Маргарита Никитина
Опыт работы «Развитие одарённости дошкольника в условиях образовательного учреждения»
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый ребенок уникален и имеет право развиваться в своем темпе, учиться по своей образовательной траектории. Задача взрослых — увидеть и поддержать задатки способностей, предоставить ребенку возможности для их реализации в тех видах деятельности, к которым он проявляет наибольший интерес, содействовать реализации одарённости.
Публикация «Опыт работы „Развитие одарённости дошкольника в условиях образовательного учреждения“» размещена в разделах
В отношении дошкольного возраста при рассмотрении проблемы одаренности наиболее продуктивны и важны идеи о творчестве как универсальном механизме развития психики (С. Л. Рубинштейн, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, П. Торренс); о значимости и самоценности дошкольного периода детства (Л. С. Выготский, А. А. Люблинская, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, М. И. Лисицина, Л. А. Венгер).
Одаренность — системное развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Одаренность ребенка проявляется в успешности деятельности, имеющий стихийный, самодеятельный характер.
Один из важнейших и в известной мере независимых факторов одаренности — креативность («творческость»).
Креативность — процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности и дефицита информации П. Торренс).
Главную роль при этом играет дивергентное (идущее в разных направлениях) мышление, способное приводить к неожиданным выводам. Креативность обязательно предполагает интеллектуальное развитие человека выше среднего уровня, поскольку лишь такой уровень может обеспечить основу для творческой продуктивности.
Виды одарённости
1) Интеллектуальная одарённость — «светлая голова». Ребёнок – обладает значительными, глубокими знаниями, умеет самостоятельно их получать, может даже критически отнестись к тем или иным источникам.
2) Академическая одаренность — особые способности к обучению. Дети этого типа одаренности, прежде всего, «синтезируют» знания практически «из воздуха», они легко учатся, не просто усваивают материал, но и свободно применяют его в различных учебных и бытовых ситуациях – умеют и любят учиться.
3) Художественная одарённость проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности.
4) Креативная одарённость выражается в нестандартности мышления, в особом, часто не похожем на других взгляде на мир. Некомфортность, нежелание, а подчас просто неумение идти «в ногу» со всеми остальными и являются личностной основой, на которой строится их нестандартное виден мира. Креативность может проявляться широко или лишь одной сфере.
5) Лидерская, или социальная одарённость характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одарённость предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребности других людей, способность к сопереживанию.
6) Психомоторная или спортивная одарённость проявляется в повышенной двигательной активности ребёнка, её разнообразии в стремлении овладеть сложно координированными движениями.
Признаки одарённости
- быстрое освоение деятельности и высокая успешность её выполнения
- использование и изобретение новых видов деятельности в условиях поиска решения
- самостоятельное принятие решений, склонность тщательно анализировать проблему до принятия какого-либо решения, саморегуляция
- выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации
- повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету)
- повышенная познавательная потребность, проявляемая в любознательности
- ярко выраженная увлечённость определенным занятием
- вопросительность
- самокритичность
Условия поддержки одарённости
• Демократический стиль отношений, доброжелательный климат на всех уровнях: администрация – воспитатель – ребёнок – семья.
• Нерегламентированная творческая среда
• Активное включение ребёнка в практическую деятельность
• Поддержка мотивации, воли, познавательных потребностей ребёнка
• Широкий круг общения
• Социальная значимость и поддержка развития не только специальных способностей, но и интеллектуальных, творческих способностей через прессу, телевидение
• Целенаправленная психолого-педагогическая поддержка детей и родителей.
Принципы в работе по развитию одарённости дошкольников
- принцип целостности и системности
- принцип природосообразности
- развития детского творчества
-субъектности
- принцип гармонического сочетания развития ребёнка под влиянием целенаправленных воздействий взрослых и саморазвития
- культуросообразности
-оптимального взаимодействия взрослого с ребёнком.