Валентина Михеева
Из опыта работы «Патриотическое воспитание дошкольников посредством знакомства с родным городом Карачевом»
▼ Скачать + Заказать документы
/Из опыта работы/
Патриотическое воспитание старших дошкольников через знакомство с родным городом- Карачевом.
Воспитатель : Михеева Валентина Николаевна.
МБДОУ Д/С№1 «Аленький цветочек».
Обогни хоть сто дорог.
Обогни планету.
Невелик наш городок,
А дороже нету!
Публикация «Из опыта работы „Патриотическое воспитание дошкольников посредством знакомства с родным городом Карачевом“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Наш городок невозможно не любить: ведь он растущий, хотя и древний. А когда сам любишь свой город, хочется, чтобы его любили все, кто в нем живет в том числе и подрастающее поколение- наши дети. Наши дети- это наше счастье, наша опора, наше будущее.
Детский смех пусть льется, как река,
Наши дети- это наше завтра,
Гордость и надежда на века!
Я, Михеева Валентина Николаевна, воспитатель детского сада «Аленький цветочек», считаю, что воспитание патриотических чувств- одна из актуальных и важнейших проблем, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям. То, что заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Именно в дошкольные годы, под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт патриотических чувств. : Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является знакомство с родным городом, со своей малой родиной. Ведь любовь к Отчизне начинается с любви к месту, где родился человек. Начиная работу с детьми старшего дошкольного возраста и беседуя с ними, я часто сталкивалась с тем, что большинство ребят имеют дефицит знаний о родном городе, не знают особенностей местных традиций, не знают правил дорожного движения. У некоторых проявляется равнодушие и неуважение к результатам труда, как своих близких, так и чужих людей. Отсутствует сочувствие, сострадание к чужому горю и, наоборот,- безразличие к товарищам по группе. Поэтому используя такие формы работы с детьми, как викторина, КВН, беседа были предложены вопросы, в ходе анализа которых стало возможным определить степень их представлений о родном городе. Результаты показали, что 38% детей имеют скудные знания о родном городе, о профессии своих родителей, названии улиц, общественных местах, памятниках культуры. Это и побудило меня к выбору темы моей работы и определению предполагаемого результата. В первую очередь сама посетила местный, карачевский, краеведческий музей, библиотеку, изучила литературу по данной теме. Я сделала вывод, что еще с давних времен осознавались и ставились вопросы о решающей роли патриотического воспитания в педагогике и психологии. Значит в настоящее время современное образование и воспитание должно подняться не такую высоту, которая позволила бы собрать воедино все значимые ценности, общественные установки, отечественные традиции в систему, которая обеспечила бы становление подлинного патриотизма. Я рассматривала воспитание любви к Родине, как многотрудный долговременный процесс, который должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Большая роль отводила совместной деятельности воспитателя с детьми, родителей с детьми, воспитателя с родителями, так как воспитание чувств-процесс, который нельзя уложить в жесткие рамки. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к родному городу. В связи с этим решение проблемы я видела в определенной системе, которая заключалась в организации игр, непосредственно-образовательной деятельности, экскурсий, целевых прогулок, консолидации усилий педагога и родителей. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игры как нельзя лучше подходили для знакомства детей с родным городом. Например: 1. Творческие- «Я- экскурсовод», «Туристическое агентство», «Путешествие по улицам города».2. Дидактические- «Это объект из какого времени», «Мозаика- Карачев», «Собери герб», «Кому что нужно для работы», «Угадай, где я был?».3. Строительные- «Город в прошлом», «Моя родная улица», «Детская площадка нашего дома», «Здание будущего». Игры закрепляют знания детей о достопримечательностях нашего города Карачева, о целевом назначении различных зданий и архитектурных сооружений. Во время игр дети знакомились с такими понятиями, как уважение, любовь к родному городу, любовь к своей семье и родному дому. Во время организованной образовательной деятельности дети знакомились с историей возникновения названия города Карачев, со значением карачевского герба,традициями,памятными местами, зданиями, знаменитыми поэтами-земляками: Мехедова А. Г. ,Асеевой К. В. А потом отношение к родному городу, свои чувства дети отражали в рисунках. Экскурсии и прогулки были построены по принципу от простого к сложному, от знакомого к неизвестному. Детей очень заинтересовал исторический камень – символическое место рождения древнего карачевского княжества.
Особый интерес, внимание и гордость вызвал у детей памятник танкистам, защищавшим нашу Родину во время Великой Отечественной войны, а также мемориал- Аллея героев, подвиг шести героев Советского Союза бессмертен.
Гуляя по парку, дети получали положительный эмоциональный настрой, видели красоту окружающей природы, важность, значимость труда горожан для его процветания. Я использовала разнообразные методы и приемы для ознакомления с родным городом. Рассматривание, обсуждение иллюстраций, фотографий древнего Карачева, Карачев- в годы войны, современный Карачев, а также- учреждений и зданий города в наши дни. Разучивание с детьми стихов поэтов- земляков: Мехедова А. Г. (выборочные произведения из книги «После январских метелей», Асеевой К. В. («Главное чудо на свете», Маришка заболела», а также чтение художественной литературы: - В. Соколов «Сказки Брянского леса», К. Паустовский «Повесть о лесах», С. Баруздин «Кто построил этот дом» и т. д. Я изготовила макет центральной части города Карачева, что помогло детям разобраться с расположением и названиями улиц и нумерацией домов, с правилами поведения на городских улицах, в общественных местах. Формирование пат-риотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей. Организация совместных творческих заданий- создание фотоальбомов: «Наши родители- славные труженики города Карачева», «Город, в котором я живу», придумывание и изображение герба своей семьи, объединило родителей и детей, обогатило общение между ними и доставило радость. Формы работы д/с и семьи многогранны. Это выпуски стенгазет, участие в конкурсах рисунков, в проектах о родном городе (н-р «Город моего детства»,о семейных традициях, коллекциях, праздниках, участие в акциях: «Пусть наш город будет чистым», КВН, экскурсиях выходного дня.
тика в подготовительной группе с этими же детьми показала положительную динамику в определении степени знаний о родном городе по сравнению со старшей группой. Я считаю, что проведенная работа была успешной : были заложены ростки любви к родному городу, гордости и уважения к труду своих родителей. Дальнейшая работа будет продолжена по программе патриотического воспитания в системе, разработанной в нашем детском саду.
Литература:
1. Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом. М: ТЦ. Сфера.
2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М: 1999-2004г.
3. Герои Советского Союза- наши земляки. Буклет, 1996г.
4. Страницы истории Карачева. – Брянск, 1996г.
5. Александр Мехедов. «После январских метелей». Тула. Приокское книжное
издательство.
6 .Герои земли карачевской. Галина Демьянова. – Брянск 2015г.