Елена Семёновна Володина
Консультация «Развитие познавательного интереса у ребенка посредством сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие познавательного интереса у ребенка посредством сказки»
Подготовила:
Володина Е. С.
учитель-дефектолог
г. Нижний Новгород
2016
Публикация «Консультация „Развитие познавательного интереса у ребенка посредством сказки“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на процесс познания; ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний. В эту область человек стремиться проникнуть, чтобы изучить, овладеть ее ценностями. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью ребенка к учению; к педагогическому познанию деятельности в области одного или ряда учебных предметов. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Познавательный интерес вполне можно назвать аккумулятором всех значимых для личности процессов, объединенных участливым отношением ее к избранной области познания. Пытливость, любознательность, причастность к происходящим событиям - все сопряжено с интересом, который проявляется в любых обстоятельствах, в деятельности, в жизни. Вот почему познавательный интерес прямым образом причастен к реализации функции воспитывающего обучения.
Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал.
Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность. Сказка – один из самых популярных и любимых детьми литературных жанров, потому что в ней и занимательный сюжет, и удивительные герои, сказка открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к народному опыту, к родному языку.
За сказочными образами стоят различные символы, пришедшие из глубины веков. Ребенку они более понятны, чем взрослому. Многолетняя привычка к логическому мышлению вырвала взрослого из мира символов. Это – главная причина в различии восприятия народных сказок взрослым и ребенком.
Сказка близка детям по мироощущению, ведь у них эмоционально-чувственное восприятие мира. Логика и рассуждения взрослых ребенку еще не понятны, а сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.
В сказке всегда есть четкая граница: это – Добро, а это – Зло, этот персонаж – плохой, а этот – хороший. И малыш узнает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее.
Воображение, как активная действующая сила, дает простор творческим способностям детей. Это – источник веселья. Ребенку важен не практический результат фантазирования, а сам процесс творчества, от которого ребенок испытывает удовольствие, как от самостоятельной душевной деятельности.
Воображение – это внутренний мир ребенка, врожденный, естественный процесс, с помощью которого дети учатся понимать окружающий мир, наполнять его смыслом.
Процесс сочинения сказки – одна из форм творческой деятельности ребенка, которая проявляется как результат индивидуального опыта, его ответная реакция на изменения в окружающем мире, системе потребностей и ценностей. Сказка активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу. Через сказку, как плод фантазии ребенка, мы обращаемся к его внутреннему – идеальному – миру, осознаем его чувства и эмоциональные состояния.
Таким образом, сказочные фантазии ребенка оказывают педагогическим усилиям действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь ребенка, с учетом которой сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия.
Можно предложить родителя разные приемы работы со сказкой для развития познавательного интереса у детей
Моделирование сказок
Использование моделей для составление сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь
Например: в сказке «Три медведя» - это три коричневых круга, разного размера. В сказке «Теремок» - полоски разной высоты и цвета ( соответствует цвету персонажа: лягушка - зеленый; лиса - оранжевый и т. д.)
Рассказывание сказок. Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения. Самое главное, чтобы взрослый делал это очень эмоционально, передавал интонацию голосом.
Изменение содержания сказок. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок.
Предлагаем детям такое Упражнение, как «Действия героя».
Цель его перечислить все возможные действия какого-либо сказочного героя.
Описание. Например, сказка «Колобок». Предлагаем детям назвать все действия колобка, говорить только глаголы: пел, ушёл, покатился и т. д. Далее воспитатель предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках.
Узнай сказку по песенке героев.
Предлагаем детям узнать сказку по песенке героя, например:
Отворитеся, отопритеся! ("Волк и семеро козлят").
Покажи мимикой и жестами.
Цель. Учить детей через мимику и жесты передавать черты характера героя, развивать воображение, наблюдательность.
Описание: предлагаем детям продемонстрировать свое эмоциональное отношение к герою, ситуации с помощью мимики или жестов.
Поможем герою.
Цель. Развитие связной речи, мышления, интереса к сказке.
Описание. Взрослый предлагает детям, поставить себя на место героя: Как бы вы поступили в такой ситуации?
Встреча с героем.
Цель. Развитие связной речи, творческих способностей, мышления.
Описание. Взрослый предлагает детям представить, что они встретились с героем сказки. – Что вы спросите? Как вы думаете, что ответит герой?
Что было бы, если бы …
Цель. Развитие творческих способностей детей, связной речи.
Описание. Взрослый предлагает детям придумать и продолжить предложение, например: Что было бы, если бы колобок укатился от лисы?