Юферова Ольга
Опыт работы «Информационно-коммуникационные технологии в реализации содержания дошкольного образования»
В современном мире развитие информационно-коммуникативных технологий идет очень быстрыми темпами. Образование и обучение современных детей и родителей тесно переплетается с интернетом и компьютерными технологиями.
Актуальность моей темы работы обусловлена тем, что в настоящее время педагогические коллективы интенсивно внедряют в работу инновационные технологии, наш детский сад не исключение. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать формы и методы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Еще совсем недавно можно было услышать о дистанционном обучении, как об инновационной форме образовательного процесса, но уже сейчас применение в сфере образования дистанционных технологий обучения ни у кого не вызывает удивления.
Публикация «Опыт работы „Информационно-коммуникационные технологии в реализации содержания дошкольного образования“» размещена в разделах
Прежде всего, я хочу сказать, что не использую непосредственную работу детей на ПК. Я считаю, что в дошкольном возрасте это не является первоочередной задачей. Гораздо важнее для меня работа по созданию единого творческого пространства в рамках взаимодействия с семьями воспитанников в направлении решения задач развития ребёнка в современном информационном обществе. Важно стать и для ребёнка и для родителя проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребёнка.
В сложившихся условиях, моя деятельность предусматривает основные формы работы с родителями и детьми в дистанционном режиме. Мною был разработан формат онлайн общения педагогов с детьми. Используется дистанционный обмен информацией по электронной почте, в работе с платформой Zoom, в сети интернет vaiber, в Контакте. Главной целью дистанционного обучения детей, для меня было предоставить ребёнку возможность получить образование на дому.
Суть дистанционного обучения дошкольника заключается в том, что ребёнок получает возможность изучать учебный материал, смотреть видео-занятия, а также находясь дома, получить и выполнить задания. Основная цель задания, это проверка и закрепление пройденного материала. В заключении ребёнок может поучаствовать в конкурсе, выполнить творческую работу.
Дистанционные образовательные технологии позволят родителям, при помощи педагогов, грамотно и эффективно организовать деятельность детей дома, общение родителей и детей будет более насыщенным и интересным. Это позволит детям не скучать и провести с пользой время дома, получить больше внимания, любви и общения со стороны самых близких ему людей, а родителям это поможет лучше узнать своих детей: их потребности, интересы, способности и желания.
Внедряя дистанционные образовательные технологии в образовательную деятельность дошкольников педагоги тем самым параллельно повышают и уровень педагогической компетентности родителей. Родители выступают равноправными участниками образовательных отношений, примеряют на себя роль педагога, наставника. Необходимо было для начала подготовить к дистанционному формату общения и самих родителей, объяснить, успокоить и настроить на продуктивную работу. Для этого было организовано онлайн-собрание использую платформу Zoom, где были рассмотрены все нюансы дистанционного формата обучения. Чтобы дистанционное обучение было эффективным, для этого было предложено:
- сначала родителям следует просмотреть материал самостоятельно;
- затем включить материал для ребенка, помня о том, что для дошкольника онлайн обучение не урок, а игра, развлечение;
-направляйте, но не указывайте;
- договоритесь с ребенком, в какое время он будет заниматься;
- ненавязчиво контролируйте процесс обучения: интересуйтесь, все ли ребенку понятно, нравится ли ему, сложные ли задания;
Занятия с использованием электронных устройств должно строго регламентироваться как по длительности, так и по их количеству в соответствии с возрастными возможностями детей. Дистанционное обучение не должно рассматриваться только как многочасовое включение ребенка в онлайн-работу. Необходимо помимо онлайн-обучения активно использовать другие формы дистанционной работы и чередовать разные виды деятельности.
Примеры различных форм моей дистанционной работы :
-Создание «группы» в социальных сетях, в мобильном приложении vaiber, передача информации по электронной почте, через сайты;
-Работа воспитателя с детьми по темам каждую неделю, т. к. группа подготовительная с детыми с общим недоразвитием речи, рекомендации по темам «Космос», «Весна», «9 мая», «Сказки А. С. Пушкина». Каждая тема раскрыта по всем 5 образовательным областям, с пошаговой инструкцией для самостоятельных занятий;
-Создание аудио занятия в формате презентации или ролика с закадровым голосом воспитателя, который рассказывает детям о теме занятия, проводит физкультминутку, играет и дает задания;
-По результатам присланных родителями детских рисунков, фотографий, видео составлены видеоролики по каждой теме, где отражается работа детей, и педагога;
-По окончанию детского сада, совместно воспитателя и детей, был разработан проект по названию «Выпускной 2020», в котором дети отправились в увлекательное виртуальное путешествие под названием «Самолетик детства».
Так же совместно с детьми мы участвуем в интернет – конкурсах, онлайн-конкурсах, используя средства ИКТ, занимаем призовые места, например, в областном конкурсе защитных масок и костюмов заняли 2 место, участвуем в различных конкурсах рисунков, участвовали в проекте посвящённому Дню Победы, где тоже заняли призовое место. Таких конкурсов, приводящихся дистанционно, множество, мы с детьми стараемся принимать в них активное участие.
Я, как педагог, также широко использую возможность участия в конкурсах различного уровня с использованием ИКТ, в вебинарах и онлайн-конференциях, где имею возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети интернет, одновременно повышая свой социальный статус.
Мой опыт использования дистанционного образования в ДОУ, безусловно, невелик и требует доработок. Однако хочется верить, что опыт такого взаимодействия не останется невостребованным, так как использование электронных образовательных ресурсов в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений. Родители, отмечая интерес детей к ДОУ, стали прислушиваться к советам, и активнее участвовать в групповых проектах.