Оксана Юсупова
Организация предметно-развивающей среды в средней группе в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос организации предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Поэтому организация пространства должна предоставить детям возможность для игр. Для этого мы в своей группе создали сложное и безопасное пространство, в котором может быть реализована склонность ребёнка что-то для себя открыть, применить фантазию, стать героем придуманных им сюжетов.
Публикация «Организация предметно-развивающей среды в средней группе в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Средняя группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Наша работа начинается с утреннего приёма детей в группу. Приём детей осуществляется в прихожей. Прихожая – традиционное место встречи персонала группы с детьми и родителями. Мы постарались сделать это небольшое помещение уютным, информативным и располагающим к общению, в процессе которого люди обмениваются информацией.
Что хотят знать родители? Конечно в первую очередь, комфортно ли их ребёнку в детском саду, есть ли у него друзья, любимое занятие. Для это мы организовали сменную фотовыставку, в которую помещаем фотографии детей за любимыми занятиями и наиболее интересные эпизоды из жизни группы. Тематика фотовыставок самая разнообразная: «Один день без мамы», «Осенний праздник», «Юные исследователи», «Маленькие путешественники» и т. д.
Что ещё интересует родителей? Все родители понимают, что их дети посещают непростой детский сад, и конечно часто задают вопросы по развитию детей и коррекционной логопедической работе. Для повышения педагогической грамотности родителей мы систематически оформляем консультации по принципу актуальности на данный момент.
Например:
• Учителем-логопедом в родительский уголок подобрала информация о речевом развитии детей дошкольного возраста, о возможных речевых нарушениях и их причинах.
• В первый период обучения большое внимание уделяется развитию речевого дыхания и артикуляционного аппарата, поэтому мы оформили сборник практических упражнений, где наглядно представлено положение артикуляционного аппарата и подробное описание упражнений.
• В соответствии с лексической темой для родителей представлен словарь по теме и брошюры для закрепления пройденного материала дома (словарь, комплекс пальчиковой гимнастики, стихотворение для заучивания, вопросы по тексту, творческое задание).
Хочется отметить, что информация для родителей должна быть лаконичной и привлекать внимание. Главное – заинтересовать родителя и вызвать на живое общение.
Кроме просветительской работы мы хотим поделиться с родителями успехами детей. Самый наглядный способ – продукты детской деятельности, будь то раскраски, рисунки, поделки, ну и конечно наша гордость – это постоянные выставки совместной деятельности детей и взрослых. Тематика выставок самая разнообразная, она может зависеть от лексической темы или может быть посвящена творчеству конкретного ребёнка или семьи.
Продукты детской деятельности активно используются в оформлении группы. Например: в кукольный уголок помещены объёмные фрукты и овощи, салфетки, сделанные на аппликации, печенье из солёного теста, в уголок по ПДД макеты домов, светофоры, машины из бумаги и т. п. Некоторые работы детей мы размещаем на «Чудо-дереве», оно находится в прихожей и представляет собой деревце, крона которого постоянно преображается (сначала на нём выросли груши, которые затем поместили в кукольный уголок, затем созрела рябина, потом на него «прилетят» снегири, зимой оно покроется инеем из вырезанных снежинок, весной – распустятся яблоневые цветы и т. д.)
Модель развивающей среды нашей группы создавалась с учётом принципов построения развивающего пространства, которые подробно раскрыты в ФГОС. Необходимо отметить, что такое построение среды даёт детям чувство психологической защищённости, помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности.
Остановлюсь на более важных на мой взгляд.
1.Принцип доступности и безопасности. Всё пространство нашей группы доступно детям: весь игровой и развивающий материал расположен на открытых полках и используется детьми по своему усмотрению, что способствует развитию самостоятельности и творческой активности. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа.
2.Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Мебель и оборудование в группе установлены так, чтобы каждый ребёнок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удалённое от детей и взрослых – это «Уголок уединения», который расположен в кругу растений, здесь ребёнок может посмотреть книжку, поиграть с любимой игрушкой, посмотреть альбом с фотографиями или просто полежать и отдохнуть на диване. У противоположных стен группы располагаются два игровых уголка, которые имеют достаточно большое игровое пространство, это позволяет детям объединяться подгруппами и ощущать тесный контакт во время взаимодействия. В центре группы, за столами, играя в настольные игры или занимаясь творчеством, ребята в равной мере ощущают контакт и свободу.
3.Принцип вариативности и гибкого зонирования. Всё оборудование в группе размещено по секторам (центрам развития, это позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам.
В группе есть игры, которые интересны в первую очередь мальчикам. Это «Центр безопасного дорожного движения». Он оснащён необходимыми ролевыми атрибутами и дидактическими играми.
Здесь же находится «Строительный центр», в котором представлены разные виды конструктора (мелкий и крупный лего, деревянные кубики, крупный деревянный конструктор, ребята с удовольствием занимаются постройками, обыгрывают их, комбинируя с другими видами деятельности. Например: построив ферму или зоопарк, в качестве материала для обыгрывания ребята используют игрушки из экологического центра или бумажные фигурки, сделанные на аппликации.
Для девочек тоже оборудован игровой уголок: дом, кафе, магазин, поликлиника, салон красоты. Несмотря на чёткое, на первый взгляд, разделение этих уголков по половым признакам, девочки и мальчики любят играть в совместные игры. Например: недавно мы все вместе ходили в поход. Из «строительного центра» взяли ящики с инструментами, крупный конструктор, из дома – предметы посуды, из магазина – продукты погрузили на грузовики и отправились в лес, который находился в природном уголке.
Уголок природы расположен непосредственно у окна. Его цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями, формирование начал экологической культуры, что является приоритетным направлением в развитии детского сада. Здесь мы создали условия для наблюдения за комнатными растениями, учим детей правильному уходу за ними.
Здесь же в кругу зелени логично было организовать зону ознакомления с окружающим миром: календарь погоды, приметы осени, «Моя семья», «Мы живём в России». Полочки с представителями флоры и фауны: «Зоопарк», «Морское царство», «Царство насекомых», «Лес и его обитатели», «Ферма» оформлены в ЗD. Ребята с большим удовольствием рассматривают животных и любят с ними играть.
Неизменной популярностью пользуется «Центр науки». Здесь совместно с детьми мы проводим простейшие опыты, развиваем мышление детей, любознательность, познавательную активность.
Большое пространство в группе занимает «Центру развития», который включает в себя: книжный уголок, речевой уголок, уголок развития психических процессов, уголок развития чувств и эмоций. Весь игровой дидактический материал в этом центре подбирается в соответствии с лексической темой, или темой проекта и периодом обучения. Например: в соответствии с задачами 1 периода обучения мы подобрали игры на обогащение и активизацию словаря, речевого дыхания, развитие мелкой моторики, игры на развитие сенсорного восприятия (цвет, форма, величина, лото, домино на развитие кругозора и т. д.
Центру искусства мы отвели о дельное место. Здесь в свободное время ребята рисуют, лепят, мастерят. Полки наполнены необходимым изобразительным материалом и оборудованием. Здесь же мы организовали место для небольшой выставки детских работ.
4. Принцип обогащённости, насыщенности и динамичности. В нашей группе обогащённость и насыщенность пространства соответствует и меняется в зависимости от возрастных особенностей и потребностей детей, лексической темы или темы проекта.
Например: лексическая тема «Игрушки». В уголок творчества мы подобрали доступные для детей схемы лепки и рисования игрушек, распечатали раскраски, в центре развития постарались найти дидактические и настольные игры на тему «Игрушки», в магазине оформили витрину с игрушками, в центре Науки подобрали мелкие игрушки для экспериментирования (тонет-не тонет) и т. д.
Таким образом, модель развивающей среды нашей группы создавалась с учётом вышеизложенных принципов. Необходимо отметить, что такое построение среды даёт детям чувство психологической защищённости, помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности.
Важно помнить, что среда не только развивающая, но и развивающаяся, её необходимо систематически пополнять и обновлять. Кто-то скажет, что можно закрутиться и вовремя не обновить развивающее пространство. Это так, но мы для себя нашли действенное решение – это заблаговременное планирование, т. е. при написании плана на месяц, мы составляем краткое содержание зон и уголков группы, при необходимости делаем зарисовки.
Вообще, можно сказать, что формирование предметно-развивающего пространства – это динамичный процесс, который позволяет воспитателю проявить творчество, привлекая к работе детей и родителей.
Создавая нашу развивающую среду, мы постарались сделать её информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающей среды сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей.