лариса жданкина
Нравственно-патриотическое воспитание детей в первой младшей группе. Проект «Моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта.
Актуальность проекта : Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания, идеи воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Темочки:
- Моя малая Родина, край, город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Цель проекта : Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего отечества.
Задачи проекта :
- Привитие детям чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине, на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
- Формирование чувств привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким.
- Расширение представлений о родном городе.
- Воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России, средствам эстетического воспитания.
Участники проекта : дети младшей группы, воспитатели, родители.
Тип проекта : краткосрочный, познавательный, групповой, творческий, информационный.
Продолжительность проекта : с 16 января по 31 января 2017г.
Ожидаемые результаты:
- Формирование чувств гордости родным краем, осознание себя частью окружающего мира.
- Расширение кругозора детей через рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, через общение и игровую деятельность.
- Совместная работа педагогов и родителей при организации работы с ценностями нашей культуры, достопримечательностями, событиями.
Обеспечение проектной деятельности :
- Подбор наглядного и дидактического материала.
- Подбор произведений русского народного творчества.
- Подборка изобразительного материала для продуктивной деятельности.
- Выставка рисунков, поделок, книг, фотографий.
- Проведение открытых мероприятий.
Этапы проведения и реализации проекта :
1. Подготовительный:
- Теоретическая подготовка педагога к выполнению проекта.
- Создание предметно- развивающей среды, подготовка наглядного и дидактического материала.
- Разработка перспективного плана.
- Работа с родителями.
Организационно- практический:
- Проведение цикла познавательных НОД на темы: «Мама, папа и я – семья», «Моя – любимая мама», «Дом в котором я живу», «Природа нашего края», «Времена года», «Домашние животные»
- Рассматривание фотоальбома «Моя семья», «Природа нашего края», «Достопримечательности нашего города».
- Чтение художественной и познавательной литературы, потешек, закличек, загадок, прибауток о растениях, животных, насекомых: потешки «Наши уточки с утра», «Как у нашего кота», «Сорока- белобока»; р. н. сказки» Курочка ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», сказки и рассказы современных авторов: «Игрушки»- А. Борто, «Утка» Е. Чарушин, В. Сутеев «Кто сказал Мяу»,С. Маршак «Сказка о глупом мышонке» и др.
- Творческая деятельность: рисование «Снег идет», «Снеговик», «Огоньки зажглись в домах».
Лепка: «Колобок катится по дорожке», «Мисочки для трех медведей», Снеговик», «Ягодки для птичек».
- Разучивание и слушание народных песен, разучивание песен о животных, времени года, музыкально- ритмических игр и танцев.
- Дидактические игры: «Найди детеныша», «Кто где живет», «Узнай животное», «Собери матрешку», «Назови фрукты, овощи», «Кто во что одет», «Кто, чем питается»,» Чудесный мешочек», «Поможем кукле одеться», «Птицы», «Утро, день, ночь».
-Игры- драматизации: «Колобок» «Репка», «Теремок»
- Оформление альбома «Наш любимый город», папки- передвижки «Моя семья».
- Изготовление кормушек для птиц.
Выставка рассказов о некоторых улицах нашего города.
Заключительный этап:
- выявление знаний и навыков детей, полученных в ходе выполнения проекта.
Перспективное планирование по патриотическому воспитанию в 1 младшей группе.
Первая неделя :
- Беседа «Мама – самое прекрасное слово на земле».
- Рисование «Раскрась платочек для мамочки».
- Театрализованная деятельность русской народной сказки «Репка».
- Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».
- Чтение художественной литературы «Теремок».
- Сюжетно-ролевая игра «Больница».
- Дидактическая игра «Времена года».
- Природоохраняемая акция «Покормим птиц зимой».
- Проведение пальчиковых игр.
Вторая неделя:
- Беседа «Моя семья».
- Сюжетно-ролевая игра «Семья»
- Беседа о доме, где живут дети и конструирование на тему «Мы построим новый дом».
- Знакомство с профессией продавца и сюжетно-ролевая игра «Магазин».
- Наблюдение на прогулке : растения участка, природа родного края.
- Дидактическая игра «Дикие и домашние животные».
- Лепка «Приглашаем снегирей, съесть рябинку поскорей».
- наблюдение на прогулке за трудом дворника. Совместная деятельность по очистке от снега участка.
- Рассматривание фотоальбома «Наш любимый город».
Работа с родителями.
- Акция для родителей : «Покормим птиц».
- Консультации для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшей группы»
- Оформление папки – передвижки «Воспитание ребенка в семье»
- Индивидуальные беседы с родителями о том, как учить детей любить и охранять природу, и о том, как знакомить детей с родным городом.
Предлагаю родителям совместные с детьми походы, во время которых малыши знакомятся с местностью, любуясь самыми прекрасными местами своей малой родины.
Итог проекта :
1. Дети с любовью рассказывают о своей семье, о доме в котором они живут.
2. С помощью дидактических игр называют диких и домашних животных, некоторых птиц, овощи и фрукты, различают утро, день, вечер, ночь.
3. Знают и выполняют правила народных игр «Заинька», «Лохматый пес», «У медведя во бору», «наседка и цыплята» и другие.
4. Знают потешки, стишки А. Барто, сказки, пытаются инсценировать.
5. Любят наблюдать на прогулке и рассказывать о том, что они там видели.
6. Называют свой город и рассматривают фотографии.
7. Презентация проекта.
Список используемой литературы.
1. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия в 1 младшей группе».
2. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание детей».
3. Интернет-ресурсы:
- «роль семьи в формировании личности ребенка».
- «Патриотическое воспитание детей младшего возраста»
- «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников, как одно из направлений в работе с родителями».
Сообщение на тему реализации проекта.
Выстраивая воспитательно- образовательный процесс, мы в своей группе большое внимание уделяем комплексному подходу в формировании у дошкольников основ нравственно- патриотического воспитания. Система и последовательность работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей представлена следующими темами: «Вместе дружная семья», «Детский сад», «Труд взрослых», «Природа родного края», «Родной город», «Родная страна». Каждый блок включает разнообразные виды деятельности: специально – организованные занятия, беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, подвижные игры, сюжетно- ролевые, театрализованные, дидактические, тематические праздники, целевые прогулки и экскурсии.
Мир человека начинается с семьи.
«Семья поистине высокое творение, она заслон надежный и причал
Она дает призванье и рожденье, семья для всех – основа всех начал».
Так как дети в нашей группе еще маленькие, мы поставили для себя цель: помочь детям лучше узнать свою семью, свой дом, детский сад, свой город. Большое внимание мы уделили воспитанию любви к самому близкому в семье человеку – маме. Говорим, что мама заботится о всех членах семьи: моет, стирает, готовит, убирает, и что маме необходимо оказывать посильную помощь: складывать одежду, убирать игрушки. Затем мы поговорили и о других членах семьи: папе, братишках и сестренках, бабушках и дедушках. Рассказали детям, какая должна быть семья, чтобы всем было хорошо, чтобы все родные люди любили друг друга, жили мирно, без ссор. Предложили родителям принести семейные фотографии и рассмотрели их с детьми. Вместе с детьми поиграли в сюжетно-ролевую игру «Семья».
Игра – это великая учительница ребенка. Когда мы начали играть, поняли, что в основном все дети не знают, кем работают их родители и у нас появилась тема для беседы о профессиях. Раннее, когда дети только что пришли в детский сад мы знакомили их с профессией воспитатель, помощник воспитателя, медицинская сестра, которая ежедневно приходила к нам в группу и осматривала детей. В рамках нашего проекта мы познакомили детей с профессией врача и продавца. Знакомство проходило с помощью рассказа, различных иллюстраций и наглядного материала. Вместе с детьми поиграли в сюжетно – ролевые игры «Больница», «Магазин».
Провели небольшую беседу и о доме в котором живут дети. На прогулке провели наблюдение за многоэтажными домами нашего микрорайона. Под руководством воспитателя во второй половине дня соорудили постройку и назвали ее «Дом, в котором мы живем». А во время коллективной работы по рисованию мы зажгли яркие огоньки в наших домах.
Дидактические игры и упражнения является одним из важных методов активного обучения детей, а также является одним из важных средств воспитания. С помощью игры дети узнают что-то новое и применяют эти знания на практике. В своей работе используем такие игры как: «Собери матрешку», «Угадай, что спрятано», «Чудесный мешочек», «Поможем кукле Кате одеться», «Домашние животные», «Птицы», «Овощи», «Фрукты», «Утро, день, ночь», «Времена года» и другие.
Народные игры – это жанр устного народного творчества. В них заключается информация, дающая представление о повседневной жизни. Они имеют строго определенные правила и дети приучаются к совместным и согласованным действиям. Наши дети с удовольствием играют в такие игры, как «Заинька», «Пузырь», «Наседка и цыплята», «Солнышко и дождик», «Лохматый пес», «У медведя во бору», «Ходит Ваня» и другие.
В работе с детьми широко используем все виды народного фольклора: это и стихи, потешки, скороговорки, заклички, песенки, сказки.
Например: «Петушок, петушок, золотой гребешок….
«Киска, киска, киска брысь, на дорожку не садись…
«Водичка, водичка, умой мое личико.
Так как дети уже были знакомы со многими сказками: «Курочка ряба», «Репка», «Теремок» «Колобок», «Три медведя», а для лучшего восприятия мы решили использовать некоторые виды театра: кукольный, настольный. Дети с большим желанием инсценируют сказку «Репка». С помощью игры проводим обучение детей разнообразным выразительным движениям: например, как ходит неуклюже медведь, мягко крадется лиса, как прыгает зайчик. Уже в младшем возрасте дети проявляют интерес к музыкальным инструментам. Используем игры: «Угадай, что звучит?», «Поиграй на дудочке».
Для развития мелкой моторики рук, используем пальчиковые игры: «Сорока-ворона», У нашей бабушки десять внучат», «Этот пальчик дедушка».
В процессе непосредственно-образовательной деятельности и в свободное время используем картины, иллюстрации, помогающие детям составлять описательные рассказы о деревьях, овощах и фруктах, домашних и диких животных, серия картин «Как правильно вести себя», «Дорожная азбука».
Следующим этапом нашей проектной деятельности стало изучение и наблюдение природы родного края в зимний период. Во время прогулок продолжали наблюдать за зимними явлениями: снегом, льдом, за деревьями, за птицами, за ледяными постройками, которые сооружали большие дети, а также за одеждой взрослых и детей. Провели опытническую работу, набрали снег и занесли его в теплое место (группу, отметили, что произошло с ним. В своих рисунках дети изобразили как идет снег и нарисовали снеговика. На одной из прогулок пронаблюдали за трудом дворника (во время очисток дорожек от снега). Предложили родителям принять участие в акции «Покормим птиц». С помощью кормушек, которые изготовили родители мы регулярно подкармливаем птиц и наблюдаем за ними. А дети на занятии вылепили ягодки для птиц.
Воспитание любви к родному городу – одна из задач патриотического воспитания детей. Мы в своей работе тоже уделяем этому большое внимание. Некоторые дети, которые хорошо разговаривают называют город, в котором мы живем. С помощью открыток. фотографий мы продолжаем рассматривать достопримечательности нашего города. Показали детям улицы нашего города и что у каждой из них свое название. На улицах нашего города много транспорта: грузовые и легковые автомобили, автобусы, поэтому необходимо соблюдать правила дорожного движения. Дети с удовольствием играют в нашем уголке «Дорожное движение», а также любят подвижную игру «Машины», где мы учим двигаться на сигналы светофора.