Галина Кизилова
Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность педагогического опыта:
Одной из важнейших задач современного дошкольного образования является социализация личности ребенка, то есть усвоение им норм и ценностей, которые позволят ему стать полноценным членом общества. Социализация предполагает развитие ребенка как активного деятеля, компетентного, готового к саморазвитию в течение всей жизни, успешного в
различных сферах жизнедеятельности.
Публикация «Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности» размещена в разделах
Одним из компонентов позитивной социализации дошкольников является формирование основ финансовой грамотности. Обучение необходимо начинать уже в детском саду в старшем дошкольном возрасте, так как дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Именно в этом возрасте воспитанники стоят на пороге нового этапа жизни – перехода из детского сада в школу, где дети будут получать свои первые карманные деньги, и их распределение должно быть осознанным. Без азов финансовой грамотности здесь никак не обойтись, так как навыки управления финансами способствуют формированию независимой личности, способной достигать поставленных целей, умению ориентироваться в различных жизненных ситуациях, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно и интересно.
Педагогическая целесообразность данного опыта обусловлена недостаточным уровнем знаний по финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Также путем анкетирования был выявлен социальный запрос родителей старших дошкольников на проведение работы по формированию основ финансовой грамотности у детей.
Результаты опроса родителей показали, что они часто сталкиваются с проблемой: как объяснить ребенку, почему ему могут купить далеко не всё,
что ему хочется? Кроме того, родители проявляют тревогу по поводу того,
смогут ли дети, будучи обучающимися в школе, рационально пользоваться
карманными деньгами, уметь планировать свой личный бюджет. Таким образом, анализ содержания работы по формированию основ финансовой
грамотности детей старшего дошкольного возраста, а также в результате анкетирования родителей воспитанников подтвердили необходимость разработки данной проблемы, которая способствовала поиску наиболее эффективных методов и средств воспитания финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности – игра, игровая деятельность становится основным средством формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Новизна опыта заключается в подборе, адаптации, разработке игр и игровых ситуаций экономической направленности в рамках реализации ФГОС ДО.
Ведущая идея опыта заключается в целенаправленном использовании в совместной и самостоятельной деятельности игр, игровых упражнений и ситуаций экономической направленности, где можно познакомить детей с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике
умения воспитанников. Обогащается детский словарь, приобретаются такие
качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам. Т. е., происходит формирование общей культуры личности детей, в том числе экономической.
Цель опыта: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Подобрать, разработать, систематизировать и апробировать игры для старших дошкольников для формирования финансовой грамотности.
2. Составить календарно-тематическое планирование совместной деятельности.
3. Пополнить развивающую предметно – пространственную среду дидактическими пособиями.
4. Выстроить взаимодействие с родителями по использованию игрового материала экономического содержания в условиях домашнего воспитания.
5. Организовать проведение диагностики сформированности экономических знаний и понятий у старших дошкольников.
Отличительной особенностью опыта является отсутствие специально организованной деятельности детей. Игры с экономическим содержанием используются в совместной деятельности с взрослым, в индивидуальной работе, в досугах, развлечениях, театрализованной и экспериментальной деятельности, в самостоятельной и игровой деятельности, в режимных моментах.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации задач по формированию предпосылок финансовой грамотности предполагается, что дети приобретут:
1. Необходимый минимум экономических знаний по данной теме.
2. Экономические умения и навыки (.
3. Экономические значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность).
Принципы реализации педагогического опыта:
• Системность.
• Преемственность.
• Возрастное соответствие (предлагаемые игры и упражнения учитывают возможности детей данного возраста).
• Наглядность.
• Деятельностный принцип.
• Здоровьесберегающий принцип.
Содержание работы по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Содержание раздела 1: Труд и продукт труда (товар).
Потребности.
Труд — основная деятельность человека, источник средств для существования. Каждый человек имеет профессию - это может быть врач, строитель, педагог, космонавт, инженер, бизнесмен, банкир, рекламный агент, программист. Знакомство с людьми разных профессий воспитывает уважение к человеку, умеющему хорошо и честно зарабатывать деньги, у которого есть собственное дело. Хорошая работа, интересная профессия — великое благо, которым следует дорожить.
Результатом труда людей является продукт — полезная и нужная вещь, предмет, изделие (строитель строит дом, повар готовит обед, художник пишет картину, парикмахер стрижет людей и т. п.). Продукты труда — это мир вещей, который окружает нас. Вещи могут жить много лет, дольше, чем люди. Создать красивую вещь — это целое искусство, ею восхищаются люди многих поколений; красивые вещи как предметы искусства выставляются в музеях, продаются в антикварных магазинах и т. п. Продукты труда — это достаток людей, богатство страны: чем больше в ней производится разных товаров, тем лучше будут жить и дети, и взрослые. За свой труд взрослые получают деньги. Деньги определяют достаток семьи, ее материальное благополучие, так как взрослые могут купить то, что нужно и им, и детям. Продукты (товары) можно приобрести (купить) за деньги.
Основные понятия: труд, работа, продукт, продукция; заработная плата;
рабочее место, рабочее время; профессия; предметы труда; товар, торговля;
деньги.
Педагогические задачи:
• формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада;
• учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
• поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
• стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.
Результаты изучения раздела:
-Первичное понимание экономических терминов: «труд», «профессия», «специальность», «продукт труда».
Умения:
– определять продукт труда;
– соотносить профессию с ее атрибутами.
Содержание раздела 2: Деньги и цена (стоимость)
Понятие «деньги».
Что такое деньги и зачем они нужны:
• Деньги как мера стоимости; история денег ( первые в мире виды денег и курьезные виды денег: каменные диски большого размера, ракушки, птичьи
перья и др.).
• Виды денежных знаков (монеты, бумажные купюры).
• Производство денег; почему нельзя «напечатать» денег сколько хочешь.
• Какими деньгами пользуются в настоящее время в нашей стране, как они
называются (рубль, копейка).
• Деньги разного достоинства и разной покупательной способности.
• Зарплата (деньги просто так не дают, их зарабатывают честным трудом,
пенсии, пособия, стипендии.
• Деньги как средство платежа, накоплений.
• Обмен денег (причины, правила). Закрепление представлений о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры, о том, что они бывают разного достоинства, разной ценности.
Как осуществлялся обмен продуктами, когда не было денег. В каждой
стране свои деньги. В России — рубли. Иностранные деньги называют по-разному: доллар, евро, юань, фунт стерлингов, швейцарский франк и др. Деньги некоторых зарубежных стран и стран СНГ. Обмен денег (валюты)
одной страны на деньги (валюту) другой: когда и зачем он производится. Откуда берутся деньги. Деньги зарабатывают. Деньги нельзя красть, клянчить, выпрашивать. Деньги просто так не даются. Тем, кто еще или уже не способен трудиться, помогают (близкие, общество, государство). Зачем людям нужны деньги.
Цена (стоимость)
• Как формируется стоимость : вложения средств, затраты труда, качество,
спрос и предложение (например, почему яблоки зимой дорогие, а осенью
дешевые).
• Понятия «дорого» и «дешево», «дороже — дешевле». Любой товар имеет свою цену. Одни товары дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Прежде, чем что-либо приобрести, необходимо подумать, хватит ли денег на покупку. На дорогие вещи, которые очень нужны каждой семье (мебель, квартира, машина, дача, путешествие, компьютер и др., взрослые понемногу откладывают деньги из общего бюджета семьи (копят, а потом эту вещь приобретают.
Торговля и торг
• Торговля, купля-продажа; виды и формы торговли (товарами, услугами,
ресурсами; оптом и в розницу; в магазине или по интернету и т. п.).
• Хозяин товара и продавец.
• Этические аспекты торговли (честность, открытость информации, поддержка новичка, местного предпринимателя и т. п.).
Бюджет (на примере бюджета семьи) :
• Что такое бюджет и из чего он складывается; понятия «доходы» и «расходы».
• Планирование расходов в соответствии с бюджетом; распределение бюджета; участие детей в планировании предстоящих покупок.
• Понятия достатка, уровня жизни, показатели уровня жизни; богатство и
бедность.
Понятие «бюджет» как отправная точка домашней экономики.
Планирование доходов и расходов на определенный период времени, исходя из учета постоянных платежей: за ЖКХ, детский сад, электроэнергию, газ; расходы на питание членов семьи, одежду, транспорт, культурно-бытовые нужды. Оставшиеся деньги считаются свободными. Из чего складывается бюджет (все деньги, которые получают члены семьи: если сложить зарплату мамы и папы, стипендию брата и пенсию бабушки, — это все вместе и будет семейный бюджет). Нельзя купить сразу все, что тебе хочется; каждая семья планирует свои расходы в зависимости от своего бюджета: что можно купить сейчас, а что — в следующий раз (приоритетность, планирование). Разве можно быть хорошим хозяином, не владея элементарными знаниями счета, не умея сравнивать и понимать, что выгодно, а что ведет к издержкам? (Например, дети обсуждают вместе с педагогом, что можно купить на 50 и на 300 рублей). Смысл поговорок: «Семь раз отмерь — один раз отрежь», «Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит» и др.
Деньги и цена (стоимость). Источники дохода.
Дети еще не научились зарабатывать, поэтому их обеспечивают родители
и государство. Люди с маленькими доходами (пенсионеры, инвалиды и др.) не всегда могут приобрести то, что им нужно. Им должны помогать дети, которых они вырастили и воспитали. Людям, находящимся в тяжелой жизненной ситуации, могут помочь благотворители. Благотворитель — не
обязательно богач. Помочь могут люди любого достатка: и деньгами, и вещами, и делом — особенно, если соберутся, что называется, «всем миром».
Меценат, спонсор, благотворитель — суть понятий, общее и различия.
Основные понятия: деньги, валюта, монеты, купюры; цена, дороже, дешевле; покупать, продавать, накопить, растратить, доход, зарплата, бюджет; выгодно, не выгодно, обмен.
Педагогические задачи:
— познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать
отношение к деньгам как к части культуры каждой страны;
— воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях,
связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание
разумного финансового поведения);
— дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда
людей, деньги являются средством и условием материального благополучия,
достатка в жизни людей.
Результаты изучения раздела:
Первичное понимание экономических терминов: «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит», «валюта».
Умения:
– определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара;
– сравнивать цены на товар, объяснять разницу.
Компетенции:
– умение пользоваться деньгами;
– умение разумно расходовать деньги.
Содержание раздела 3: Реклама: правда и ложь,
желания и возможности
Основная задача воспитательно-образовательной работы по данному блоку — воспитание взвешенного, осознанного отношения детей к рекламе.
Важно объяснить детям, что купить все не только нереально (не хватит ни
зарплаты, ни накоплений, но и не нужно; научить отличать реальные потребности от навязанных.
Что такое реклама: что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, звукозапись, видеоролик и т. п., где она размещается (в общественных местах, в печати, на радио, телевидении, на досках объявлений, в интернете, раздается на улицах и т. д.). Беседы о рекламе, запомнившейся детям. Реклама в повседневной жизни ребенка (мама «рекламирует» кашу: «Ешь, она такая вкусная!»; друг «рекламирует» новую игрушку: «У меня вот какая суперская игра в телефоне. Дам, так и быть, поиграть, а ты мне — три конфеты»; ребенок «рекламирует» себя: «Я лучше всех знаю ответ, спросите меня!»). Сочиняем рекламу Создание детьми собственной рекламы (в форме рисунков, разнообразных игр, в стихах, прозе и др.) на темы: «Если бы у меня было свое дело…», «Народные промыслы» и т. п.
Основные понятия: реклама, рекламировать, воздействие рекламы.
Педагогические задачи:
— дать представление о рекламе, ее назначении;
— поощрять объективное отношение детей к рекламе;
— развивать у детей способность различать рекламные уловки;
— учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой;
— учить детей правильно определять свои финансовые возможности (прежде
чем купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется).
Результаты изучения раздела:
Первичное понимание экономических терминов «реклама», «спрос», «предложение».
Умения:
–определять основные потребности человека;
–определять жизненно важные потребности человека в различных ситуациях;
–выбирать необходимые для жизни предметы;
–соотносить собственные желания и возможности;
- понимать значимость рекламы с целью реализации товара как результата
человеческого труда.
Компетенции:
–определять разницу между «хочу» и «надо», между «хочу» и «могу»;
–выбирать предметы в различных условиях;
–регулировать потребности в соответствии с возможностями.
Содержание раздела 4: Полезные экономические навыки
и привычки в быту
Содержание данного блока реализуется в рамках изучения предыдущих
трех крупных блоков «Труд и продукт (товар). Потребности», «Деньги и цена
(стоимость)», «Реклама», а также в ситуациях повседневной жизни, на которые педагог обращает внимание детей.
Работа с детьми по данному блоку предполагает создание предпосылок
для формирования нравственно оправданных привычек, оказывающих влияние на выбор общественно одобряемых способов экономического поведения (не жадничать, уметь пользоваться общими вещами, игрушками,
пособиями, материалами для игр и занятий, беречь вещи, не выбрасывать еду
и др.).
Предметный (вещный) мир — это мир рукотворный, так как в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд, забота, желание, любовь,
старание, усилия. Поэтому к вещам как продуктам труда следует относиться с уважением. Вещи живут дольше, чем люди. Ими могут пользоваться несколько поколений. Они могут рассказать, как жили люди раньше и как живут сейчас (музеи). Вещами следует пользоваться по назначению, а ломать, портить вещи, обращаться небрежно (не бережно, не бережливо, выбрасывать их зря — недостойно, это осуждается всеми. Представления о своем, чужом и общем. Какими вещами и деньгами ты имеешь право распоряжаться (дарить, давать в долг, выбрасывать и т. п.) самостоятельно, когда необходимо совместное решение (например, семейный бюджет, т. е. общие деньги семьи, обсуждается на семейном совете). Умение прогнозировать последствия своих решений и действий с вещами и деньгами (если я выброшу, отдам, испорчу, то мне этого уже не вернуть, и т. п.). Хороший хозяин (хозяйка) — тот, кто умеет правильно, в интересах семьи, использовать доходы, распоряжаться семейным бюджетом, кто ничего не тратит зря. Хороший хозяин в семье — одно из условий ее благополучия.
Правильное распределение семейных доходов — целое искусство.
Формирование умений экономить, делать сбережения, планировать, что
купить сейчас, а что — позднее; предусматривать все предстоящие расходы —такие как оплата квартиры, воды, электроэнергии, детского сада, проездных билетов, обедов в школе, продуктов питания и т. д. ; способность заранее позаботиться о сбережении средств на отдых, развлечения, подарки, крупные покупки. Копилка — полезная игрушка: как ею пользоваться и ради чего.
В детском саду и дома воспитание у детей полезных привычек и повседневное их закрепление:
• соблюдать чистоту и порядок, бережно пользоваться игрушками, книгами, материалами и инструментами для дидактических игр и труда, не тратить ничего зря (культура деятельности, умение быть занятым);
• показывать детям образец достойного поведения в быту (экономное отношение к воде и свету, бережное отношение к вещам и пр.).
• Почему люди всегда осуждали неряшливость, расточительность.
• Воспитание у детей следующих привычек : — бережного обращения со своими вещами и вещами, принадлежащими другим — взрослым, сверстникам; — разумного использования материалов для игр и занятий (бумага, краски, карандаши, пластилин, фломастеры и т. д.); —экономии воды, электроэнергии (выключать, если ими в данный момент никто не пользуется); — нетерпимости к беспорядку, брошенным вещам и игрушкам. Если экономить и беречь — хорошо, то почему же жадничать — плохо?
Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических представлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игра, поэтому для формирования основ
финансовой грамотности использовали ролевые, дидактические, развивающие и рекламные игры.
Игра выступает как метод обучения, и как вид деятельности, и как форма организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется процесс
формирования и закрепления системы полученных экономических знаний.
В ходе работы по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников, мною, на основе приведенных выше программ и методических пособий, и на основе своего личного опыта по данной теме, подобраны, адаптированы, разработаны и систематизированы игры и упражнения экономического содержания, составлен примерный тематический план с применением игровых технологий.
Перспективно-тематическое планирование работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности
Месяц Сентябрь
Цель: Обследование с целью определения начальных знаний, умений и представлений детей в области финансовой грамотности.
Мониторинг усвоения данных экономических знаний осуществляется на основе методики А. Д. Шатовой в начале и конце учебного года. Используются такие формы обследования как блиц-опрос, беседы с детьми, анкетирование родителей
Месяц Октябрь
Блок: «Труд и продукт» (товар)
Задачи: формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей (связанных с производством товаров, экономикой).
Учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.
Поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым.
Стимулировать деятельность по интересам «по интересам», проявление творчества изобретательности.
Виды деятельности Недели
1 3
Беседы на тему Беседа «Моя семья»,
«Профессии в моей семье «Кем я буду, когда вырасту»,
«Производства моего города».
Дидактические
игры Д/И «Кто больше знает профессий?», «Все работы хороши»;
Д/У «Кто есть кто». Д/И «Что нужно для работы?»;
«Кто, что производит».
Чтение
художественной
литературы Чтение Б. Заходер «Строители»
В. Сутеев «Яблоко», Ю. Яковлев
«Кому спасибо говорим» Е. Благинина «Не мешайте мне
трудиться», С. Образцов «Так
нельзя, а так можно и нужно»,
Г. Остер «Вредные советы».
Взаимодействие с родителями Рубрика «А у нас сегодня гость» (встреча с людьми необычной
профессии (кассир, военный)
Игра – занятие «Потребности человека» ( у человека много потребностей: в
общении, еде, питье, одежде, обуви и он выбирает, что важнее).
- Обсуждение проблемы: Что надо сделать, когда человек голоден?
- Выяснение: какие потребности у детей? Откуда берутся вещи? Кто оказывает услуги? Проблемная ситуация: «Если дома перегорела лампочка»
Сюжетно – ролевые игры «Магазин», «Кафе».
«Салон красоты», «Поликлиника».
Месяц Ноябрь - декабрь
Блок: «Деньги и цена (стоимость)»
Задачи «Понятие «Деньги и цена» Понятие «бюджет»
1. Дать первичные представления, что такое деньги и зачем они нужны.
2. Познакомить детей с деньгами
разных стран и сформировать
отношение к деньгам как к части
культуры каждой страны. 1. Дать представление о том, что
деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.
2. Воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях,
связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание разумного финансового поведения)
Беседа «Деньги и о денежные единицы
разных стран. Валюта»
Карманные деньги.
«Дом, где живут деньги»
(Экскурсия в банк) Что такое бюджет и из чего он
складывается: понятия
«доходы» и «расходы».
Копилка.
Дидактические
игры Д/И «Дороже - дешевле», «Чем похожи - чем отличаются?», «Назови монету».
Д/У «Каждому рублю свое место». Д/И «Кукла Маша купила», «Магазин», «Определи цену
товара», «Какие бывают
доходы».
Д/У «Что можно купить, что не
нельзя»
Чтение
художественной
литературы Воронько «Обновки»
К. Чуковский «Муха-Цокотуха» пословицы: «По одежке
протягивай ножки», «семь раз
отмерь – один раз отрежь»,
«Кто не бережет копейки, сам
рубля не стоит»
Взаимодействие с
родителями Придумывание детьми денег, их
названия и формы.
Конкурс «Лучшее изображение
денег» Практическая работа:
«Оставление семейного бюджета»
Игра – занятие «Деньги путешествуют по
миру» «Семейный бюджет: «доход -
расход» ( модели: «Доход»,
«Расход», «Семейный
бюджет»).
Сюжетно – ролевые
игры «Аптека», «Сбербанк» Шопинг «Семейный магазин»
Проигрывание ситуаций «Работа кассира», «Разговор специалиста
банка и клиента» «Получение денег в банкомате».
Месяц Январь-февраль
Блок: «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желание и возможность»
Задачи: 1. Дать первичное представление о рекламе, ее назначении;
2. Развивать у детей интерес и положительное отношение к рекламе.
3. Формировать умение правильно воспринимать рекламу (не
покупай все, что рекламируется, прежде чем купить – подумай,
нужна ли тебе эта вещь, хватит ли денег на ее приобретение).
Беседы «Реклама, ее виды и назначение».
«Рассматривание рекламных проспектов». «Кто делает рекламу?»
Дидактические
игры Д/И «Какой товар лучше?» (дать
воспитанникам понятие, что спрос зависит от качества товара) Д/И «Купи другу подарок»
Д/У «Хорошо - плохо»,
«Угадай, что я рекламировала».
Чтение
художественной
литературы С. Михалков «Как старик корову
продавал» Ш. Перро «Кот в сапогах»
Г. Х Андерсен «Новое платье
короля»
Взаимодействие
с родителями Придумывание рекламы своей
группы Конкурс «Лучший товар и
услуга».
Игра-занятие Игра-занятие «Защита лучшего товара» Проблемная ситуация «Как
можно узнать о товаре?»
«Как выгодно продать товар?»
Сюжетно-ролевая
игра «Кафе», «Ателье» «Туристическая поездка»,
«Рекламное агентство»
Месяц Март - апрель
Блок: «Полезные экономические навыки и привычки в быту»
Задачи:
1. Воспитывать у детей навыки и привычки культурного поведения в быту, навыки
взаимодействия с окружающим вещным миром: вещами следует пользоваться по
назначению.
2. Формировать представление о том, что в мир рукотворный, вложен человеческий труд.
3. Формировать представление о таких качествах человека-хозяина как: бережливость,
рациональность, экономность, трудолюбие.
Беседы Приобрел вещь - умей с ней
обращаться". «Что будет, если я
испорчу игрушку?», «Время деньги» «Что значит
быть экономным?».
Дидактические
игры «Что можно купить, что нельзя» «Нельзя, надо», «Четвёртый лишний» Викторина «Учимся экономии
и бережливости».
Чтение
художественной
литературы К. И. Чуковский «Федорино
горе» В. Маяковский «Что такое
хорошо, что такое плохо»
Н. Носов «Заплатка»
Взаимодействие с
родителями Конкурс по изготовлению поделок и игрушек из вторичного, бросового материала (пластиковые бутылки, картон, одноразовая
посуда и т. д.). Информационный лист :
«Копейка – рубль бережет»,
«Истерики в магазине»,
«Полезные и вредные
привычки».
Сюжетно-ролевая
игр "День рождения дома" (как
встречать гостей, что ставить на
стол) «Ателье», «Банк (оплата по
квитанции)»
Месяц Май
Обследование. Цель: Определить содержание знаний и способов практической
деятельности у детей в области экономики, прочность и устойчивость знаний, умение
перенести их в незнакомую ситуацию; выявить уровень экономических представлений.