Татьяна Ким
Опыт работы: «Интегрирование образовательного процесса по формированию целостной картины мира, расширение кругозора детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы знаем - «Человек конечен в жизни и бесконечен в познании Мы помним – что «Жизнь прекрасна,когда мы творим её сами"
Поэтому мы воспитываем и обучаем наших детей, удивляя и радуя!
В образовательную область «Познание» входит несколько компонентов, но я предлагаю рассмотреть только формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Публикация «Опыт работы: „Интегрирование образовательного процесса по формированию целостной картины мира, расширение кругозора детей“» размещена в разделах
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятиях в совместной и самостоятельной деятельности успешно развивается инициативность, познавательные интересы, умственные способности, творчество, что содействуют процессу активного овладения знаниями. Это возможно, только в том случае, если деятельность носит интегрированный характер.
Интегрированное занятие – это специально организованное занятие, цель которого может быть достигнута лишь при объединений знаний из разных областей, позволяющие добиться целостного восприятия воспитанниками исследуемого вопроса имеющие практическую направленность. Обеспечивая познавательную активность детей, я следую посредством использования методов наблюдения за природными объектами и явлениями природы, игрового экспериментирования, труда в природе, рассматривания иллюстраций, чтения художественной литературы. Считаю важным, чтобы используемые методы соответствовали интересам детей, их познавательным возможностям, особенностям отношения к окружающему миру.
В нашей группе младшего дошкольного возраста, я проводила открытое занятие на тему: «Путешествие с капелькой», целью и задачей которой, являлось знакомство детей с одним из главных явлений в природе – водой, с её свойствами. В процессе образовательных игровых ситуаций я проводила опыты и игры- эксперименты, объясняла и показывала что вода прозрачная, но может окрашиваться в любой цвет, что при попадании воздуха в воде появляются пузырьки и она может производить звук - булькает. Чтобы помочь детям на эмоциональном уровне воспринять и лучше осознать осваимые представления о природных явлениях связанные с водой, я использовала аудиозапись «Звуки природы». Дети с интересом слушали звуки и активно узнавали, как течёт ручеёк, идёт дождь, ливень, грохочет гром и т. д.
Продолжая расширять представление о воде, дети самостоятельно и с моим участием поводили игры-эксперименты. Окрашивали воду, разливали в формочки для замораживания. Во время прогулки рассматривали разноцветные кубики льда, составляли различные постройки, собирали мозаику.
Во время прогулки, дети рассматривают снег, познают о том, что иногда снег бывает мягкий, пушистый, можно хорошо рассмотреть снежинки, а в морозную погоду снег рыхлый, мелкий. Но, тем не менее, ребята постарались утрамбовать снег в формочки и сделать куличи. Для знакомства и закрепления знаний у детей, о животных и их детё нышей я провожу в группе дидактические игры: «Большие и маленькие», «У кого кто родился?» Так же дети самостоятельно рассматривают книжку о животных, задают вопросы, например такие как: Почему у оленёнка совсем нет рожек? Почему у львёнка нет гривы? и т. д. Для формирования умения классифицировать и группировать хорошо знакомые предметы я провожу беседу о мебели, о посуде, об одежде, используя демонстративный материал, а для закрепления данной темы, проводим различные малоподвижные игры: «Кто быстрее подберёт одежду для малыша?», «День рождение Кати». Далее продолжаем развивать тему, например, о зимней одежде отражая в образовательной области – художественное творчество. Рисование- «Украсим варежку», аппликация- «Украсим шапки и варежки». Очень интересным и познавательным было проведено интегрированное занятие на тему : «Знакомство с транспортом». Цель данной образовательной деятельности – умение правильно называть транспорт и группировать на грузовой, легковой, воздушный. Ребята с удовольствием рассматривали картины с изображением некоторых частей машины (руль, кабина, кузов, колёса). Так же я показывала машины специального назначения - скорая помощь, пожарная, полицейская. Таким образом, дети расширяли свой кругозор, обогащали словарный запас.
В непосредственной образовательной деятельности –целевые прогулки, я знакомлю детей с некоторыми видами растений, деревьев растущих на нашем участке. (Берёза, рябина, клён, ель, туя, папоротник и т. д.)Играем в подвижную игру «Кто быстрее добежит до дерева». Наблюдаем с детьми за такими растениями, которые «зимой и летом – одним цветом».
Дети нашей группы часто любят играть с игрушками – «животный мир», «насекомые». Поэтому опираясь на интерес детей я решила сделать в групповой комнате мини –музей «Мир насекомых»часто Дети с удовольствием принимали участие в этом процессе, приносили из дома различные игрушки -насекомые, искусственные растения. В результате совместной продуктивной работы у нас получился красивый, познавательный уголок, мини-музей: «Мир насекомых».
Ребята в нашей группе любознательно относятся к различным камням, ракушкам, девочки любят собирать фантики от конфет. Мы собрали коллекцию стеклянных камней различной формы, ракушек, коллекцию фантиков, собрали гербарий, плоды деревьев (каштана, дуба, сосны). В непосредственной деятельности дети с интересом рассматривают эти коллекции, общаясь друг с другом, каждый описывает тот или иной предмет, и рассказывает свою историю связанную с этими предметами.
Данное содержание имеет и совместная деятельность с семьёй.
Родители интересуются жизнью детей в детском саду, я часто беседую с родителями об образовательных игровых ситуациях, которые проходят по расписанию, об индивидуальном подходе к данному ребёнку, о том, какой «познавательный досуг» нужен ребёнку. Родители внимательно прислушиваются к моим рекомендациям, и это отражается в детях. Илья и Ульяна рассказывали, как они проводили выходные дни, ходили в лес, наблюдали за белочками, обратили внимание на их яркий оранжевый окрас, кормили их. Маша рассказала, как она с сестрой и мамой ходили на пруд наблюдали за уточками. Ребёнок с огромным интересом делился с ребятами своим впечатлением о том, как утки, не боясь, подходят к людям, едят прямо из рук кормящих. Аня рассказывала, как она летом ездила на дачу и кормила маленького телёночка, а недавно она и мама ездили в парк кататься на лошадке.
Миша с интересом рассказывал, как он летом помогал маме собирать овощи с грядки.
Таким образом, наши родители принимают большое участие в воспитании и формировании у детей целостной картины мира.
В заключение данного содержания опыта работы, хотелось бы отметить, что меня радует достижение наших детей. Дети проявляют интерес не только к природным объектам, особенностям их жизни, испытывают радость от общения с животными и растениями как знакомыми, так и не знакомыми для них, но и с удовольствием включаются в поисковую исследовательскую деятельность познания природы как вместе с взрослыми, так и самостоятельно. Эмоционально откликаются на красоту природы, проявляют сочувствие попавшим в беду и обнаруживают стремление оказывать помощь.
Используемая литература.
«Детство»- примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова.
«От рождения до школы»- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М. А. Васильева.
Из личного опыта.