Анастасия Мещерякова
Проект-исследование «Стимулирование интереса дошкольников к изучению родного края посредством ИКТ»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность темы.
Большое внимание в образовании уделяется региональному компоненту.
Одно из средств воспитания детей дошкольного возраста- краеведение. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю. Помогает научить детей воспринимать родной край как часть своей Родины – России, формирует нравственные и патриотические чувства у детей.
Публикация «Проект-исследование „Стимулирование интереса дошкольников к изучению родного края посредством ИКТ“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Исследовательская деятельность
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Однако в настоящее время наблюдается тенденция к отсутствию у дошкольников интереса к истории и материальной и духовной культуре родного края. Наблюдается такое явление, как невозможность назвать вою малую Родину, дети не знакомы с достопримечательностями края, его богатым историческим и культурным наследием.
При этом наблюдается рост интереса к разного рода инновациям в цифровом мире компьютерам, планшетам и разного рода гаджетам. В связи с этим, на данном этапе возникает проблема стимулирования интереса дошкольников к изучению родного края с использованием ИКТ в процессе общего образования.
Согласно исследованиям ведущих специалистов в области компьютеризации образования (Е. И. Машбица, А. И. Яковлева, С. В. Гурьева, и др.) к набору существенных преимуществ использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями необходимо отнести следующее:
1. Информационные технологии значительно расширяют возможности педагога при подаче учебной информации. Использование иллюстраций, графики, звука позволяет воссоздавать реальный предмет или явление.
2. Информационные технологии существенно повышают познавательную активность детей.
3. ИКТ помогают выявить какими способностями обладают дети, активизируют умственную деятельность.
4. Использование ИКТ помогает существенно усилить эмоциональную связь между педагогом и воспитанниками,что является важным фактором для успешной учебной деятельности.
Концептуальными основами работы послужили исследования в области краеведения, культуры Республики Башкортостан. (В. В Болтушкин; программа Р. Х. Гасановой "Земля отцов"; Р. Г. Агишевой и др.)А так, же исследования об игровой деятельности дошкольников и использования ИКТ. (С. В Гурьев; А. М Яковлев; Е. И Мабшиц).
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена противоречиями:
во-первых между необходимостью обеспечения преемственности в процессе формирования активного интереса к изучению родного края у детей средствами ИКТ;
во-вторых - отсутствием теоретически обоснованных и практически апробированных условий, способствующих их эффективной реализации.
2. Объект исследования.
Процесс повышения интереса дошкольников к истории, материальной и духовной культуре родного края средствами информационно-компьютерных технологий.
3. Предмет исследования.
Организация использования ИКТ в игровой деятельности дошкольников, как средство стимулирования их интереса к изучению родного края.
4. Цели и задачи исследования.
4. 1Цель: Научно обосновать и экспериментально апробировать систему стимулирования интереса дошкольников к изучению родного края посредством использования ИКТ.
4. 2 Задачи:
• на основе изучения педагогической и методической литературы уточнить сущность и структуру формирования интереса дошкольников к изучению родного края, критерии его сформированности;
• разработать систему стимулирования интереса дошкольников к изучению родного края посредством использования ИКТ; Разработать вариант модели процесса приобщения дошкольников к региональной культуре посредством ИКТ.
• Охарактеризовать организационно-педагогические условия приобщения дошкольников к изучению родного края посредством информационно-коммуникационных технологий;
• - разработать программно – методическое и организационно – педагогическое сопровождение функционирования системы работы по стимулированию интереса дошкольников к изучению родного края с помощью использования ИКТ;
• - дополнение интегрированной образовательной среды средствами разнообразными видами исследовательской деятельности краеведческого характера с использованием ИКТ;
• - создать систему мониторинга реализации системы работы по стимулированию интереса дошкольников к изучению родного края средствами ИКТ. (разработка критериев, параметров, диагностических материалов).
5. Практическая значимость
в построении новой интегрированной системы обучения уделяется пристальное внимание региональному компоненту, что выводит на первый уровень стимулирование интереса дошкольников у изучению родного края;
- в апробации и внедрении в практическую деятельность системы работы, обеспечивающей преемственность в изучении родного края;
- в разработке методических разработок игр и мероприятий краеведческого характера, которые могут быть использованы в работе ДОУ и за его пределами;
- в выявлении организационно – педагогического обеспечения совместной деятельности общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.
6. Гипотеза
• Уровень интереса дошкольников к изучению родного края будет выше при условии если:
• - обеспечивается поэтапное усложнение ценностно – целевого и содержательно – технологического аспектов повышения интереса к изучению родного края к средствами ИКТ;
• - центральным звеном учебно – воспитательного процесса станут различные формы исследовательской игровой деятельности посредством ИКТ.
7. Этапы исследования:
исследование рассчитано на три года и включает следующие этапы:
7.1ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП
сентябрь -декабрь. Он включат в себя
Выявление проблемы и обоснование её актуальности.
Диагностика затруднений педагога и обучающихся.
Выявление противоречий в учебно-воспитательном процессе.
Теоретический анализ научной, учебной, методической литературы, законодательных и нормативных документов по теме исследования.
Диагностика обучающихся
7.2 Прогностический этап
Январь-февраль
• -разработка развёрнутой программы исследования.
- построение модели процесса исследования,
- прогноз ожидаемых положительных результатов, а также возможных потерь, негативных последствий,
- продумывание компенсационных механизмов, дополнительных резервов.
разработка календарного плана работы по теме исследования.
7.3. Организационный этап
февраль-март
• Создание всех необходимых условий для обеспечения стабильной деятельности в рамках исследования, а также создание условий для генерации образовательных новаций в ходе исследования:
• - материальных (подготовка помещения, оборудования, средств обучения и пр.);
• - программно-научно-методических (образовательные программы, методические разработки, рекомендации, указания и др.).
7.4. Обобщающий этап март 2021г.
• Обработка данных, соотнесение результатов исследования с поставленными целями, анализ полученных данных, корректировка гипотезы, модели новой технологии в соответствии с результатами, оформление и описание хода и результатов исследования:
• - анализ результатов;
• - проверка гипотезы, её корректировка;
• - оформление результатов
8. Ожидаемые результаты
• В рамках исследования был выделен ряд критериев, на основании проявлений которых можно судить о динамике повышения интереса дошкольников к изучению родного края :
• - когнитивный критерий – обучающийся имеет устойчивый интерес к изучению родного края посредством использования ИКТ;
• - мотивационно - ценностный критерий – сформирован интерес дошкольника к изучению родного края посредством ИКТ, желание самообразования и применение ее в повседневной жизни;
• -поведенческий критерий – обучающийся способен применять свои знания на практике и в повседневной жизни, готов заниматься краеведческой деятельностью.
9. Пути реализации проекта.
1. Диагностика,выявление интереса детей к изучению родного края.
2. Проведение занятий по изучению родного с края с использованием ИКТ; составление презентаций.
3. Дистанционное обучение: проведение занятий в Skype с отсутствующими по уважительной причине детьми;проведение консультаций с родителями;
4. Создание дидактических и сюжетных игр с помощью ИКТ;
5. Работа с интернетом : поиск информации и использование ее в работе с детьми,обучение детей поиску информации;
6. Повышение квалификации педагога в сфере использования ПК в процессе создания игр и занятий.
6. Подведение итогов.