Люси Люси
Опыт работы на тему «Использование элементов здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование элементов здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного в воспитательно - образовательном процессе с детьми дошкольного возраста
Аннотация: В статье раскрывается актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья воспитанников ДОО. Автор освещает возможности применения элементов методики В. Ф. Базарного в условиях детского сада.
Темочки:
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Методические материалы
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Темочки
Ключевые слова: укрепление, сохранение, здоровье, офтальмотренажер, здоровьесберегающая среда.
В связи с устойчивой тенденцией к ухудшению здоровья дошкольников проблема оздоровления детей дошкольного возраста становится все более актуальной. И это обоснованно, ведь здоровье - основа жизнедеятельности человека, сложный многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психический, социальный и педагогический компоненты.
С самого раннего детства формирование у человека индивидуального способа здорового образа жизни является важнейшей задачей педагогики. Находясь в поиске наиболее эффективных методов и приемов для решения этой задачи, мы остановили свой выбор на методике В. Ф. Базарного.
Ученый, профессор, известный хирург – офтальмолог, доктор Базарный придумал собственную систему педагогических технологий, позволяющих обучать детей, при этом сохраняя и укрепляя их здоровье. Особая заслуга его методики заключается в ее общей доступности, отсутствии дополнительных материальных затрат, посколькувсе необходимое оборудование можно изготовить собственноручно.
Отметим, что методика Базарного ориентирована преимущественно на школьников, однако педагоги ДОО успешно адаптируют ее элементы для использования в дошкольных образовательных учреждениях. Вот несколько рекомендаций по их внедрению:
1. Смена динамических поз: воспитатель может использовать различные виды активности, чтобы дети могли менять положение тела во время занятий. Например, можно чередовать работу за столом с активными играми или упражнениями. Это поможет предотвратить длительное сидение в одной позе и снизить нагрузку на позвоночник. Автор считал, чтотакой режим способен существенно повысить психическую активность дошкольников, в том числе познавательную. «Не усади!» – такова была заповедь Базарного.
2. Массаж стоп: можно использовать его на занятиях и в режиме дня. Профессор был убежден, что массаж стоп благотворно воздействует на имеет организм в целом. Как показывает опыт, дети с удовольствием откликаются на призыв походить по массажным коврикам или дорожкам здоровья, особенно, когда это принимает форму игры. На ковриках они не просто стоят, а выполняют упражнения. Это так легко, просто, доступно, результативно.
3. Зрительно-пространственная активность: воспитатель может включать в занятия элементы, которые стимулируют зрительно-моторную координацию и пространственное восприятие. Например, это могут быть игры с мячом, подвижные игры или задания на ориентацию в пространстве. К тому же, автор был противником «близорукого обучения», когда взгляд ребенка прикован к столу, поэтому предлагал в альтернативу «режим зрительных горизонтов»,когда дидактические материалы для занятий располагаются на максимальном удалении от детей. Таким образом, выполняя задания, дети совершают множественные поисковые движения глазами, головой, телом.
4. Использование офтальмотренажеров : зрительные тренажеры размещаются на стенах или потолке помещения. Автором предложены следующие варианты для снятия зрительной нагрузки: плакат–схемы зрительно-двигательных траекторий, тренажеры со зрительными метками, использование в работе метки на стекле.
5. Создание комфортной среды: воспитатель должен обеспечить комфортные условия для детей, включая освещение, температуру воздуха и другие факторы, влияющие на здоровье и благополучие детей.
Важно помнить, что методика Базарного должна быть адаптирована под возраст и возможности детей. Воспитателю необходимо следить за реакцией детей на изменения в занятиях и при необходимости вносить коррективы.
В заключение отметим, что для современной образовательной системы актуален принцип «здоровый ребенок - успешный ребёнок». Вырастить здорового ребёнка — вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. Внедряя элементы методики Базарного В. Ф., мы создаем для этого благоприятные условия.