Получи документы

Инновационный пед. опыт: «Развитие творчества дошкольников в процессе ознакомления с народно — прикладным искусством»

Раслова Любовь
Инновационный пед. опыт: «Развитие творчества дошкольников в процессе ознакомления с народно — прикладным искусством»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность

В воспитании детей весьма важную роль играет их приобщение к отечественной культуре через знакомство с народными обычаями, традициями, промыслами.

Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, когда закладываются базовые системы ценностей, формируются мировоззрение, национальное самосознание, нравственно – патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности.

Публикация «Инновационный пед, опыт: „Развитие творчества дошкольников в процессе ознакомления с народно — прикладным искусством“» размещена в разделах

Уже не первый год в наших детских садах одной из приоритетных задач считается формирование личности ребенка в процессе ознакомления с народно – прикладным искусством. Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот что всегда лежало в основе быта и традиций русского и мордовского народов. И воспитывать патриота надо на конкретных примерах, исторических событиях, народных традициях и правилах, по которым веками жили наши земляки. Воспитатель должен раскрыть перед дошкольниками многообразие и самоценность культур России и Мордовии, рассказать о народных традициях. Педагогу важно показать не только различия между народами, но сконцентрировать внимание дошкольников на том, что их объединяет.

Новизна опыта заключается в усовершенствовании применения методов и принципов эстетического воспитания детей:

• включение работы по ознакомлению детей с народно – прикладным искусством в различные виды деятельности;

• использование взаимосвязи художественных образов разных видов искусств (музыкальных, изобразительных, драматургических);

• использование детских работ в оформлении детского сада (принцип работы на результат);

• уважение к любому виду творчества, исходя из принципа «Не разрушай, а создавай».

Народно– прикладное искусство – часть национальной культуры наших народов, которое учит доброте, честности, взаимовыручке. Оно несет в себе то тепло, которого порой не хватает детям. Этот вид искусства пробуждает глубинные чувства, рождают эмоциональный, душевный отклик.

В настоящее время Интернета и информационных технологий получила развитие визуальная массовая культура, которая знакомит детей с предметами декоративно – прикладного искусства, посещая сайты музеев, открытых экспозиций, видеоэкскурсий.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине. Пусть ребенок чувствует красоту и восторгаются ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина», - пишет в своих трудах В. А. Сухомлинский. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

Цель: сформировать творческую, всесторонне развитую, инициативную личность в процессе ознакомления с народно – прикладным искусством.

Задачи:

развивать интерес к изобразительной деятельности, желание создавать декоративные композиции по мотивам народных росписей;

развивать художественный вкус, воображение, интерес к народным промыслам;

• знакомить с народно – прикладным искусством России и Мордовии;

• учить сравнивать изделия народных мастеров России и Мордовии;

• учить создавать собственные композиции по мотивам народных промыслов;

• обогащать духовный мир дошкольника и способствовать их нравственному воспитанию.

В основу реализации педагогического опыта положены следующие принципы:

• принцип организации личностно – ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии;

принцип системности: работа проводится систематически весь учебный год, начиная с раннего дошкольного возраста;

принцип доступности: учитываются возрастные особенности, интересы, потребности, уровень подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт;

принцип интеграции образовательных областей: содержание работы по ознакомлению с народно – прикладным искусством взаимосвязано с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду;

принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи: родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.

Теоретическая база опыта

«Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству» - это высказывание великого русского критика В. Г. Белинского следует понимать в том смысле, что воспитывать детей необходимо путем приобщения к общечеловеческому, но делать это следует через родное, национальное.

Народно – прикладное искусство как отражение красоты содержит в себе тысячелетний социальный опыт и знания о мире. Рассматривая произведения народно – прикладного искусства, человек проникает в сердцевину явлений конкретного народа, соотнося таким образом далекое прошлое с современностью. Народное декоративное искусство являет собой глубочайшее проникновение в ритм и строй жизни. Известный русский философ П. Флоренский в своей работе «Анализ пространственности и времени в художественно – изобразительных произведениях» представлял народно – прикладное искусство как «священное ограждение вещей и вообще всей жизни от вторжения злых сил, как источник крепости и жизненности, как средство освящающее и очищающее».

Как отмечал Д. С. Лихачев, «мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохраняются и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Одной из поставленных передо мною задач является духовно – нравственное воспитание дошкольников, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно – исторический опыт народа. Ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, устной и песенной культуре, народному декоративно – прикладному творчеству. Для этого я изучаю методическую литературу, периодические издания, использую электронный ресурс, участвую в открытых просмотрах, в Педагогических советах, совершенствуюсь в самообразовании, выбирая актуальные темы.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Народно – прикладное искусство своими корнями глубоко уходит в историю народного творчества. В гуманной природе народного искусства, его вечных истинах и идеалах основополагающим является единство этического и эстетического. Это то, чего так сильно не хватает сегодня в процессе формирования личности. Народное искусство и художественно – творческая деятельность детей представляют собой органичное пространство общественных отношений, в которые вступает человек. Общение с искусством народных мастеров – это общение творческое, развивающее.

Народно – прикладное искусство подразделяется на несколько направлений:

• художественная обработка дерева, кости, камня, металла;

• ювелирное искусство;

• художественная эмаль, лаковая миниатюра, декоративная роспись по металлу, керамике;

• фарфор и фаянс, стеклоделие;

• вышивка, кружевоплетение, узорное ткачество, ковроткачество, узорное вязание.

Приобщение детей к народной культуре состоит из ряда отдельных задач:

• знакомство с народными игрушками;

• воспитание интереса к народным промыслам;

• формирование знаний о различных видах народной росписи;

• рассматривание узоров вышивки и элементов орнамента;

• составление собственных композиций по мотивам народных промыслов.

Свою практическую деятельность с детьми дошкольного возраста я строю на следующих основных принципах:

1. Подбор программного материала на основе возрастных возможностей и умственного развития детей.

2. Включение работы по ознакомлению детей с народно – прикладным искусством в различные виды деятельности детей.

3. Использование взаимосвязи художественных образов разных видов искусств (музыкальных, изобразительных, драматургических).

4. Учет индивидуальных особенностей, уровня развития в той или иной художественной деятельности каждого ребенка.

5. Использование детских работ в оформлении детского сада (принцип работы на результат).

6. Уважение к детскому творчеству.

7. Уважение к любому виду творчества, исходя из принципа «Не разрушай, а создавай».

Методы реализации опыта

• Проблемный – решение поставленной задачи, создание творческого продукта;

• Словесный – активизация слухового восприятия, творческого мышления, воображения;

• Наглядный – использование наглядного и иллюстративного материала, дидактические игры, пальчиковая гимнастика;

• Практический – упражнения, продуктивная деятельность.

Свою работу по развитию творчества дошкольников в процессе ознакомления с народно – прикладным искусством я начала с создания предметно – развивающей среды во 2 младшей группе. Для детей был оформлен уголок ряженья с атрибутами – костюмами, в которых были использованы элементы национальной русской и мордовской вышивки. В настольном театре использовались соломенные куклы, в музыкальном уголке были свистульки села Абашево, в НООД использовались филимоновская, дымковская, каргопольская, богородская игрушки, в упражнениях по РЭМП предлагались русская и загорская матрешки.

В старшей группе я старалась дать более углубленные знания и развить интерес к народным промыслам. Я знакомила детей с творчеством пензенской мастерицы Екатерины Медянцевой, техникой изготовления соломенных игрушек, изготовление игрушек из мочала и ниток по типу соломенных игрушек. При воспитании интереса к народному творчеству я знакомила детей с филимоновской игрушкой, особенностями узоров, украшающих игрушки, с цветовой гаммой, используемой для росписи. Дети учились отличать дымковскую игрушку, выделяли и замечали основные средства выразительности росписи дымковской игрушки (нарядность, пластичность, яркость, декоративность, разнообразие элементов росписи). При знакомстве с основными русскими народными игрушками дети приобщались к мордовскому национальному народно – прикладному творчеству – деревянным игрушкам из Напольной Тавлы. Они сравнивали деревянные игрушки с уже знакомыми, замечали характерные отличительные признаки персонажей, наиболее часто встречающиеся в скульптурах, сценках (мужик, медведь, кони). При закреплении знаний о народных промыслах, дети учились сравнивать загорскую, русскую, семеновскую, полхов - майданскую матрешки. Они обращали внимание на форму, стиль росписи костюма и лица куклы.

Дети подготовительной к школе группы знакомились и восхищались жизнерадостной хохломской росписью, изящной казаковской филигранью, затейливой городецкой и жостовской росписью, оружием ворсменских и павловских мастеров, резными образцами и украшениями из варнавинской кости и из уральского и борнуковского камня, искусством резьбы по дереву, ткачеством и вышивкой. Большой интерес у детей вызвали истории возникновения различных видов росписи. Так, хохломской росписью сначала украшали деревянные иконы в городе Семенове Нижегородской области, используя для этого серебряный металл и льняное масло, которые после закалки в печи приобретали новый золотистый цвет. Затем так стали украшать деревянную посуду, и расписные предметы быта с золотой хохломой от заволжских мастеров прославилась на всю Россию. Дети с интересом рассматривали изделия современных мастеров и учились выделять основные элементы хохломской росписи (ягоды, цветок, завиток, травка, цветовую гамму. Дети выполнили работы по лепке «Завиток» (декоративная пластина, по аппликации «Сказочная птица из Золотой страны» (лоскутная аппликация по мотивам хохломской росписи, по рисованию «Жар – птица», «Волшебные узоры».

При знакомстве детей с городецкой росписью, я провела небольшую фотоэкскурсию «Городец – город мастеров». Ребята познакомились с историей деревянного зодчества Нижегородской области, а также с различными народными промыслами края. Город прославился городецкой росписью. Это один из самых знаменитых художественных промыслов России, образец так называемого «наивного» искусства. Самые распространенные сюжеты росписи – гуляния, чаепития, народные праздники. Промысел берет начало от производства прялочных донец с инкрустацией мореным дубом. Впоследствии инкрустация была вытеснена сюжетно – орнаментальной росписью. По мере исчезновения из обихода прялок мастера стали осваивать новые формы: мебель, посуду, игрушки и панно. Дети знакомились с характерным для городецкой росписи набором элементов (фантастические цветы, птицы, кони, жанровые сцены, расположением и объединением элементов в композиции, рассматривали цветовую гамму. Были сделаны работы по аппликации «Петухи», «Кони» (вырезание силуэтов, по рисованию «Чудо – кони», «Петушок», «Городецкие узоры» (роспись силуэта разделочной доски, «Сказочная ветка» (роспись силуэта ковша).

Детей привлекают рассказы о старине, поэтому они с интересом знакомились с бытом народа, с его традициями. Они знакомились с бескрайними просторами нашей России именно благодаря народным промыслам. На Руси много сел да деревень, и везде живут люди добрые да умные. Детям я предложила найти отличительные черты дымковской игрушки, а уж потом подробно познакомила их с этим промыслом. Делают эту веселую игрушку в селе Дымково. Её ласково и нежно называют «дымка». Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, слободка вся будто в дымке. Здесь и зародилась в далекую старину эта игрушка. Дымковская игрушка – один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырехсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял свое значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Вначале были свистульки, а потом и коники, индюки, жар – птицы, барышни, кавалеры. При росписи этих игрушек использовались яркие краски: малиновые, красные, желтые, зеленые, оранжевые, синие. Вместе с детьми было проведено развлечение» Ярмарка», к которой дети слепили и раскрасили «Коников из дымковской страны» (по мотивам росписи дымковской игрушки, расписали силуэты дымковских барышень (по выбору детей).

При знакомстве детей с необычной деревянной куклой – матрешкой особый интерес вызвал ее секрет – вкладывание одной куклы в другую. Мы сравнивали загорскую, русскую, семеновскую, полхов - майданскую матрешки, обращали внимание на форму, стиль росписи костюма и лица кукол. Я рассказала детям историю возникновения полхов – майданской матрешки. Давным – давно крестьяне села Полховский Майдан Нижегородской области переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших в собственных мастерских деревянную посуду. Токарные изделия мастеров этого промысла – матрешки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки – щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью. Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи. Позднее мастера стали применять «выжигание» токарных изделий, а позднее их крашение. Так возникло производство знаменитых игрушек – тарарушек с яркой затейливой росписью и многоцветным орнаментом. Для росписи матрешек используются разнообразные стилистические приемы, называемые по основному живописному мотиву: цветы, травки, пестрение. Как похожи друг на друга матрешки разных мастеров! Но если приглядеться повнимательнее, можно заметить отличия. У них разные платочки, губки у каждой бантиком, но по-своему; щечки у одной розовые, у другой светло-розовые, а у третьей красные. Детьми были выполнены работа по аппликации и рисованию «Полхов – майданская матрешка» (вырезание и последующее украшение и роспись силуэта, рисование по сказке «Четыре сестрицы» (роспись силуэтов различных матрешек по выбору ребенка).

Большой интерес у детей вызвало знакомство с искусством резьбы по камню, рассматривание украшений, скульптур, ваз, шкатулок. Сначала мы прочитали сказки П. Бажова: «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце». Я рассказала детям, что искусство резьбы по камню у нас в России развито не только на далеком Урале, но и совсем рядом с Мордовией, в селе Борнуково Нижегородской области. История искусства резьбы по камню уходит корнями в далекое прошлое и неразрывно связана с таинственной «мраморной» пещерой, расположенной в селе Борнуково. Издавна эта пещера славилась своим поделочным камнем – ангидритом или, как его называли, «нижегородским мрамором». Он был самых разных оттенков: розового, белого, голубоватого, коричневого, серого и зеленоватого, с разнообразными рисунками и узорами. Давным – давно, когда нашей страной управляли цари, этот камень отправляли в Санкт – Петербург на отделку дворцов. Мастера до сих пор сохранили технологию обработки этого камня. Резьба по мягкому камню – одна из наиболее сложных областей современного декоративного искусства. Помимо скульптур птиц и зверей, мастера изготавливают предметы быта: подсвечники, вазы, шкатулки, письменные наборы. Дети с большим желанием выполнили работу по ручному труду «Малахитовая или борнуковская шкатулка» (выкладывание узора из бусин или бисера на декоративной пластине).

У нас в мордовском крае дерево и береста – любимые материалы народных мастеров. Из них делали туеса, лукошки, короба, корзины, фигурки животных. Одним из основных отличительных промыслов мордовского народа является вышивка. Мордовский орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Орнамент традиционен в быту мордвы. Его смысл многокрасочен, он вбирает в себя огромную палитру жизни, художественную фантазию мастера, создающего орнамент через призму души, беря вдохновение у окружающей природы. Все элементы мордовского народа предназначены для украшения предметов домашнего обихода и быта. Основным источником создания орнамента всегда была природа. На шкурках змей, гусениц, зверей, крыльях птиц и бабочек, на растениях природа «нарисовала» чудесные узоры, открыв человеку бесконечное множество орнаментальных форм, цветовых оттенков, красоту и богатство их сочетаний, цельность всех элементов. Человек, очарованный красотой и сказочным разнообразием природы, наслаждался, внимательно изучал эту красоту, стремился украсить орнаментом вещи и свой быт. Мордовский орнамент своими ритмами, симметрией, контрастами повышает выразительность вещей, красоту их формы, единство их внешнего вида и содержания. Дети с интересом рассматривали вышивку на национальной одежде мокшанок и эрзянок (рубаха – панар (мокш., покай (эрз.); передник – сапоня (мокш., рукават (эрз.)и др., знакомились с достаточно сложной конфигурацией элементов мордовской орнаментики как геометрических, так и растительных форм («крест», «галочка». «ромб», «елочка», «ступеньки», «восьмиконечная звезда», «С – образный элемент», «квадрат с продленными сторонами и углами», образ «дерева» и «птицы»). При изучении мордовской вышивки дети самостоятельно определили красно–бело–черный колорит с вкраплениями желтого, зеленого и других цветов. Мы сравнили мордовскую вышивку с вышивкой народов Севера, которая была украшена мехом и кожей. Зубчатый чукотский узор напоминал северное сияние и был совсем не похож на мордовский орнамент. Дети выполнили работы по лепке «Кашник» (посуда для каши –загрунтованная банка, украшенная мордовским орнаментом, по аппликации «Мордовский орнамент» (вырезание элементов и составление мордовского орнамента, по рисованию «Праздничный покай» (украшение силуэта мордовской национальной рубахи).

На занятиях и в свободной деятельности дети слушали произведения классической и детской музыки. Были использованы произведения: Мусоргский М. П. «Картинки с выставки»,Чайковский П. И. «Мужик на гармошке играет», «Вальс цветов», «Камаринская», Стравинский И. Ф. «Жар – птица», русская народная песня «Куманечек», русская народная плясовая, мордовская народная песня «Умарина».

Формирование гармонически развитой личности ребенка невозможно без воспитания эстетической грамотности, понимания и уважения духовных ценностей, умения ценить народное и профессиональное изобразительное и народно – прикладное искусство, пробуждения его творческой активности. Приобщаясь к народному искусству, ребенок чужой опыт переживает как собственный. Именно деятельность является источником наслаждения ребенка. Ознакомление с народно – прикладным искусством призвано помочь ребенку определить для себя привлекательность того или иного вида деятельности. Благодаря народному декоративно – прикладному искусству дети близко познакомились с творчеством народных культур различных наций, регионов. Занятиям по ознакомлению с народно – прикладным искусством способствуют не только многочисленные виды деятельности, но и используемая материальная основа (глина, пластилин, кожа, дерево, бумага, текстиль и т. д., а также стиль художественного оформления (роспись, резьба, лепка, вышивка и т. д.). Все эти элементы расширяют возможности для раскрытия индивидуального творческого потенциала дошкольника.

Работа с родителями

Я считаю, что успешное решение задач по ознакомлению дошкольников с народно – прикладным искусством возможно только при тесном сотрудничестве с родителями. Объединение педагогов, детей и родителей позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей.

Родителями были совершены экскурсии в Музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи, в краеведческий музей; родители помогли в приготовлении и изготовлении соломенных кукол, выпиливании и оформлении разделочных досок для дальнейшей декоративной росписи; грунтовали баночки, помогли организовать выставку матрешек разных мастеров; провели экскурсию на выставку «Каменная сказка»; принесли экспонаты для выставки «Мордовская национальная вышивка».

Результативность опыта

Проведенная мною работа по теме «Развитие творчества дошкольников в процессе ознакомления с народно – прикладным искусством» принесла свои результаты:

• дети научились видеть красоту окружающего мира;

• научились самостоятельно использовать знакомые приемы выразительности в декоративных композициях;

• научились составлять узор на различных геометрических и сложных формах, используя знания в области композиции;

• сформировалось представление о видах народно – прикладного искусства, их первоначальном предназначении;

• научились находить сходство и различия в изделиях народных мастеров разной местности;

• научились создавать собственные композиции по мотивам народных промыслов;

• научились рисовать сказочные сюжеты, используя мотивы народных росписей (сказка в стиле хохломы);

• научились создавать коллективные панно с целью использования их для украшения интерьера.

В новых социально – экономических условиях развития нашей страны приоритетной целью системы образования становится не усвоение определенной суммы знаний, а воспитание личности, способной к самоопределению, самореализации и активной творческой деятельности. Важнейшей частью национальной русской культуры являются народные промыслы. Это одна из форм творчества, зародившаяся много веков назад. Сегодня тысячи мастеров – ткачи и вышивальщицы, металлисты и ювелиры, резчики и мастера росписи – успешно возрождают традиции старинного искусства. Обучение детей народно – прикладному искусству с дошкольного возраста способствует реализации целей и задач эстетического воспитания и художественного образования, развитию художественно – творческой деятельности дошкольников, приобщение их к различным видам народного декоративно – прикладного искусства.

Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что вопрос о развитии творчества дошкольников в процессе ознакомления с народно – прикладным искусством является актуальным, и я рекомендую его использовать коллегам, уделяющим большое внимание творческому развитию дошкольников.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное развитие детей через знакомство с декоративно-прикладным искусством «Духовно-нравственное развитие детей через знакомство с декоративно-прикладным искусством». Народное декоративное искусство –часть национальной.

Инновационный опыт «Развитие базовой способности у воспитанников дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18 «Журавлик»» Инновационный опыт на тему «Развитие.

Инновационный опыт «Развитие речи дошкольников» Актуальность Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается  на данных не только психологии и  педагогики,.

Комплекс дидактических игр направленных на ознакомление дошкольников с народно-прикладным творчеством Комплекс дидактических игр направленных на ознакомление дошкольников с народно-прикладным творчеством. Подготовил: воспитатель логопедической.

Консультация «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой» «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой» Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль.

Опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством .

Опыт работы «Развитие творческого воображения дошкольников в процессе театрализованной деятельности» Проблема развития творческого воображения привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, она до сих пор является одной из наименее.

Конспект занятия по ознакомлению с народно-прикладным искусством «Роспись полотенца» Конспект занятия по ознакомлению с народно-прикладным искусством. Тема: Роспись полотенца. Программ. соз-ние: Закрепить знание детей о.

Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой родного края посредством игры Родительское собрание Тема: «Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой родного края через игровую.

Развитие речевой активности и коммуникативных способностей старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром В 2016 году в рамках городского методического обьединения представила собственный опыт работы. Развитие речевой активности и коммуникативных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный пед. опыт: «Развитие творчества дошкольников в процессе ознакомления с народно — прикладным искусством»
Опубликовано: 25 марта 2018 в 15:55
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационный пед. опыт: «Развитие творчества дошкольников в процессе ознакомления с народно — прикладным искусством»» (включая файлы) размещена пользователем Раслова Любовь в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД