Юлия Щегорец
Опыт работы на тему «Развитие творческого мышления дошкольников посредством проектной деятельности»
Современное общество предъявляет всё больше требований к воспитанию и образованию человека. Темпы развития научно-технического прогресса ставят задачу быстрого реагирования на изменения в информационной среде.
В связи с этим выражена потребность в человеке, который умеет ставить и решать задачи. Одной из важнейших характеристик личности является способность творчески мыслить. Поэтому возникает необходимость формирования этой способности у детей. Психологи определяют дошкольный возраст, как сензитивный период развития творческого мышления.
Публикация «Опыт работы на тему „Развитие творческого мышления дошкольников посредством проектной деятельности“» размещена в разделах
Творческое мышление обогащает воображение детей, способствует интеллектуальному развитию, расширяет опыт, помогает развитию волевых качеств, раскрепощает, развивает самостоятельность и активность.
Данный вид мышления определяется способностью человека понимать задачу, находить несколько вариантов её решения и выбирать наиболее подходящий из них.
Одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий, открывающих возможности для развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Именно творческое мышление помогает ребёнку проявлять творческие способности, принимать самостоятельные творческие решения.
Практика моей работы показала, что если предложить детям решить какую-либо задачу, то они, в большинстве случаев, предлагают только одно стандартное решение. В связи с этим, я предположила, что у детей моей группы недостаточно сформировано творческое мышление.
Для доказательства этой гипотезы я использовала тестовое задание Э. Торренса «Нарисуйте картинку», где показателем творческого мышления выступает оригинальность рисунка.
Во время проведения теста дети получили лист бумаги с изображением одной геометрической фигуры круга, квадрата, овала, треугольника, которые выступали в качестве основы рисунка. Детям было предложено «превратить» фигуру в рисунок и придумать название. Тест проводился индивидуально с каждым ребёнком.
Результаты диагностики творческого мышления показали :
Низкий уровень – 68 %
Средний уровень 24 %
Высокий уровень 8 %
Результаты показали, что у большинства детей группы низкий уровень развития творческого мышления. Это может быть обусловлено несколькими причинами:
1) Семья ребёнка.
Как известно родители занимают главное место в жизни ребёнка и являются образцом для подражания. Умение решать бытовые проблемы различными способами является положительным образцом творческого поведения. Но зачастую, неорганизованность семейного воспитания, недостаточное внимание к ребёнку, аморальный образ жизни родителей отрицательно сказываются на развитии ребёнка. Так же в семьях часто мало времени уделяется играм с детьми, а развитие творческого мышления невозможно без руководства игрой со стороны взрослого.
2) Развивающая предметно-пространственная среда.
Недостаточно обустроенное игровое пространство может тормозить развитие творческого мышления у ребёнка, потому что оно не побуждает детей к игре, к мыслительной деятельности, не стимулирует желание экспериментировать, изобретать.
3) Индивидуальные особенности и возможности ребёнка. Не все дети активны и любознательны. Есть и такие, которые стесняются, боятся высказать своё мнение. Эти черты характера не позволяют им в полной мере творчески проявить себя.
Для того, чтобы решить проблему мною определены следующие задачи:
- изучить литературу по теме;
- создать условия для развития творческого мышления дошкольников;
- определить методы и приемы, эффективно влияющие на развитие у детей творческого мышления.
Реализуя задачи, я определила систему работы :
1) систематическое проведение непосредственно образовательной деятельности в детском саду. Так как существует тесная связь между творческим мышлением и уровнем интеллекта;
2) самостоятельность детей в решении интеллектуальных и творческих задач;
3) ненавязчивое направление воспитанников в совместной деятельности;
4) взаимодействие с семьями воспитанников.
Наряду с требованием ФГОС ДО, я определила формы и методы работы, которые применяла для развития у детей творческого мышления. Технология проектной деятельности или метод проектов используется мною на протяжении трёх лет. При планировании проектной деятельности, главной составляющей была самостоятельность детей при поддержке воспитателя.
В начале проекта для того, чтобы выявить уровень знаний детей, их предпочтения, интересы, я использовала метод 3 вопросов «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?», «Где найти информацию?».
Реализация проектов осуществлялась в 3 этапа:
1) подготовительный;
2) основной (практический);
3) заключительный.
Вся работа предполагала организацию :
1) совместной деятельности;
2) самостоятельной деятельности;
3) работу с родителями.
При реализации проектов я нередко использовала информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). Они являются одним из эффективных способов развития творческих способностей детей. Информационные технологии повышают мотивацию дошкольников к обучению за счёт наглядности, помогают получить разнообразную информацию, в том числе научную, помогают адаптироваться к новой социальной и информационной среде.
В рамках реализации проекта во время совместной деятельности с детьми, я использовала элементы ТРИЗ технологии.
Добиться хороших результатов по развитию творческого мышления позволяет метод противоречий, который помогает развивать творческое мышление. Исходя, из изучаемого материала, я подбирала тематику игр. В играх «Хорошо – плохо», «Вредное – полезное», «Волшебная дорожка», «Волшебный ящик» формируется умение систематизировать, обобщать, различать, искать противоречия, преобразовывать объекты, придумывать новые, фантазировать.
Чтение ТРИЗ-сказок позволяет на основе знакомых детям произведений находить, совместно с воспитателем, проблемную ситуацию и решать её. Это очень заинтересовывает детей. Ребята с большим интересом придумывают продолжение знакомой сказки или изменяют её концовку. Этот метод развивает у детей воображение, творческое мышление.
Ещё одним эффективным методом является метод «Мозгового штурма», который раскрепощает детей, позволяет придумывать новые идеи, анализировать их, выбирать наиболее подходящую идею для решения определённой задачи.
Во время реализации проектов, я заметила, что дети стали более самостоятельны в поиске и выборе информации, творчески подходили к решению проблем, находили множество нетривиальных способов её решения, начали активно взаимодействовать друг с другом в совместной деятельности.
После реализации проектов, мною было проведено повторное тестирование детей, которое показало прирост показателей развития творческого мышления.
Низкий уровень – 40 %
Средний уровень – 48%
Высокий уровень - 12 %
Таким образом, средний уровень творческого мышления у детей повысился на 24 % (с 24% до 48%), высокий уровень повысился на 4 % (с 8 % до 12 %, а низкий уменьшился на 28 % (с 68% до 40%)
В результате проводимой работы, можно сделать вывод о том, что используемые мною методы и технологии эффективно воздействуют на развитие творческого мышления дошкольников. В дальнейшем я планирую продолжить работу над данной темой.