Татьяна Алекберова
Опыт работы детского сада по знакомству с традиционными ремеслами семейских Забайкалья
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по знакомству с традиционными ремеслами семейских
в соответствие с реализацией программы по приобщению детей дошкольного возраста к культуре семейского народа.
Выполнила: Алекберова Татьяна Ивановна, старший воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ детский сад №161 "Ёлочка" г. Улан-Удэ
.Пояснительная записка
Публикация «Опыт работы детского сада по знакомству с традиционными ремеслами семейских Забайкалья» размещена в разделах
- Забайкальский край
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Программа по приобщению детей к культуре семейских Забайкалья – это планомерный процесс воспитания и образования детей дошкольного возраста, и, в соответствие с реализацией программы наш детский сад выбрал одно из направлений по художественно-эстетическому воспитанию детей – знакомство с ремесленной культурой семейских Забайкалья. Непосредственно с изготовлением керамических изделий, основами гончарного дела, ткачеством и плетением.
Программа позволяет решать задачи следующих образовательных областей.
Познавательное развитие: формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах предметного мира семейских (домашняя утварь, орудия труда, убранство дома).
Речевое развитие: владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря.
Художественно-эстетическое развитие: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания предметов культурного наследия семейского народа (словесного, изобразительного, прикладного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающим предметам, миру. Реализация самостоятельной творческой активности детей.
Как известно, культура семейских богата и разнообразна обычаями, традициями, укладом жизни. Воспитанием детей занимались женщины и трудовое воспитание стояло на первом месте. Семейские женщины были мастерицами на все руки. Среди всех домашних занятий особое место занимали ткачество и прядение.
Мы в детском саду на занятиях с детьми стараемся больше узнать об особенностях жизни семейских, изучать технологии ткачества и прядения, непосредственно трудовую деятельность-гончарное дело и изготовление керамических изделий, чему и учим детей, родителей, и показываем на культурных практиках, практико-ориентированных событиях, мастер-классах.
Мастер-классы по ремесленным культурам разработаны педагогами ДОУ и рассчитаны на детей старшего возраста, могут использоваться при организации вариативных форм работы в дошкольной образовательной организации – кружки, мастерские, культурные практики, студии, музейные лаборатории.
Еще одна особенность нашего детского сада – это применение музейной педагогики в целях приобщения детей к культуре семейских. В музее «Семейская горница» создана соответствующая предметно-пространственная среда – убранство семейской избы, где дети методом погружения в быт и культуру занимаются искусством создания своих небольших шедевров ремесленного дела.
Цель: познакомить детей дошкольного возраста с историей, традициями, культурой семейского народа. Дать начальное представление о традиционных ремеслах семейских.
Задачи:
Образовательные
1. Привлечь детей к активной работе по изучению традиционных ремесел семейского народа (ткачество, плетение, гончарное дело, керамические изделия).
2. На основе материалов музея «Семейская изба» формировать умения распознавать связь реалий современного труда и быта с предметами старинного крестьянского обихода.
3. Обогащать речь детей, расширять и активизировать словарь.
Развивающие
1. Развивать познавательные, художественные и творческие способности.
2. Развивать интерес к предметам прошлого и настоящего, осознание их культурной преемственности.
Воспитательные
1. Формировать чувство любви к родной земле, уважение к традициям народа и людям труда (народным умельцам).
Технологическая карта
мастер-класса для педагогов и детей старшего дошкольного возраста
«Керамическая мастерская».
Тема: «Лепка семейского цветка».
Возрастная группа: педагоги ДОУ, дети старшего дошкольного возраста, родители.
Форма совместной деятельности: мастер – класс
Цель: знакомство с технологией пластовой лепки из глины и отработка практических умений педагогов при работе с глиной.
Задачи:
Образовательные
. познакомить участников мастер-класса материалом для лепки изделий - глиной;.
. показать особенности работы с глиной;
. научить практическим приёмам работы с глиной пластовым способом;
. показать технику лепки семейского цветка.
. обогащать речь детей образными выражениями, пословицами, поговорками.
Развивающие
. закреплять навыки лепки.
. развивать умение применять знания о колористике, выполняя творческие задания.
. развивать самостоятельность при выборе материалов для работы.
Воспитательные
. приобщать детей к истокам народной семейской культуры – домовой росписи.
. воспитывать трудолюбие, усидчивость, бережное отношение к предметам старины.
. вызвать желание к творчеству в работе.
Тип мастер-класса: Изучение новой технологии.
Оснащение:
- рабочее место участников мастер-класса;
- набор формочек для вырезания разной формы;
- влажные тряпочки;
- листы бумаги;
- целлофан;
- маленькие скалки.
Материал: глина.
Наглядные пособия:
- готовые изделия – семейские цветы.
- образцы семейской росписи,
- керамические изделия.
Этапы мастер-класса
1. Организационный этап.
2. Актуализация темы мастер-класса.
3. Знакомство с материалом (глиной).
4. Практическая работа изготовление семейского цветка.
5. Итог
6. Рефлексия
Ход проведения мастер-класса
Этапы мастер-класса Содержание деятельности ведущего Содержание деятельности слушателей
Организационный этап
Организация педагогов,
установка на
предстоящую
деятельность. Приветствие:
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема нашего сегодняшнего мастер-класса «Лепка из глины пластовым способом семейского цветка». Вначале, я бы хотела спросить у Вас, как Вы думаете, для чего нужно создавать керамические изделия? Где вы их видели, для чего они предназначены? К какой образовательной области Вы отнесли бы данную деятельность в ДОУ? (ответы)
На этот вопрос невозможно ответить однозначно, ведь Вы все правы. Технология лепки семейского цветка пластовым способом из глины - это один из способов декоративно-прикладного искусства, который распространён в русской, семейской культуре. И мне хотелось бы поделиться своим опытом с Вами. Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая ведущему в организации мастер-класса.
Актуализация темы
Постановка проблемной задачи и ее выбор формы деятельности для ее решения. Говоря о культуре семейского народа, надо отметить о трудолюбии семейских, о том, что почти всю домашнюю утварь, элементы для украшения дома, усадьбы, хозяйки делали сами, своими руками. В настоящее время, время высоких технологий, изобретении новых видов материалов для декора, о глиняных изделиях начали забывать. Просматривают презентацию, слушают.
Ознакомление с материалом
Создание условий
для разнообразной
активной
деятельности педагогов.
Актуализация
имеющихся у них
знаний. Рассматривание глины, поделок из глины, рассказ о керамике.
КЕРА МИКА (от греч. – гон-чарное искусство, глина) Для изготовления керамических изделий используется природ-ное сырьё -глины и их смеси, природные минералы.
Глина - это великолепный поделочный материал, природный, экологически чистый, благотворно влияет на кожу рук.
Глина, как и всякий другой материал, имеет свои свойства. Это – пластичность, пористость, огнеупорность. Участники смотрят презентацию и по ходу просмотра задают интересующие вопросы, касающиеся применения данной технологии.
Практическая работа. Обмен опытом, передача способов деятельности, при активной роли всех участников.
Создание условий для включения всех участников мастер-класса в активную деятельность. Вся работа построена на поэтапном показе выполнения практической работы с одновременным объяснением.
1 Берем кусок глины, придаем глине форму лепешки.
2 Кладем на лист бумаги, накрываем глину целлофаном, раскатываем скалкой примерно 8 мм.
3 Затем берем форму для цветка большого размера и вырезаем фигуру. Остатки глины убираем.
4 Выбираем форму меньшего размера и нажимаем, но не до конца. Получился узор.
5 Делаем дырочку для протягивания нити.
6 Края изделия слегка загибаем. Выполнение задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного.
Итог Ну, а теперь, предлагаю посмотреть результат нашей работы.
Какие красивые необычные получились изделия цветы, каждое изделие не похоже друг на друга
Да, технология не очень сложная и вы на себе убедились, насколько это интересный, необычный процесс.
Готовые работы ставим для просушки.
Обмен мнениями. Участники мастер-класса просматривают готовые изделия.
Участники мастер-класса вносят свои предложения, идеи по вариативности применения данной технологии.
Рефлексия
Анализ работы, выполненной участниками Дискуссия по результатам совместной деятельности.
На этом мастер-классе мы познакомились с особенностями работы с глиной. Научились лепить семейский цветок, состоящий из несложной формы.
Следующим этапом для наших изделий будут:
- сушка в естественных условиях (особенности сушки – не под прямыми солнечными лучами, без перепада температуры).
- роспись цветка акриловыми красками традиционной семейской росписью.
-.
Уважаемые коллеги. От меня огромная благодарность за проявленную активность и интерес к теме. У меня от работы с Вами остались только положительные эмоции. Всем спасибо. Самоанализ участников по поводу деятельности на мастер-классе.
Заключительное слово ведущего мастер –класса по всем вопросам и предложениям.
Технологическая карта
мастер-класса для педагогов и детей старшего дошкольного возраста
Ткачество на мини станочках
в рамках деятельности музейной лаборатории ДОУ.
Возрастная группа: педагоги ДОУ, дети старшего дошкольного возраста, родители.
Форма совместной деятельности: мастер – класс на базе музея семейской культуры
Предварительная работа :
Разучивание семейских пословиц и поговорок о трудолюбие и лени, подвижные игры «Челночок», «Ручеёк».
Цель: знакомство с технологией плетения на мини-станочках
Задачи:
Образовательные
. познакомить с техникой выполнения ткачества на мини станочках.
. учить создавать узор, используя цветную пряжу.
. обогащать речь детей образными выражениями, пословицами, поговорками.
Развивающие
. продолжать знакомить с атрибутами семейского народного быта : прялка, ткацкий станок с элементами семейского народного костюма.
. закреплять навыки художественного ткачества.
. развивать умение применять знания о композиции, выполняя творческие задания.
. развивать самостоятельность при выборе материала для работы.
Воспитательные
. развивать эстетический вкус, мелкую моторику.
. приобщать детей к истокам народной семейской культуры, фольклору.
. воспитывать трудолюбие, усидчивость, бережное отношение к предметам старины.
Участники: дошкольники, родители, педагоги ДОО.
Тип мастер-класса: Изучение новой технологии.
Оснащение:
- рабочее место участников мастер-класса,
- одноразовые тарелочки,
- пряжа разных цветов,
- ножницы,
- игла (пластиковая палочка для кофе).
Материал: пряжа
Наглядные пособия:
- готовые изделия – коврики
Этапы мастер-класса
1. Организационный этап.
2. Актуализация темы мастер-класса.
3. Знакомство с технологией плетения на мини-станочке
4. Практическая работа изготовление коврика
5. Итог
6. Рефлексия
Ход проведения мастер-класса
Этапы мастер-класса Содержание деятельности ведущего Содержание деятельности слушателей
Организационный этап
Организация педагогов,
установка на
предстоящую
деятельность. -Здравствуйте ребята, мы пришли к вам в гости. А вы догадались, кто мы, костюмы какого народа на нас? Правильно – это народный семейский костюм. А вы любите путешествовать? Да? Тогда приготовьтесь, сейчас мы с вами отправимся в прошлое… А поможет нам в этом наш старинный сундучок. Этот сундук передала нам наша мама, а маме бабушка, а бабушке прабабушка и так далее. Сундук очень старинный. Хотите заглянуть в наш сундучок?
Звучит волшебная музыка.
Посмотрите, ребята, здесь какие-то тарелочки, пряжа, иголочки.
Мы догадались! Это же мини-станочки и пряжа для ткачества. Я вспомнила, мне бабушка рассказывала, что давным-давно, когда она была молодой – все девушки в округе занимались ткачеством на больших ткацких станках.
Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая ведущему в организации мастер-класса.
Актуализация темы
Постановка проблемной задачи и ее выбор формы деятельности для ее решения. Мудрость и талант народных мастеров живет в веках, передавая из поколения в поколение. И у нас с вами появилась возможность прикоснуться к истокам старинных традиций русских мастеров – ткачей.
А вы знаете ребята, раньше в старину не было пряжи, а использовали разные материалы: лубяные волокна, стебли растений, полоски меха животных, даже использовали человеческие волосы. Все эти материалы готовили хозяйки для плетения, вязания. Ну и ниток тоже не было, тогда волокна стали вытягивать в одну ниточку (прясть) и сматывать в клубок, а руками это было тяжело.
Вот тогда и придумали прялку, посмотрите, на каких прялках работали наши бабушки, из какой пряжи пряли нитки, можете ее потрогать, пощупать, эта пряжа еще называется шерсть, ее брали у животных (овцы).
А потом придумали станочки для ткачества и назвали их ткацкий станок, и на нем ткали руками, и называлось – это ручное ткачество. У нас тоже есть ткацкий станок, давайте его рассмотрим на фотографии.
Ребята, а как называют людей, которые работают на ткацком станке (ткачи – ткачихи) в основном на них работают женщины. Сегодня мы работать будем на самодельных станочках, видимо большие станки не вошли в сундук.
Просматривают презентацию, слушают.
Ознакомление с материалом
Создание условий
для разнообразной
активной
деятельности педагогов.
Актуализация
имеющихся у них
знаний. Посмотрите, у нас в сундучке находятся клубочки пряжи, из которых мастера – ткачи, ткали полотно.
Ткацкий станок смастерим из пластиковой тарелочки. По ее краю делаем равномерные надрезы ножницами, через которые натягиваем пряжу, зацепляясь за зубчики. Чем больше диаметр тарелочки, тем больше получится коврик.
Участники смотрят презентацию и по ходу просмотра задают интересующие вопросы, касающиеся применения данной технологии.
Практическая работа. Обмен опытом, передача способов деятельности, при активной роли всех участников.
Создание условий для включения всех участников мастер-класса в активную деятельность. Когда основа будет готова, приступаем к процессу ткачества. Для этого используем обычную пряжу (детям предоставляется выбор цвета). Если необходимо поменять цвет нити, просто завязываем узелком хвостик старой и новой нити и продолжаем работу дальше.
Давайте попробуем соткать коврики. Проходите, пожалуйста, за ваши станочки и начинайте ткать. (Самостоятельная работа детей и помощь мастерицы, звучит тихая музыка).
Когда работа окончена, можно готовый коврик снять с «зубчиков». Симпатичный коврик своими руками готов.
Выполнение задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного.
Итог Ну, а теперь, предлагаю посмотреть результат.
Какие коврики получились красивые, яркие, теплые, куда же мы их положим.
Вот и подошло к концу наше путешествие во времени, в прошлое. Вам понравилось?
Обмен мнениями. Участники мастер-класса просматривают готовые изделия.
Участники мастер-класса вносят свои предложения, идеи по вариативности применения данной технологии.
Рефлексия
Анализ работы, выполненной участниками Дискуссия по результатам совместной деятельности.
На этом мастер-классе мы познакомились с особенностями работы на мини-станочках. Научились ткать как настоящие семейские мастерицы.
Ребята, давайте подумаем, для чего могут пригодиться ваши изделия, коврики?
Ответы детей.
Да, их можно подарить, можно постелить в макет «Семейская изба», можно для кота сделать подстилку…
Молодцы, вы сегодня показали настоящее умение мастерство рукоделия. За ваш труд мы подарим вам клубочки шерсти, выбирайте кто какой цвет хочет.
До свидания, до встречи!