Приложение МААМ

Мордовские народные игры в условиях дошкольного образовательного учреждения

Мария К
Мордовские народные игры в условиях дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы

Мордовские народные игры корнями уходят в далёкое прошлое. Они самобытные и имеют свои особенности, отражают формы общественных отношений и хозяйственной деятельности предков современного народа.

Мордовские игры решают задачи совершенствования физических и духовных качеств, двигательных умений ребенка, способствуют укреплению мышц, выработке правильной осанки, формированию скелета ребенка.

Публикация «Мордовские народные игры в условиях дошкольного образовательного учреждения» размещена в разделах

В мордовских народных играх почти всегда применялся импровизированный поэтический текст, игровые прелюдии были интересны и разнообразны. Игры по своему составу были разнородны, но их объединяло в одну группу то, что в них происходило драматическое и импровизированное действие, сюжет. Так, в некоторых играх четко различимы отдельные компоненты сюжета.

В игре («В кошку») «Катоняса» ясно выделяется завязка - «Мать», уходя из дома, строго наказывает «дочке» стеречь горшки с молоком, сметаной, маслом. Этот разговор подслушивает «кошка». Далее следует развитие действия – хитрая «кошка» обманывает дочь, обещая приглядеть за всеми продуктами, съедает что-нибудь из них и убегает. Возвратившаяся «мать» догадывается о непослушании «дочери» и бранит её. «Дочь» просит прощения. Тексты таких игр не остаются неизменными, отдельные фразы могут меняться в зависимости от ситуации и состава играющих детей.

В большинстве игр во всех вариантах сохраняется традиционное содержание. Это видно на примере игры («В журавля») «Каргоняса». Текст этой игры был записан в начале 20 века М. Е. Евсевьевым, и дошёл до наших дней без изменений. Из числа играющих выбираются «журавлиха» и «старушка». «Старушка» садится в сторонку и вскапывает луг. «Журавлиха» (самая ловкая и сильная из детей) набирает себе «журавлей», которые встают за ней, держатся друг за друга и кричат: «Тур-лур, тур-лур», ходят по лугу. Подходят к «старухе» и начинается между «журавлихой» и «старухой диалог.

- Бабай, а бабай, мезе тиендят?

-Лотка шуван.

-Лотксь мезенди?

-Ярмак вешан.

-Ярмаксь мезенди?

-Салмокс раман

-Салмокссь мезенди?

-Кескав стаян.

-КЕскавсь мезенди?

-Кевнят маран.

-Кевнятне мезенди?

-Тонь иттнень пряс.

«Старушка» поднимается, начинает ловить!журавлей». «Журавлиха», подняв руки, бегая перед «старушкой», защищается. Когда «старушка» переловит всех «журавлят», игра начинается вновь.

Но чаще всего словесные элементы подвергаются изменениям и есть случаи полной утери. В этом случае игра становится чисто спортивной забавой. Это видно на примере игры(«В редьку») «Шапаряксса».

Игры с прелюдиями более распространены по сравнению с играми с поэтическим текстом, так как в одних из них определяется условие ведения игры, в других – выбирается водящий или участники делятся на команды.

В настоящее время в играх используются различные виды прелюдий: молчанки, жеребьёвки, считалки.

Когда необходимо всем участникам разделиться на две группы, пользуются жеребьёвкой. Из числа игроков вначале выбираются две «матки», обычно это самые сильные, ловкие мальчики или девочки. А остальные попарно отходят в сторону, «сговариваться». Затем «матки» выбирают себе игроков. Жеребьёвка длится до тех пор, пока все желающие принять участие в игре не разделятся на две партии.

Самым распространённым и любимым видом игровых прелюдий в мордовских играх является считалка. Считалки используются для пересчета, бывают смысловые и заумные (бессмысленные). Например: Червень, бервень, чуха, рюха, бета, сота, ива, дуба, мака, крест. Или: Паря, Маря, учань Даря, олдам чикол босиком, чикшт, пукшт- Пувнясь лиссь.

Наиболее распространенные смысловые считалки. Состоят из зачина и основной части. Зачином является счет, выраженный количественными числительными, например:

Фкя, кафта, кемголмува,

Ласки ломань шапкафтома.

Часть мордовских считалок – это небольшие бессюжетные произведения.

Сонць аф сире, сонць аф од.

Лишминезе -пароход.

Среди детей дошкольного возраста самыми распространенными играми были: «В платки», «Слепую старуху», «В курочек», «В колечко», «В журавлей», «В ворону», «В белочек», «В горшочки, «В волков» и другие. Все они включают в себя бег, ходьбу, поэтому имеют важное значение в укреплении здоровья, так как содействуют усилению процессов дыхания, кровообращения, обмена веществ, силы. Во время игр дети выполняют несложные физические упражнения, развивая важные качества, как подвижность и быстроту реакции, находчивость и сообразительность, внимательность и наблюдательность, получая при этом эмоциональное удовольствие.

Распространенным развлечением была игра в прятки, где игра затягивалась до сумерек. Распространенными были игры в бабки и шашки. Для игры в бабки использовались костяные бабки, их готовили из коровьих, телячьих, овечьих надкопытных суставов, выбирали самую большую, крепкую. Она служила битком. С помощью битка сбивали бабки и забирали себе. Промахнувшийся игрок оставлял свою бабку и выигрыш.

Для игры в шашки выбирали ровную, круглую (обычно липовую) палочку толщиной 1,5 – 2 см, распиливали на части длиной в 2 см. Эти цилиндрические части аккуратно раскалывали ножом на ровные половинки. Получались «шашки». Шашки бросали на стол, щелчком били горбатой шашкой- горбатую, а шашки вверх плоскостью – такими же, с таким расчетом, чтобы та, вторая шашка, не коснулась соседней.

Увлекательными были игры с предметами : с мячами, шарами, парочками, камушками. «В камушки» обычно играли девочки. Для этой игры брали небольшие, круглые, красивые камушки, игра представляла собой своеобразное жанглирование.

Многие игры передавали детское восприятие сельскохозяйственного труда. Напримар, играя «Вредьку», дети копировали процесс посадки редьки. Играя «В волков», дети подражили женщинам-жницам. «Серпом» служила обыкновенная палочка. В основе игр: «В белочек», «В ворону», «В курочек» лежит подражание поведению различных животных и птиц.

В некоторые игры можно играть и на улице и в помещении, в разное время года, например, «В слепую старуху». Вначале проводится жеребьё вка: кто-нибудь мажет один палец сажей, сжимает пальцы в кулак, предлагает играющим выбирать себе палец. Кто укажет на смазанный сажей палец тот и становится «слепой старухой». Ей завязывают платком глаза, и ходит по комнате. Все играющие бегают вокруг, стараются дотронуться, ущипнуть её. «Старуха» должна ловить бегающих, отгадать имя пойманного. Имена должны придумывать заранее: «кошечка», «курочка», «волк», «журавлик». Кто попадается ей, она отгадывает по волосам, одежде, правильно назовёт имя, тот начинает водить, т. е. становится «старухой».

Мордовские народные игры до сих пор не потеряли своей ценности и значимости. Дети с удовольствием в них играли и играют до сих пор.

С раннего возраста приобщение ребенка к истокам народной культуры, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нём фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Работая над данной темой мы стараемся формировать в душе ребенка любовь, бережное отношение к окружающему миру, восхищение красотой предметов народных умельцев, интерес к красоте поэтического слова. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребенка.

Публикации по теме:

Обеспечение здоровьесберегающего процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения Сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ - основная задача дошкольных учреждений. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем,.

Инновационный проект «Организация этнографического мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения» Содержание 1. Общие положения проекта…. 3 1.1. Обоснование актуальности проекта…. 3 1.2. Принципы.

Краткосрочный проект «Мордовские народные игрушки» Проект «Мордовские народные игрушки» Средняя группа. Автор: Кичкирёва Татьяна Анатольевна, воспитатель высшей категории. Актуальность проекта:.

Организация работы по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях образовательного учреждения .

Имидж дошкольного образовательного учреждения Современная система дошкольного образования переживает период громадных перемен. Практически полностью изменилась нормативная база, регулирующая.

Проект «Эффективное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в условиях реализации ФГОС» 1. Актуальность проблемы: Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством,.

Проект «Экологическая тропа» муниципального дошкольного образовательного учреждения Отдел образования и по делам молодёжи администрации МО «Мари-Турекский муниципальный район» МДОУ «Детский сад №1 «Берёзка» Проект.

Развивающая педагогика оздоровления дошкольного образовательного учреждения Развивающая педагогика оздоровления дошкольного образовательного учреждения (слайд1) Состояние здоровья детей постоянно становится главной.

Современные сюжетно-ролевые игры в практике дошкольного образовательного учреждения Современные сюжетно-ролевые игры в практике дошкольного образовательного учреждения. Ролевая, или так называемая творческая, игра детей.

Взаимодействие с родительской общественностью в условиях современного дошкольного образовательного учреждения Взаимодействие с родительской общественностью в условиях современного дошкольного образовательного учреждения Концепция модернизации российского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мордовские народные игры в условиях дошкольного образовательного учреждения
Опубликовано: 14 марта 2016 в 10:53
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мордовские народные игры в условиях дошкольного образовательного учреждения» (включая файлы) размещена пользователем Мария К (УИ 483979) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД