Алла Плотникова
Опыт работы иновационной площадки «Формирование гражданско-патриотических позиций дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
ОПЫТ РАБОТЫ ОБЛАСТНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ : ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ И УВАЖЕНИЯ К ИСТОРИЧЕСКО-ВОЕННОМУ ПРОШЛОМУ
…Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась.
Асадов Э. А.
Публикация «Опыт работы иновационной площадки „Формирование гражданско-патриотических позиций дошкольников“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Сегодня одной из самых актуальных проблем является воспитание в детях патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения - это самое первое звено системы образования. Они призваны сформировать у детей базовое представление об окружающем нас мире, об отношении человека к природе, к малой Родине, к своему Отечеству. Для этого нужно определить нравственные ориентиры, которые могут вызвать чувства единения и самоуважения.
Дети дошкольного возраста еще не имеют понятия о гражданском долге, о нравственности. Они с трудом разделяют «плохое» от «хорошего». Этим понятиям им еще предстоит учиться. Но они способны на инстинктивном уровне тянуться к доброму, к светлому.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, это благодатный возраст – он имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Эти чувства не возникает сами по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого дошкольного детства. Здесь немаловажную роль играет влияние семьи и образования. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Одной из наиболее результативных моделей организации воено-патриотического воспитания дошкольников является патриотический отряд. Функционирование патриотического отряда в дошкольной образовательной организации осуществляется по аналогии с кадетскими классами общеобразовательных школ, но с учетом возрастных особенностей и режимных моментов в дошкольной образовательной организации. Так в нашем детском саду тоже было принято решение о создании такого отряда, который носит гордое название «Патриот». На торжественном мероприятии ребятам были вручены отличительные знаки. Под руководством куратора патриотического отряда осуществляется планомерная, целенаправленная и наполненная различными мероприятиями работа. Во-первых, это мероприятия на уровне детского сада – праздники, развлечения, тематические беседы и занятия, акции и проекты, возложение цветов к мемориалам и памятникам, экскурсии в музеи и места боевой славы и др. Во-вторых, это мероприятия районного, областного и регионального значения – участие в парадах, концертах, памятных встречах, военно-патриотических конкурсах и др. Основным инструментом патриотического воспитания в рамках действий патриотического отряда является корпоративная культура. Корпоративная культура, согласно точке зрения Т. Ю. Базарова, представляет собой «систему материальных и духовных ценностей, правил и норм, взаимодействующих между собой, присущих данной организации». В данном случае – это специфика работы с отрядом дошкольников, а также обычаи, традиции, правила и нормы, комплекс взаимосвязанных творческих дел. Специфика отряда заключается в том, что мероприятия проходят в форме, где сами дети – активные участники. В патриотическом отряде предусмотрено ношение формы, которая также является одним из элементов корпоративной культуры. Но особое внимание хотелось бы обратить на мероприятия, которые проходят в нашем детском саду.
Так, например, чтобы узнать уровень знаний воспитанников о Великой отечественной войне мной была подготовлена и проведена викторина, которая включала в себя вопросы:
- Знаешь ли ты, когда началась и закончилась Великая Отечественная Война?
- Что такое блокада Ленинграда?
- Кто такие партизаны?
- Знаешь ли ты кто такие труженики тыла, чем они занимались?
- Когда наша страна отмечает День Победы?
- Воевал ли кто-то из твоих дедов и прадедов на этой войне? Что они тебе рассказывали?
- Как ты думаешь, что человеку приносит война?
- Надо ли помнить тех, кто воевал? Почему?
На основании ответов наших ребят был разработан план дальнейшей работы с отрядом. В данный план входит ряд мероприятий как на территории нашего детского сада, а также за его пределами.
В ходе реализации данной программы были организованы следующие мероприятия:
Был создан годовой проект: «Наши герои». В котором участвовали в течении года не только дети и сотрудники детского сада, но и родители. Проект состоял из нескольких этапов:
- создание мини-музея «Никто не забыт, ничто не забыто»;
- акция «Письма с фронта». Дети и родители подготовили письма-треугольники, в которых рассказали истории своих семей, связанные с Великой Отечественной войной. Наши юные патриоты создали почтовые ящики, которые расставили по территории детского сада и в течении патриотического месячника родители и воспитанники опускали туда свои фронтовые истории. Итогом данной акции стало создание книги, основанной на реальных событиях, для нашего музея.
Помимо этого, в течении года организовывались:
- конкурсы детско-родительских рисунков «Мы против войны!»;
- созданы в группах уголки: «Воинской славы», рассказывающие воспитанникам о войне 1941-1945 г. ;
- проведены тематические беседы и патриотические месячники.
В преддверии празднования 23 февраля совместно с отрядом юных патриотов была подготовлена и проведена игра «Жизнь солдата». Воспитанникам было предложено прожить жизнь солдата за один день.
Следующим ответственным шагом для наших ребят стала подготовка и участие в конкурсе «Искорка». Для подготовки были проведены соответствующие беседы, изучены виды боевой техники, национальная символика, а также юные армейцы активно занимались спортом. Старания ребят не прошли даром, и они отлично выступили, показав все свои знания и продемонстрировав свою физическую подготовку.
Еще одним грандиозным событием в нашем детском саду является парад Великой Победы. Почетным гостем которого является ветеран ВОВ. Отряд юных патриотов шагает под знаменем пограничных войск. Ведь пограничник это первостепенная защита нашей границы от врага. В Великую Отечественную войну пограничники первые приняли вражеский удар на себя, они защищали нашу Родину не жалея своих жизней. Именно поэтому патриотический отряд нашего детского сада «Золотой ключик» выбрал этот род войск для воспитания юных патриотов в подрастающем поколении.
Конечно же вся наша работа была бы безуспешна без помощи родителей, бабушек и дедушек, которые своим личным примером показывают, как нужно любить и уважать свою родину и совсем неважно в каком городе большом или маленьком мы живем, ведь настоящая большая любовь к родине рождается из малой любви к родному дому.
Гражданско-патриотическое воспитание - это одна из основных задач дошкольного учреждения. Воспитание патриотического чувства у дошкольников - сложный и длительный процесс, который требует от педагогов значительной личной убежденности. Работу эту нужно проводить во всех возрастных группах и по всем направлениям.
Задача педагога:
• отбор объектов, впечатления от которых могут быть доступны детям. Эпизоды должны привлекать внимание детей, быть конкретными, образными, яркими, целесообразными, вызывать интерес,;
• отбор понятий и сведений, которые может усвоить дошкольник;
• расширение диапазона объектов для старших дошкольников - это его исторические и памятные места, достопримечательности, символика район, город в целом. Старшие дошкольники должны знать : название города, своей и ближайшей улицы, в честь кого названы;
• привитие детям понятий "долг перед Родиной", "ненависть к врагу", "любовь к Отчизне", "фронтовой и трудовой подвиг";
• знакомство с другими городами, столицей, символикой государства;
• показ большого через малое, как связана деятельность одного человека с жизнью всех людей.
Гражданско-патриотическое воспитание происходит в процессе деятельности, в ходе которой образуются коллективные отношения между людьми. В учении и труде развиваются духовные и физические силы человека, формируется чувство долга и ответственности за порученное дело, за свои успехи и успехи коллектива, складывается характер, крепнет воля. Эта деятельность способствует формированию патриотических чувств ребят. Дети стали более общительны, дружелюбны, активны. Проявляют интерес ко всему, что связано с родным краем, городом, семьей. Они стали более рассудительными, узнают и называют улицы города, его достопримечательности, с восторгом воспринимают красоту окружающего мира, с сочувствием относятся ко всему живому, у детей формируется чувство уважения, гордости и большой благодарности тем, кто защищал и защищает нашу Родину.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акинина, Т. М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей
дошкольного возраста / Т. М. Акинина, Г. В. Степанова, Н. П. Терентьева. - М. :
Перспектива, 2012 - 248 c.
2. Зимонина, В. Н. Воспитание ребенка - дошкольника / В. Н. Зимонина. -
М. : Книга по Требованию, 2003 - 304 c.
3. Будущее России в молодежном сознании /Под. ред. Р. А. Зобова, А. А.
Козлова. - СПб. : Атлант, 2003 - 258с.
4. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель - дети. - М. : 1985 - 204с.
5. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред.
А. М. Виноградовой. - М. : 1999 - 215с.
6. Воспитание в вопросах и ответах. [Электронный ресурс] // режим
доступа: https://www.portal-slovo.ru.
7. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под ред. Т. И. Оверчук.
- М.