МААМ-картинки

Опыт работы «Развитие одарённости дошкольника в условиях образовательного учреждения»

Маргарита Никитина
Опыт работы «Развитие одарённости дошкольника в условиях образовательного учреждения»
▼ Скачать + Заказать документы

Каждый ребенок уникален и имеет право развиваться в своем темпе, учиться по своей образовательной траектории. Задача взрослых — увидеть и поддержать задатки способностей, предоставить ребенку возможности для их реализации в тех видах деятельности, к которым он проявляет наибольший интерес, содействовать реализации одарённости.

Публикация «Опыт работы „Развитие одарённости дошкольника в условиях образовательного учреждения“» размещена в разделах

В отношении дошкольного возраста при рассмотрении проблемы одаренности наиболее продуктивны и важны идеи о творчестве как универсальном механизме развития психики (С. Л. Рубинштейн, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, П. Торренс); о значимости и самоценности дошкольного периода детства (Л. С. Выготский, А. А. Люблинская, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисицина, Л. А. Венгер).

Одаренность — системное развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Одаренность ребенка проявляется в успешности деятельности, имеющий стихийный, самодеятельный характер.

Один из важнейших и в известной мере независимых факторов одаренности — креативность («творческость»).

Креативность — процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности и дефицита информации П. Торренс).

Главную роль при этом играет дивергентное (идущее в разных направлениях) мышление, способное приводить к неожиданным выводам. Креативность обязательно предполагает интеллектуальное развитие человека выше среднего уровня, поскольку лишь такой уровень может обеспечить основу для творческой продуктивности.

Виды одарённости

1) Интеллектуальная одарённость — «светлая голова». Ребёнок – обладает значительными, глубокими знаниями, умеет самостоятельно их получать, может даже критически отнестись к тем или иным источникам.

2) Академическая одаренность — особые способности к обучению. Дети этого типа одаренности, прежде всего, «синтезируют» знания практически «из воздуха», они легко учатся, не просто усваивают материал, но и свободно применяют его в различных учебных и бытовых ситуациях – умеют и любят учиться.

3) Художественная одарённость проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности.

4) Креативная одарённость выражается в нестандартности мышления, в особом, часто не похожем на других взгляде на мир. Некомфортность, нежелание, а подчас просто неумение идти «в ногу» со всеми остальными и являются личностной основой, на которой строится их нестандартное виден мира. Креативность может проявляться широко или лишь одной сфере.

5) Лидерская, или социальная одарённость характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одарённость предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребности других людей, способность к сопереживанию.

6) Психомоторная или спортивная одарённость проявляется в повышенной двигательной активности ребёнка, её разнообразии в стремлении овладеть сложно координированными движениями.

Признаки одарённости

- быстрое освоение деятельности и высокая успешность её выполнения

- использование и изобретение новых видов деятельности в условиях поиска решения

- самостоятельное принятие решений, склонность тщательно анализировать проблему до принятия какого-либо решения, саморегуляция

- выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации

- повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету)

- повышенная познавательная потребность, проявляемая в любознательности

- ярко выраженная увлечённость определенным занятием

- вопросительность

- самокритичность

Условия поддержки одарённости

• Демократический стиль отношений, доброжелательный климат на всех уровнях: администрация – воспитатель – ребёнок – семья.

• Нерегламентированная творческая среда

• Активное включение ребёнка в практическую деятельность

• Поддержка мотивации, воли, познавательных потребностей ребёнка

• Широкий круг общения

• Социальная значимость и поддержка развития не только специальных способностей, но и интеллектуальных, творческих способностей через прессу, телевидение

• Целенаправленная психолого-педагогическая поддержка детей и родителей.

Принципы в работе по развитию одарённости дошкольников

- принцип целостности и системности

- принцип природосообразности

- развития детского творчества

-субъектности

- принцип гармонического сочетания развития ребёнка под влиянием целенаправленных воздействий взрослых и саморазвития

- культуросообразности

-оптимального взаимодействия взрослого с ребёнком.

Публикации по теме:

Инновационный проект «Организация этнографического мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения» Содержание 1. Общие положения проекта…. 3 1.1. Обоснование актуальности проекта…. 3 1.2. Принципы.

Мордовские народные игры в условиях дошкольного образовательного учреждения Мордовские народные игры корнями уходят в далёкое прошлое. Они самобытные и имеют свои особенности, отражают формы общественных отношений.

Особенности работы учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения Особенности работы учителя-логопеда с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Партнерство образовательного учреждения и семьи как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми ПАРТНЁРСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

План работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Год российского кино» Цель: развивать устойчивый интерес к кино. Задачи: 1. Помочь детям дошкольного возраста всесторонне развивать свои интересы и способности;.

Проект «Эффективное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях реализации ФГОС» 1. Актуальность проблемы: Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством,.

Специфика работы педагогов и специалистов с особенными детьми в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения Т. И. Кучебо, Ж. В. Размочаева, О. И. Сырова Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 139», г. Новокузнецк.

Развитие слухового восприятия детей с нарушениями слуха в условиях коррекционного дошкольного учреждения Разработка научно-обоснованных методов и содержания коррекционно-педагогической работы с дошкольниками может рассматриваться как одно из.

Статья на тему «Адаптация дошкольников к условиям дошкольного образовательного учреждения» «Адаптация дошкольников к условиям дошкольного образовательного учреждения» Воспитатель: Курочкина Татьяна Владимировна С поступлением.

Взаимодействие педагогов дошкольного образовательного учреждения и семьи как условие социализации дошкольника Детство- период жизни, во время которого происходит развитие личности, становление человека как полноценного члена человеческого общества,.

Автор публикации:
Опыт работы «Развитие одарённости дошкольника в условиях образовательного учреждения»
Опубликовано: 24 сентября 2016 в 16:17
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие одарённости дошкольника в условиях образовательного учреждения»» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Никитина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД