Ася Кузьмина
Направления работы с родителями по основам безопасности жизни детей.
▼ Скачать + Заказать документы
Направления работы с родителями по основам безопасности жизни детей.
К сожалению, многие родители, что бы обезопасить ребенка начинают запрещать все подряд: «не разговаривай с незнакомыми людьми», «не наступай на люки», «не трогай электроприборы». В результате ребенок прекрасно обучен тому, чего делать нельзя. А что делать, что бы быть в безопасности без родительского тотального контроля? Ответа на этот вопрос родительские инструкции в большинстве случаев не дают.
Публикация «Направления работы с родителями по основам безопасности жизни детей,» размещена в разделах
Родителям нужно помнить, что чрезмерная опека вредит ребенку, т. к. подавляет в нем самостоятельность и способность действовать в случае критической ситуации. Многие родители совершают большую ошибку, не отпуская от себя ребенка ни на шаг вплоть до подросткового возраста, полагая, что ребенок «повзрослеет» и тогда можно будет освободить его от своей постоянной опеки. Но практика показывает, что именно такие дети менее остальных способны позаботиться о своей безопасности, поскольку привыкли надеяться на родителей. Поэтому у дошкольников должна быть возможность осознания своего здоровьесберегающего поведения (важен опыт не пассивного объекта, а активного субъекта обеспечивающего собственную безопасность) .
Обучить детей безопасному поведению - это значит приучить их к определенному образу жизни, поэтому родители должны быть примером для своих детей. Все усилия-морализирования будут сведены на нет, если родители сами в повседневной жизни пренебрегают правилами безопасного поведения. Взрослые должны помнить, что их неравнодушие в правилам безопасности и обучение ребенка навыкам самопомощи может спасти ему жизнь.
Задачи проекта:
• Повышение компетентности родителей посредством включения в активные формы работы.
• Формирование культуры семейного безопасного поведения (способствовать формированию у родителей умений организовывать процесс воспитания в соответствии с требованиями безопасности, стимулировать самообразование родителей в этой области).
• Популяризация темы безопасности: подготовка буклетов, методических материалов.
Формы работы:
Тематические родительские собрания, тренинги, мастер-классы, семинары-практикумы с приглашенными экспертами. Эта форма работы включает в себя взаимодействие родителей и представителей служб, обеспечивающих безопасность. Особое внимание уделяется практическим навыкам, что позволяет не только обеспечить родителей знаниями, но и актуализировать их, проигрывать и включать в дальнейшую совместную творческую деятельность детьми.
Многие родители уверены, что чем чаще они напоминают ребенку правила поведения в определенных ситуациях, тем большая вероятность, что он их запомнит, и, конечно же, будет применять. Конечно, само объяснение правил в доступной форме - очень важная информация для ребенка. Но самое главное правило безопасности — это не только регулярно повторять, но и проигрывать ситуации вместе, тогда эти жизненно важные знания действительно будут служить надежной защитой от любых неприятностей.
Например, всем известно, что нужно делать при пожаре — вызывать пожарную службу по телефону «101» (или по единому номеру «112»). Это действие очевидно, но в реальности может ли ребенок это сделать? Владеет ли он навыком вызова экстренных служб (набрать номер и сообщить информацию и знает ли номера служб)? Поэтому, обладая знаниями и необходимыми навыками, полученными от экспертов, родители могут смоделировать ситуации в домашних условиях. К примеру, что делать, если подошел незнакомец или ты потерялся. Для самых маленьких дошкольников - это игры с куклами (например, кукла потерялась, куклу зовет незнакомец и т. д.) . Для детей постарше - проигрывание ситуаций и вариантов выхода из опасной ситуации (самопомощь), а так же рассказы о детях, которые правильно вели себя в опасной ситуации (чтение книг), рассуждения по вопросам: "А как ты поступишь, если" (моделирование вариантов ситуаций).
Студия «Моя безопасность» (занятия семейных групп в творческой студии) . В студии работа направлена на создание продуктов творчества (рисунки, коллажи, стихи, рассказы, поделки) на тематику безопасности. Работа в студии, кроме реализации творческих начинаний может стимулировать обмен опытом среди родителей (например, такие темы - безопасное поведения в домашних условиях; моя здоровая еда; фликер мой помощник на дороге (изготовление фликеров) и т. д.) .
Семейное выполнение замысла, участие в выставках группы и сада, обмен мнениями - все это приводит к закреплению материала по теме безопасности. Работы могут быть как семейные, так и общестудийные – например, создание папки-передвижки «дети за безопасность», где возможно в стихотворной форме создать рассказ на тему личной безопасности, сопроводив его рисунками, шаржами:
Не беру у незнакомца ни игрушек, ни конфет;
На чужие предложенья отвечаю смело «нет»!
Адрес свой и имя наизусть я знаю.
Незнакомым людям их не называю!
Обходить учите ноги
Крышки люков на дороге.
Проведение конкурсов, квестов, викторин, игротек, которые помогут в игровой форме закрепить с детьми и родителями основные знания о безопасности, а так же поиску выхода в нестандартных ситуациях. Взрослым необходимо помнить, что важно обучить ребенка максимальному набору компетенций безопасного поведения, но, к сожалению, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома. Нестандартные ситуации позволяет оценить как владение навыками, так и посмотреть на ситуацию с иного ракурса и замечать возможности, которые могут быть не видны в «стандартной» ситуации.
Участие родителей в данных мероприятиях будет способствовать воспитанию культуры безопасности:
• воспитание мотивации к безопасности (мое поведение оберегает меня от опасности) ;
• готовность к эстетическому восприятию и оценке действительности (усвоение норм и ценностей, включая моральные и нравственные ценности и планирование своей деятельности на их основе) ;
• психологическая подготовка к безопасному поведению (развитие таких интегративных качеств личности, как любознательность, активность, самостоятельность).
Таким образом, любое правило безопасности должно быть осознано и принято ребенком — только тогда оно станет действенным регулятором его поведения: это (правило) должно выполняться неукоснительно, так как от этого зависит мое их здоровье и безопасность! Главными приемами формирования навыков безопасного поведения у детей является тренировка и практическое обучение правилам целесообразных действий, а так же ежедневный пример родителей.