Елецкова Яна
Опыт проведения «Дня самоуправления» как инновационной формы работы с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Использование нетрадиционных форм работы с родителями воспитанников детского сада способствует более эффективному взаимодействию педагогов с родителями, их профессиональному сближению. Много зависит в этом вопросе именно от семьи. Отношение к детскому саду у всех родителей не однозначно. Многие считают, что работа воспитателей не представляет ничего сложного. Другие родители удивляются, как можно справиться с таким количеством детей, организовать, научить, воспитать, развлечь. Третьи – просто возлагают всё на дошкольное учреждение, успокаивая себя мыслью, что «детский сад обязан всему научить». Интересуются только питанием, и, считают, что воспитатели осуществляют только присмотр за детьми. Вот и возникла у нас такая идея – провести «День родительского самоуправления». Помочь понять родителям необходимость сотрудничества ДОУ и семьи.
Публикация «Опыт проведения „Дня самоуправления“ как инновационной формы работы с родителями» размещена в разделах
- День самоуправления в детском саду
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
(Переход к новой форме отношений родителей и педагогов делает педагогический процесс гибким и свободным.)
Цель:
Привлечь родителей к воспитательно - образовательному процессу в ДОУ через инновационную форму.
Зарождение новой традиции ДОУ – День родительского самоуправления.
Задачи:
1. Повысить педагогическую культуру родителей.
2. Расширить представления родителей о профессиональной деятельности сотрудников ДОУ.
3. Укрепить партнерские отношения между ДОУ и родителями.
4. Подготовить родителей-участников к Дню самоуправления – предоставить информацию о НОД, дать рекомендации по использованию различных методов и приёмов для проведения режимных моментов, занятий, прогулок.
5. Привлечь детей подготовительной к школе группы к участию в рамках мероприятия проекта «День самоуправления».
Участники: педагог, родители, дети.
Срок реализации проекта:
Тип проекта: социальный, краткосрочный
Распределение обязанностей:
Педагог – подготовка участников к Дню самоуправления (познакомила родителей с режимом дня, комплексом утренней гимнастики, с организацией НОД и режимных моментов, с организацией совместной деятельности (дидактические и подвижные игры).
Родители – проводят утренний прием, утреннюю гимнастику, режимные моменты, НОД, прогулку, дидактические и подвижные игры.
Дети – участвуют в мероприятиях в рамках проекта «День самоуправления».
1 этап: Подготовительный.
1. На родительском собрании я предложила родителям провести «День родительского самоуправления».
2. Совместная подготовка воспитателя и родителей - участников к проведению мероприятия (индивидуальные встречи с родителями :
Петрошенко Е. Н., Бардин Д. В., Безлатнева Л. К., Лоншакова О. В. -).
провела ряд консультаций по темам: «Организация режимных моментов», «Утренняя гимнастика и методика ее проведения», «Методика физического воспитания»
3. Проведение инструктажа для родителей – участников мероприятия по охране жизни и здоровья детей, по технике безопасности, ППБ.
2 этап: Основной.
Проведение «Дня самоуправления».
Каково же было удивление детей, когда вместо воспитателя на пороге их ждали родители. С начала рабочего дня воспитатели – родители воспитанников старшей группы, активно включились в педагогическую деятельность. Все режимные моменты – приём детей, утренняя гимнастика, непосредственно образовательная деятельность, прогулка, подвижные, дидактические и сюжетно-ролевые игры соответствовали плану образовательного процесса на данный день. Но все эти режимные моменты проводили не педагоги, а родители. Родителям представилась уникальная возможность побывать на месте воспитателя и посмотреть на жизнь детского сада «изнутри».
Утреннюю гимнастику проводила мама Есении- Петрошенко Елена Николаевна. (индивидуальный предприниматель. Мама двоих детей. Увлекается сыроедением). Утреннюю гимнастики и проведение подвижных игр выбрала сама, т. к. близка тема спорта.
Ответственность за физкультурное занятие взял на себя Бардин Дмитрий Викторович, с большим интересом выбрал для себя это направление, т. к сам увлекается спортом и привлекает к этому своего младшего сына Артемия. Семья Бардиных вообще очень активная и спортивная. Много времени проводят на природе и предпочитают активный отдых. Когда я представляла воспитанникам нашего гостя, Артемий был очень рад и удивлен, для него это было большим сюрпризом. А как сверстники отреагировали: они наперебой шептались: «Артемий это твой папа!» Артемий был очень горд!
Артикуляционную гимнастику к нам пришла проводить мама Арсения. Лоншакова Ольга… (мама двоих детей) Ольга сама выбрала эту тему, т. к дома занимается с детками. Поэтому эта часть режимных моментов прошла очень грамотно и деткам очень понравилось.
Каково же было удивление детей, когда пробуждение осуществляла Безлатнева Лидия Константиновна. (продавец в магазине. Один ребенок в семье). Спросонья даже не поняли в чем дело. А потом с интересом, слушали и выполняли все ее указания, а именно гимнастику пробуждения, хождение по массажным коврикам. Лидия Константиновна помогла деткам одеться, привести себя в порядок. Почитали с детками сказки, поиграли, в ожидании ужина.
Дети с любовью и благодарностью смотрят на своих родителей, которые так много умеют и знают, которые раскрываются совершенно с иной стороны, нежели дома.
О своих ощущениях от прошедшего дня родители поделились с нами в интервью. Те родители, которые были в роли воспитателей, инструкторов по физическому воспитанию устали, этот день помог им понять важность этой профессии, всю его сложность и проблемы, и конечно восторг от эмоций, которые получили от общения с детьми. Но работать в качестве воспитателя не пожелали.
Эта форма работы была важна для всех : для меня, как воспитателя группы, для родителей и детей. Воспитателям, из числа родителей представилась возможность погрузиться в воспитательный процесс, почувствовать важность и ответственность педагогического процесса. И изнутри посмотреть на деятельность педагогов и всего персонала детского сада. Они смогли увидеть своего ребенка, как он ведет себя в коллективе, как складываются взаимоотношения у него с другими детьми. Такая связь между детским садом и семьей идет на пользу детям, а родителей превращает в первых помощников воспитателей.
3 этап: Заключительный.
Проведенное мероприятие показало, что:
– расширились представления родителей о профессиональной деятельности сотрудников ДОУ, сформировалось понимание значимости данной профессии и уважение к труду воспитателя;
– укрепились партнерские отношения между детским садом и родителями;
– повысилась педагогическая культура родителей (имеют представления об особенностях детской возрастной психологии, владеют элементарными знаниями, как организовать свободное время детей);
– произошло сближение и объединение педагогов с родителями по вопросам воспитания детей.
Таким образом, использование нетрадиционных форм работы в детском саду обеспечивает психолого-педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей
Методическое обеспечение проектной деятельности:
Комплексно – тематическое планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – подготовительная к школе группа.
Ожидаемый результат:
– Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что детский сад всегда поможет им в решении педагогических проблем. Педагоги получили понимание со стороны родителей. В результате взаимодействия родителей и педагогов дети получили возможность находится в психологически-комфортных условиях, как в детском саду, так и дома (единство требований и поощрений);
– Родители проявили самостоятельность. Начали понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;
- Повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствует развитию их творческой инициативы.
Вывод: В ходе проведенной работы ожидаемые результаты были достигнуты.
Перспектива: По итогам работы мы определили дальнейшие планы
• В ходе организационного этапа увеличить время обучения родителей.
• Привлечь больший процент родителей.
• Увеличить количество «Дней самоуправления» в течение года
Отзыв помощника воспитателя
Сложно провести такое мероприятие в детском саду. Ни на минуту нельзя их оставить без присмотра воспитателя. А интересы у всех разные. Каждому нужно предложить занятие по душе. Увлечь игрой. Но некоторые охотно согласились. Могу сказать, родители замечательно справились. Детей нисколько не смутило присутствие родителей. Они так же были активны и помогали новым «воспитателям». Выполняли все задания с радостью. Думаю, что этот день запомнится ребятам надолго, как родителям и воспитателям.
Отзывы родителей о проведенном «Дне самоуправления».
-Очень понравился день! Впечатления только положительные. Но – сложно. Детки уже большие. Не думала, что каждый режимный момент требует особой подготовки. Но дети помогли, когда я растерялась вначале. Все ошибки будут учтены, если вдруг мы попробуем ещё раз. Спасибо воспитателям.
-Тяжело было. Очень трудная работа у воспитателей. Многие считают, что дети в саду только играют, рисуют, спят и кушают. Оказывается, что здесь с детьми действительно работают, развивают и укрепляют здоровье. Мне было очень интересно быть дублером воспитателя. Я проводил физкультурное занятие. Теперь я понял, что это не простая работа, нужно все подготовить, успеть, все запомнить и относиться к своей работе творчески. Сколько подготовки и времени! Ведь именно в детском саду и происходит формирование личности. Формируются первые навыки. И воспитатели играют очень большую роль в жизни наших детей. Спасибо им!