочетание эмоционального отношения к природе и знаний о ней даст гораздо больший эффект. Необходимо разумно, с учетом психолого-физиологических особенностей, сочетать духовное и интеллектуальное развитие ребенка.
Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, и капли росы, и маленького паучка).
Я считаю, что предметы гуманитарно-эстетического цикла могут играть исключительно важную роль в формировании экологической культуры дошкольников, это связано с их особой чувствительностью к яркому, эмоциональному слову, богатству красок и форм. Изобразительное искусство, в частности, дает возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам. Без эстетически направленного восприятия практически невозможно существенное познание природных явлений и целостное их освоение.
Художественное воспитание, со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения искусства, также, как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств. Поэтому изобразительная деятельность является важной составляющей экологического воспитания дошкольников. Причем здесь важен непросто просмотр картин, репродукций, а непосредственное наблюдение за окружающей действительностью, которая дает возможность использовать по максимуму закономерности, явления, нужные для деятельности рисованием, лепкой, аппликацией.
Изобразительное искусство способствует решению еще одной важной задачи – формирования целостного восприятия ребенком окружающей действительности. Рисуя, ребенок пытается выразить свое понимание окружающего его предметного и пространственного, природного и социального мира. Во время рисования он как бы формирует, создает объект заново, осмысляя свой опыт и знания о нем. В этот момент в его сознании происходит превращение образов зрительного восприятия, опыта общения с миром и мысли – в конкретное изображение.
Наблюдение за природой может многому научить юного художника, делающего свои первые шаги в мире изобразительного искусства. Организованное восприятие, осмысление и прочувствование образного смысла произведений различных видов искусства, результатов детского творчества помогает ребёнку ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность с ней. Поэтому созерцание родной природы, любование объектами реального мира, восприятие и сравнение многообразных форм художественного воплощения разных культур (пейзажей, портретов, архитектурных ансамблей и т. п.) являются составляющими изодеятельности.
В данной области я стараюсь развивать и формировать в детях следующие способности и умения:
- умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу;
- способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы;
- стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой;
- умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом – выразительное, любоваться уголками родной и экзотической культуры;
- способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним в пейзажах-настроениях;
- способность быть оригинальным в выборе сюжета, использовать различные средства художественного выражения (цвет, линию, объём и т. п.) для осуществления своего замысла;
- умение давать оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях стремиться выражать не чужую, а свою точку зрения;
- умение работать с различным художественным, природным материалом;
- готовность быть активными, не бояться спрашивать у педагога о том, что непонятно.
В содержание изобразительной деятельности я включаю знакомство с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней и другие, с животными и растительным миром. Предложение изобразить картины природы, животных всегда встречает у детей положительный отклик. Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний об её объектах и обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. И во время познания природы, и в момент её изображения у детей развиваются психические процессы: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, воображение, моторная координация и речь.
Когда позволяет погода, я провожу беседы на открытом воздухе, и тогда любование природой связывается в сознании детей с пройденным материалом на занятиях, а впечатления, полученные во время прогулки, непосредственно отражаются в детском творчестве. Гуляя с детьми на улице, мы собираем коллекции природных материалов (листья, веточки, камушки и т. п., делаем наброски и зарисовки, наблюдаем за поведением птиц и т. д. Такой «диалог с живой природой» способствует активизации эстетического восприятия.
Когда нет возможности наблюдать за природой, демонстрирую детям картины, иллюстрации. Они не оставляют ребят равнодушными, и дети активно подключаются к обсуждению, свои суждения выстраивают на основе личных впечатлений об увиденном. Благодаря такому показу в поле детского внимания могут попасть водопад и отражение в лужице, разнохарактерные по форме деревья и сияющая на солнце росинка, усатые жуки и всполохи грозы, кружево снегопада и золото песков пустыни, узоры на крыльях бабочек и стрекоз и т. п. Всё вышеперечисленное позволяет выстроить драматургию образовательной деятельности таким образом, чтобы в сознании ребят обыденный мир предстал удивительным и необычным.
Как известно, дети восприимчивы к художественной форме, часто стремятся быть похожи в изобразительной манере на своего педагога. Поэтому я стараюсь не руководствоваться принципом «делай, как я», а формирую в сознании детей стремление быть оригинальным, создавать свою палитру изобразительно-выразительных средств.
Однако при проведении индивидуальной работы с детьми, имеющими слабое художественное развитие, я не исключаю возможности оказания мною практической помощи. Когда ребёнок испытывает затруднения, нерешителен, робок, неумел, подсказка со стороны взрослого бывает просто необходима. Но «внедрение» в творческий процесс ребёнка я осуществляю не назидательно, а говорю: «Я нарисую так, а ты как?», «Я начну, а ты продолжишь», «Ты начнёшь, а я продолжу», «Я нарисую только деталь, а ты всё остальное» и т. п. Стараюсь, чтобы показ приёмов работы был вариативным, не замыкался на каком-то конкретном образце.
Во время практической работы свожу к минимуму заимствование детьми композиционных штампов, возможность подражания другим детям. При анализе результатов детского творчества одобряю работы, в которых изображение не статично, а динамично, поощряю композиционную оригинальность и самостоятельность в выборе сюжета. Никогда не прошу детей выразить своё негативное отношение к неудачным работам, а стараюсь помочь найти в каждой что-то значительное.
Формировать заинтересованность и чувство ответственности к результатам практической деятельности помогают коллективные и подгрупповые виды работ, когда над одним замыслом работают двое, трое или вся группа детей. Коллективные работы, созданные детьми, как правило, красочны, декоративны и выразительны. Анализ таких работ проходит с большим интересом, дети активнее выражают своё отношение к результатам совместного труда, радуются итогу коллективных усилий и согласованности своих действий.
Большое значение для активизации творчества детей имеет создание соответствующей «образовательной среды», ведь учебно-воспитательный процесс всегда происходит в определенном социальном и пространственно-предметном окружении, качество которого, несомненно, оказывает влияние на развитие и становление участников этого процесса.
Для полноценного процесса экологического воспитания в ходе изобразительной деятельности групповая комната оформляется детскими работами на природные темы, центр природы коллекциями разнообразных природных материалов и др. Интерьер, в который органично включается мир природы, сам по себе оказывает на личность сильное психолого-педагогическое воздействие, и одновременно является наглядным пособием для изобразительной деятельности.
Свою работу я разделила на четыре раздела: это «Мир природы», «Животные нашего края», «Дикие птицы» и «Растительный и животный мир Красной книги Мурманской области».
Чтобы работа с детьми была систематической и последовательной, ежегодно разрабатываю перспективные планы, начиная со второй младшей группы. Большое внимание уделяю развивающей среде в группе : оформила уголок для творчества, где детям всегда доступны карандаши, восковые мелки, акварельные краски, гуашь, фломастеры, раскраски, трафареты, чистые листы бумаги разного размера и цвета в достаточном количестве. Практикую рисование нетрадиционными способами. Опыт работы свидетельствует : рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Оформила папку «Нетрадиционные техники рисования». По эмоциям можно судить о том, что радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. В нашей группе используются нетрадиционные способы рисования: кляксография, рисование пальцами, тычками, ладошками, трафаретами, рисование с использованием манной крупы, зубной щетки, живопись путем выдувания через соломинку. Оформила папку с рисунками «Нетрадиционные техники рисования».
Занимаясь аппликацией, дети учатся вырезывать из бумаги. Для того чтобы дети охотно занимались аппликацией, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением и навыками придет ловкость в работе. Занимаясь аппликацией, дети учатся вырезывать из бумаги различные предметы и формы.
Начиная со средней группы, к аппликации добавился еще и ручной труд. Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он повреждает игрушку, то в последствии, в процессе систематического труда, руки приобретают уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности к школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности работы глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Дети очень любят работать с природным материалом. Осенью мы вместе с детьми и родителями оформляли в группе выставку поделок «Осенняя фантазия», к приближению нового года изготавливали елочки и игрушки, участвовали в оформлении участка к летне -оздоровительной компании.
Так как моя тема непосредственно связана с экологической направленностью, формирую у детей целостное представление об окружающем мире. Для этого в группе оформлен центр наблюдения за погодой, пополняем уголок экспериментирования материалом для проведения элементарных опытов, а так же материалом для трудовых навыков.
Успех в работе может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Поэтому убеждаю родителей в необходимости создания условий для творческой активности детей, в родительский уголок регулярно помещаю тематические листы, консультативный материал, папки – передвижки. Ежегодно пополняю папку с консультативным материалом по художественному творчеству. Оформила тематические листы для родителей: «Правильная раскраска», «Как оформить детские рисунки», «Это важно знать», «Рисование в жизни детей», «Азбука аппликация», «Правильна ли правильная раскраска», «Польза рисования», «лепим дома». Также использую различные формы работы с родителями : беседы, анкетирование, родительские собрания. Заметила, что родители, знакомясь с информацией по художественному творчеству, стали чаще интересоваться вопросами: «Есть ли у ребенка способности к изобразительной деятельности», «Как помочь ребенку проявлять творчество в рисунке». Ответы на вопросы давала в беседах с ними.
Наиболее эффективными формами являются семейные тематические конкурсы и выставки.
Активно взаимодействую с коллегами ДОУ.
Таким образом, изобразительная деятельность является способом эстетического освоения природных объектов, соответствует эстетическому компоненту экологической культуры личности, а также отвечает возрастной потребности в непрагматическом взаимодействии с миром природы и разностороннем познании этого мира. Воспитатель должен найти такие педагогические методы и приемы, которые способны возбудить у детей интерес, вызвать эмоциональное отношение к изображаемому, желание оценить свои работы, заметить в них разнообразие форм, яркость цветосочетаний, ритмический повтор, расположение в пространстве и т. д. Своё выступление хочу закончить следующими строчками из стихотворения:
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Литература:
1. Белавина И. Г. Планета - наш дом: мир вокруг нас: Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников / И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская. - М. : Лайда, 1995
2. Берестнева Н. П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ / Н. П. Берестнева. // Ребенок в детском саду. - 2006.- № 1.-
3. 8. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 2001.
4. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе дет. сада и нач. школы / [Т. С. Комарова, О. Ю. Зарянова, Л. И. Иванова и др. ]; под науч. ред. Т. С. Комаровой. - М. : Пед. о-во России, 1999
5. Копцева Т. А. "Природа и художник"/ Т. А. Копцева // Ребенок в детском саду. - 2005.- № 5.- С. 71-78, № 6.- С. 53-59; 2006.- № 1.- С. 39-43, № 2
6. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми : пособие для воспитателей и учителей / Л. П. Молодова. - Минск: Асар, 1996
7. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников : учеб. пособие: Для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. - М. : Академия, 1999
8. Ребенок и современный мир : межвуз. сб. науч. и метод. ст. / М-во образования Рос. Федерации и др. ; [редкол. Т. А. Соловьева (отв. ред.) и др. ]. - Архангельск: Поморский гос. ун-т, 2000
9. Рогаткина, Т. Окошко понарошку. Изоэкология / Т. Рогаткина // Дошкольное воспитание. - 2004.- № 7
10. Рыжова А. Н. Я и природа / А. Н. Рыжова; Н. А. Рыжова. - М. : Фирма "Линка-пресс", 1996.- 55,[1] с. - ( Наш дом-природа: Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников).- Библиогр
11. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. М., 2001.
12. Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т. Фокина, В. Хитрова // Дошкольное воспитание. - 1999.-№ 1