Людмила Хан
Опыт работы «Анализ индивидуальной работы с музыкально одаренным ребенком»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы на тему «Анализ индивидуальной работы с музыкально-одаренным ребенком».
Людмила Сергеевна Хан
Опыт работы на тему «Анализ индивидуальной работы
с музыкально-одаренным ребенком».
Опыт работы на тему «Анализ индивидуальной работы
Публикация «Опыт работы „Анализ индивидуальной работы с музыкально одаренным ребенком“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
с музыкально-одаренным ребенком».
Людмила Сергеевна Хан
Опыт работы на тему «Анализ индивидуальной работы
с музыкально-одаренным ребенком».
Опыт работы на тему «Анализ индивидуальной работы
с музыкально-одаренным ребенком».
Составила музыкальный руководитель МДОУ д/с комбинированного вида №105 Хан Л. С.
Тема: «Анализ индивидуальной работы с музыкально-одаренным ребенком».
Проблема работы с одаренными детьми является очень актуальной в современном мире, интересует многих педагогов и психологов. В наше время очень важно научить ребёнка нестандартно, творчески мыслить. К сожалению, массовое обучение и воспитание часто сводятся к запоминанию и воспроизведению приёмов действия, типовых способов решения заданий. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.
В дошкольных образовательных учреждениях в основном проводится коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения эмоционального, поведенческого, личностного характера, а также с детьми, у которых есть трудности в обучении. Детей же, имеющих высокие показатели в развитии – умственном, физическом, художественном, – обычно ставят просто в пример другим детям и индивидуально не развивают у них способности, поэтому со временем эти способности угасают, и развитие таких детей затормаживается.
К. Роджерс, специалист в области развития творчества, отмечает: “Дети естественным образом любопытны и творчески. Они экспериментируют, исследуют, играют с разнообразным материалом, строят домики из песка, разбирают игрушки; для них не существует правильной и неправильной работы с красками и рисунком, они просто работают и наслаждаются тем, что делают. Они учатся в этом процессе и чувствуют внутреннюю свободу в выражении себя”.
На развитие творческих способностей ребёнка оказывают влияние наследственность, специально организованное обучение, собственная активность ребенка, его удовольствие и радость от умственной деятельности, окружающий социум (родители, педагоги, дети).
Исходя из этого, педагоги направляют свою работу таким образом, чтобы своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, родителей, узких специалистов детского сада.
Примером может служить система индивидуальной работы с детьми, имеющими предпосылки одаренности, разработанная мною.
Способности к музыке начинают проявляться рано. К двум-трем годам “музыкальные” дети различают все мелодии, которые слышат, и точно их интонируют. Некоторые начинают петь раньше, чем говорить. Подражание – это уже ступенька к творчеству. Дальнейшее его развитие приведет к первым попыткам (в пять-шесть лет) придумать что-то свое. Возможно, это будет незатейливая мелодия или простенькая песенка. Но, так или иначе, появление первых произведений знаменует переход на более высокий уровень развития одаренности ребенка.
Исполнительские и творческие способности могут проявляться у детей по-разному, в зависимости от наличия природных задатков, развития основных музыкальных способностей. У одних обнаруживается способность к творческому восприятию музыки, у других – к одному из видов исполнительства или продуктивного творчества.
Целью моей методики является создание условий для развития и реализации музыкальных и творческих способностей конкретного ребёнка с учетом его возрастных и индивидуальных психологических особенностей. При организации индивидуальной работы с ребенком, учитываю следующие принципы:
• Системность занятий.
• Учет индивидуальных особенностей психики ребёнка.
• Разнообразие музыкального репертуара и его усложнение по сравнению с типовой программой.
• Предоставление ребёнку условий для творчества и импровизации.
• Креативность и эмоциональность педагога.
• Наглядность (картины, костюмы, видеоматериалы и т. д.)
• Преемственность в работе с другими специалистами.
• Связь с семьей.
Мною был диагностирована девочка, имеющая высокий уровень музыкальных способностей (по методике К. В. Тарасовой) и творческий потенциал (по наблюдениям педагогов и родителей).
Для индивидуальной работы была разработана следующая структура занятия.
Структура занятия
Содержание работы Значение данного вида деятельности для развития продуктивного, репродуктивного и других компонентов музыкальности ребёнка.
1. Подбор мелодий, попевок по слуху на фортепиано. Сочинение мелодий и песенок на заданный текст. Развивает музыкально-слуховые представления, репродуктивный и продуктивный компоненты музыкального развития.
2. Музыкально-двигательные импровизации. Развивают творческое восприятие музыки, творческие способности при передаче настроения и содержания музыки, а так же является релаксационным моментом на занятии (эмоциональное и мышечное расслабление).
Таким образом, в структуру индивидуального занятия включены такие виды деятельности, которые развивают продуктивность мышления, помогают ребенку максимально проявить своё воображение, музыкальные способности, а затем стабилизировать свое эмоциональное состояние. Занятия проходят один раз в неделю по 25 минут. Содержание работы и репертуар каждого месяца отражаются в “Календарно-перспективном плане индивидуальных занятий”. Он рассчитан на 10 месяцев. В разработке программы использовались методические пособия Н. Э. Басиной и О. А. Сусловой “С кисточкой и музыкой в ладошке”, С. В. Крюковой “Здравствуйте, я сам!” и др.
Музыкально-двигательные импровизации проводятся под сопровождение с аудиозаписей (“Бесконечная сказка” Выпуск 2, “Музыка из балетов П. И. Чайковоского” и другие). Для подбора песенок и мелодий используется материал из сборника М. А. Михайловой “Развитие музыкальных способностей детей” (Ярославль, 1997. – 240 с, различные народные мелодии и др.)
Репертуар для музыкально-двигательных импровизаций разнообразен. Например, “Осенний ветерок” и “Течение воды в реке” требуют от ребёнка восприятия движения мелодии и стремительных движений (в соответствии с темпом музыки). “Переход через чащу” может передать ребёнку таинственное, завороженное состояние и требует соответствующих движений. Образ “Сломанной куклы” ребёнок может передавать в резких, механических движениях или замедленных, неритмичных – в соответствии с тем образом, который услышит в музыке ребёнок.
Фрагмент занятия с ребенком.
Тема: “Движение в мелодии и танце”
Цель: Развитие музыкально-слуховых представлений и творческих способностей.
Оборудование и музыкальный материал : фортепиано, музыкальные произведения : для двигательной импровизации – “Баркарола” П. И. Чайковского, для подбора на музыкальном инструменте – “Лесенка” (материал из сборника М. А. Михайловой “Развитие музыкальных способностей детей”. Ярославль, 1997. – с. 34)
Ход ЗАНЯТИЯ
Музыкальный руководитель : Здравствуй, О., я очень рада тебя видеть! Сегодня мы с тобой поиграем в “Направление мелодии”.
Давай вспомним, какое направление мелодии может быть. Сейчас я буду играть разные музыкальные фрагменты, а ты попробуй определить направление мелодии.
Музыкальный руководитель играет мелодии с направлениями мелодии – вверх, вниз, “мелодия стоит на одной ноте”. Затем можно усложнить задачу – играть мелодии “вверх-вниз”, “вниз-вверх”, “вверх – на одной ноте” и так далее. Если ребёнок легко справляется с заданиями, музыкальный руководитель не доигрывает одну ноту, ребёнок должен ее допеть.
Музыкальный руководитель : Молодец, ты отлично справилась с заданием. А теперь послушай мелодию, которую ты будешь подбирать на фортепиано.
Звучит мелодия, ребёнок слушает несколько раз. Затем музыкальный руководитель спрашивает, какое направление мелодии в этой мелодии и предлагает пропеть ее. Для закрепления умения заканчивать мелодию на тонике предлагаем допеть последний звук, или несколько последних звуков. Когда ребёнок окончательно запомнит мелодию, предлагаем подобрать ее на фортепиано.
Музыкальный руководитель : Мы с тобой играли в “Направление мелодии”, определяли и передавали в игре на фортепиано движение музыки. А как ты думаешь, может ли человек своими движениями передать настроение музыки? Давай попробуем это сделать. Сейчас прозвучит музыкальный фрагмент. Закрой глаза и представь, какие движения помогли бы передать характер мелодии.
Слушаем “Баркаролу” П. И. Чайковского. Обсуждаем характер музыки – плавная, певучая, нерезкая, спокойная, постепенное движение вверх в начале мелодии и т. д. Затем предлагаем ребёнку выразить свои чувства в танцевальных движениях.
После музыкально-двигательной импровизации музыкальный руководитель предлагает дать название музыке и музыкально-двигательной фантазии. Девочка назвала его “Размышление”.
Взаимосвязь в работе со специалистами.
Основная работа осуществляется музыкальным руководителем, но система индивидуальных занятий предполагает связь с другими специалистами детского сада:
-Воспитатель наблюдает за ребёнком в группе, старается поддерживать полученные знания на различных мероприятиях, создает условия в группе для развития музыкальных способностей детей (музыкальный уголок, наличие различных музыкальных инструментов, дидактических игр и т. п.).
-Воспитатель по изобразительной деятельности обращает внимание на восприятие ребёнком изобразительного искусства, проводит интегрированные занятия с музыкальным сопровождением, учит детей “рисовать музыку”.
-Психолог наблюдает за изменениями в эмоциональных проявлениях детей в процессе занятий, развлечений и других видах деятельности, проводит при необходимости занятия по коррекции эмоций; консультирует родителей, воспитателей и других специалистов по различным вопросам.
-Логопед ведёт наблюдение и организует занятия для детей, нуждающихся в логопедической помощи для того, чтобы нарушения в речевой деятельности не препятствовали нормальному развитию детей, участию их в праздниках, в театрализованной деятельности и т. д.
Одним из условий осуществления индивидуального подхода к ребёнку является единство требований к нему не только работников детского сада, но и родителей.
Работа с семьей.
Система работы предусматривает тесную связь с семьей, так как очень важно продлить положительный эмоциональный настрой ребёнка, полученный им на занятиях и праздниках, дома. Выступления на родительских собраниях, беседы, консультации, стенды-отчеты, открытые занятия и праздники, личное участие родителей в различных мероприятиях детского сада и т. д. – вся эта работа даёт возможность родителям узнавать о деятельности детей в детском саду, поддерживать и воссоздавать полученный детьми эмоциональный опыт в кругу семьи. Она помогает родителям осознать, что взаимное влияние семьи и детского сада – необходимое условие для полной реализации возможностей ребёнка. Для родителей разработаны следующие консультации: “Музыкален ли ваш ребёнок?”, “Какую музыку и как слушать с детьми дома?”, “Пойте вместе с детьми!” и др.
Результаты работы.
Анализ полученных результатов показал, что по окончании эксперимента уровень развития мелодического слуха достиг очень высокого уровня (по К. В. Тарасовой – уровня одаренности). Интерес представляет продуктивная деятельность ребёнка, которая является показателем развития творческих способностей. Девочка сочинила несколько мелодий и песенок и подобрала их на фортепиано. Наблюдения показали, что девочка стала более активна и раскрепощена в своих суждениях о музыке (и других видах искусства). Она всегда рада встрече с музыкой, любит придумывать истории, связанные с музыкой. В музыкально-ритмических импровизациях старается передать характер и движение мелодии, придумать новые движения. У О. появился опыт сочинения песенок и мелодий. Наблюдая за ней, педагоги и родители заметили, что раньше О. пела и танцевала в основном для себя. А сейчас она с удовольствием выступает на концертах, конкурсных программах, фестивалях, где проявляются и ее эмоциональность, актерские способности. У нее накопился исполнительский опыт, в ее репертуаре есть песни различных жанров и характеров.
В ходе беседы родителям О. было предложено продолжить развитие вокальных и других музыкальных способностей девочки в одном из городских учреждениях дополнительного образования. О. поступила на подготовительные занятия по всестороннему развитию музыкальных способностей, где она стала успешно заниматься. Педагоги подтвердили высокий уровень музыкальности девочки и признали эффективность системы индивидуальной работы с ней.
Таким образом, анализируя эффективность проведенной работы с ребёнком, имеющим предпосылки к одаренности, мы пришли к выводу, что система индивидуальных занятий позволяет значительно поднять уровень музыкального развития ребёнка, формирует у него творческий подход не только к музыкальным, но и другим видам деятельности, укрепляет его уверенность в своих способностях.