Папки-передвижки

Опыт работы естественно-научного направления образовательного проекта «Темп»

Алябьева Наталья Александровна
Опыт работы естественно-научного направления образовательного проекта «Темп»
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы естественно – научного направления образовательного проекта «ТЕМП».

Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Освоение материала прочно и надолго происходит тогда, когда ребенок делает сам. На этом тезисе основано внедрение детского экспериментирования в работу ДОУ. В нашем учреждении вся работа по детскому экспериментированию сосредоточена в рамках естественно - научного направления образовательного проекта «ТЕМП», задача которого заключается в создании условий, необходимых чтобы сохранить детскую исследовательскую активность для того, чтобы уже в дошкольном возрасте у них начали закладываться процессы саморазвития и самообучения.

Публикация «Опыт работы естественно-научного направления образовательного проекта „Темп“» размещена в разделах

Я хочу поделиться опытом своей работы по организации исследовательской деятельности. Главное преимущество применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

1. Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

2. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

3. Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

4. В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Для успешной работы естественно - научного направления в группе создана соответствующая образовательная среда :

• В группе созданы условия для детского экспериментирования. В уголке природы имеется лабораторная посуда, простые приборы, объекты живой и неживой природы.

• В книжном уголке имеются детские справочники, энциклопедии, посвященные разной тематике, прекрасно иллюстрированные, имеющие хорошие, краткие и доступные детям информативные тексты, детская художественная литература.

• Картотека заданий и упражнений, направленных на развитие у детей умения видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать выводы и умозаключения. Каждая картотека опытов сопровождается еще схемами этих опытов, для пошагового руководства к действию детей.

• Дидактические игры с элементами моделирования; игры, развивающие внимание и наблюдательность.

Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. В моей группе оборудован экологический уголок, присутствует и мини-лаборатория, которая постоянно пополняется материалом и оборудованием в соответствии с возрастом детей, количеством проведенных опытов. В мини-лаборатории имеется необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности:

приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен, песочные часы, компас, магниты;

разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д. ;

бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;

технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;

красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.

Основными требованиями к организации мини – лаборатории были требование безопасности и доступности.

Мной был разработан «Комплексно-тематический план опытно - исследовательской деятельности дошкольников в рамках естественно - научного направления образовательного проекта «ТЕМП». Для этого я сделала следующее:

1. изучила литературу и опыт других образовательных учреждений по исследуемой проблеме;

2. обобщила и систематизировала опыт педагогической деятельности по опытно- исследовательской работе дошкольников;

3. систематизировала научно-методическую базу (дидактические материалы, диагностические разработки, конспекты занятий, консультации для родителей, воспитателей, детские работы и т. д.);

4. разработала план мероприятий по детскому экспериментированию в семье.

В план помимо занятий по ознакослению с окружающим миром, которые содержат опытно – экспериментальную деятельность, были введены игры, упражнения, эксперименты.

Опытно-экспериментальную работу строю по трем взаимосвязанным направлениям :

- живая природа (характерные особенности сезонов многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.);

- неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);

- человек (функционирование организма, рукотворный мир: материал и их свойства,

В условиях детского сада я использовала только простейшие опыты и эксперименты. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формулируются элементарные понятия. В-третьих, они практически безопасны. В-четвёртых, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование. Элементарные эксперименты могут быть самыми различными: это опыты с объектами живой и неживой природы.

Следует отметить, что при проведении опытов с объектами живой природы я придерживаюсь главного правила: «Не навреди». Вся система работы с детьми должна быть направлена на развитие желания проявлять интерес к объектам живой и неживой природы через наблюдения и экспериментирования, чтобы научить ребенка думать, действовать с предметами, анализировать.

В работе с детьми используются различные формы, методы и приемы работы : наблюдения, опыты, дидактические игры, беседы, прогулки и т. д.

Ознакомление дошкольников с объектами живой и неживой природы проходит в несколько этапов. Количество этапов можно регулировать в зависимости от поставленной задачи при ознакомлении детей с тем или иным объектом живой и неживой природы. Наша работа с детьми строится с учётом закономерностей детского экспериментирования. Для регистрации одиночных явлений, а также динамики изменений какого-либо объекта, используется фиксация их с помощью специально разработанной символики. Дети регистрируют результаты экспериментов, проводимых с растениями, животными и объектами неживой природы.

При изучении человека дети с интересом проводят опыты, рассматривают кожу в лупу, изучают пальцевые рисунки, проверяют кожную чувствительность, изучают остроту слуха, знакомятся со строением глаза, функцией его частей. В процессе такой работы ребята понимают основное назначение таких органов чувств, как глаз, ухо, нос, язык; важность гигиенических процедур для своего здоровья.

Публикации по теме:

Из опыта работы «Способы и направления поддержки детской инициативы в практике работы подготовительной группы» Выступление на педагогическом совете «Педагогические условия создания проблемных ситуаций в совместной деятельности педагога и ребёнка».

Направления работы с родителями по основам безопасности жизни детей. К сожалению, многие родители, что бы обезопасить ребенка начинают запрещать все подряд: «не разговаривай с незнакомыми людьми», «не наступай.

Опыт работы: «Интегрирование образовательного процесса по формированию целостной картины мира, расширение кругозора детей» Мы знаем - «Человек конечен в жизни и бесконечен в познании Мы помним – что «Жизнь прекрасна,когда мы творим её сами" Поэтому мы воспитываем.

Опыт работы «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в условиях дошкольного образовательного учреждения» Духовно-нравственное воспитание личности - сложный, многоплановый процесс, решение основных задач которого невозможно без согласованности.

Опыт работы «Применение здоровьесберегающих технологий при организации образовательного процесса в группе раннего возраста» «Применение здоровьесберегающих технологий при организации воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста» Здоровье ребенка.

Открытие городского проекта социально-педагогической и естественно-научной направленности в дополнительном образованииОткрытие городского проекта социально-педагогической и естественно-научной направленности в дополнительном образовании 26 апреля в нашем городе Троицке Челябинской области состоялось открытие городского проекта социально-педагогической и естественно-научной.

Практические занятия дошкольников на приусадебном участке в рамках образовательного проекта «Огород»Практические занятия дошкольников на приусадебном участке в рамках образовательного проекта «Огород» Ежегодно, в теплый период, я со своими детьми и воспитанниками осуществляю практические занятия на приусадебном участке по выращиванию овощей.

Современные подходы к планированию содержания образовательного процесса в рамках проекта «Скоро в школу!» Современные подходы к планированию содержания образовательного процесса в рамках проекта «Скоро в школу! (Презентация). Подготовка к.

Опыт работы по реализации проекта «Удивительная пуговица» Статья «Есть ли у пуговицы друзья?» Автор: Мелехова Ирина Борисовна МБДОУ «Детский сад № 70» г. Сыктывкар Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Основные направления информатизации управления образовательного учреждения ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ РЕСУРС В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Г. И. Кудинова,.

Автор публикации:
Опыт работы естественно-научного направления образовательного проекта «Темп»
Опубликовано: 12 сентября 2017 в 10:17
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы естественно-научного направления образовательного проекта «Темп»» (включая файлы) размещена пользователем Алябьева Наталья Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД