Алябьева Наталья Александровна
Опыт работы естественно-научного направления образовательного проекта «Темп»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы естественно – научного направления образовательного проекта «ТЕМП».
Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Освоение материала прочно и надолго происходит тогда, когда ребенок делает сам. На этом тезисе основано внедрение детского экспериментирования в работу ДОУ. В нашем учреждении вся работа по детскому экспериментированию сосредоточена в рамках естественно - научного направления образовательного проекта «ТЕМП», задача которого заключается в создании условий, необходимых чтобы сохранить детскую исследовательскую активность для того, чтобы уже в дошкольном возрасте у них начали закладываться процессы саморазвития и самообучения.
Публикация «Опыт работы естественно-научного направления образовательного проекта „Темп“» размещена в разделах
Я хочу поделиться опытом своей работы по организации исследовательской деятельности. Главное преимущество применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
1. Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
2. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
3. Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
4. В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Для успешной работы естественно - научного направления в группе создана соответствующая образовательная среда :
• В группе созданы условия для детского экспериментирования. В уголке природы имеется лабораторная посуда, простые приборы, объекты живой и неживой природы.
• В книжном уголке имеются детские справочники, энциклопедии, посвященные разной тематике, прекрасно иллюстрированные, имеющие хорошие, краткие и доступные детям информативные тексты, детская художественная литература.
• Картотека заданий и упражнений, направленных на развитие у детей умения видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать выводы и умозаключения. Каждая картотека опытов сопровождается еще схемами этих опытов, для пошагового руководства к действию детей.
• Дидактические игры с элементами моделирования; игры, развивающие внимание и наблюдательность.
Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. В моей группе оборудован экологический уголок, присутствует и мини-лаборатория, которая постоянно пополняется материалом и оборудованием в соответствии с возрастом детей, количеством проведенных опытов. В мини-лаборатории имеется необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности:
– приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен, песочные часы, компас, магниты;
– разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
– природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д. ;
– бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;
– технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;
– разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;
– красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
– медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;
– прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.
Основными требованиями к организации мини – лаборатории были требование безопасности и доступности.
Мной был разработан «Комплексно-тематический план опытно - исследовательской деятельности дошкольников в рамках естественно - научного направления образовательного проекта «ТЕМП». Для этого я сделала следующее:
1. изучила литературу и опыт других образовательных учреждений по исследуемой проблеме;
2. обобщила и систематизировала опыт педагогической деятельности по опытно- исследовательской работе дошкольников;
3. систематизировала научно-методическую базу (дидактические материалы, диагностические разработки, конспекты занятий, консультации для родителей, воспитателей, детские работы и т. д.);
4. разработала план мероприятий по детскому экспериментированию в семье.
В план помимо занятий по ознакослению с окружающим миром, которые содержат опытно – экспериментальную деятельность, были введены игры, упражнения, эксперименты.
Опытно-экспериментальную работу строю по трем взаимосвязанным направлениям :
- живая природа (характерные особенности сезонов многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.);
- неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);
- человек (функционирование организма, рукотворный мир: материал и их свойства,
В условиях детского сада я использовала только простейшие опыты и эксперименты. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формулируются элементарные понятия. В-третьих, они практически безопасны. В-четвёртых, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование. Элементарные эксперименты могут быть самыми различными: это опыты с объектами живой и неживой природы.
Следует отметить, что при проведении опытов с объектами живой природы я придерживаюсь главного правила: «Не навреди». Вся система работы с детьми должна быть направлена на развитие желания проявлять интерес к объектам живой и неживой природы через наблюдения и экспериментирования, чтобы научить ребенка думать, действовать с предметами, анализировать.
В работе с детьми используются различные формы, методы и приемы работы : наблюдения, опыты, дидактические игры, беседы, прогулки и т. д.
Ознакомление дошкольников с объектами живой и неживой природы проходит в несколько этапов. Количество этапов можно регулировать в зависимости от поставленной задачи при ознакомлении детей с тем или иным объектом живой и неживой природы. Наша работа с детьми строится с учётом закономерностей детского экспериментирования. Для регистрации одиночных явлений, а также динамики изменений какого-либо объекта, используется фиксация их с помощью специально разработанной символики. Дети регистрируют результаты экспериментов, проводимых с растениями, животными и объектами неживой природы.
При изучении человека дети с интересом проводят опыты, рассматривают кожу в лупу, изучают пальцевые рисунки, проверяют кожную чувствительность, изучают остроту слуха, знакомятся со строением глаза, функцией его частей. В процессе такой работы ребята понимают основное назначение таких органов чувств, как глаз, ухо, нос, язык; важность гигиенических процедур для своего здоровья.