Анастасия Олеговна Бондарчук
Опыт применения здоровьесберегающих технологий с использованием нестандартного оборудования для детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Актуальность.
Проблема воспитания здорового ребенка сегодня актуальна как никогда ранее. Современное общество нуждается в здоровом поколении, поэтому политика нашего государства направлена на сохранение здоровья детей и является одним из приоритетов. Наибольшую тревогу специалистов вызывают дети раннего и дошкольного возраста, уровень заболеваемости которых за последние годы возрос. Наукой доказано, что именно в детские годы у человека закладываются все виды здоровья (психическое, физическое, нравственное и др.)
Публикация «Опыт применения здоровьесберегающих технологий с использованием нестандартного оборудования для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье, валеология. Игры, дидактические пособия
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Согласно статистическим данным 70% детей дошкольного возраста в России посещает дошкольные учреждения. Поэтому вопросы сохранения и укрепления здоровья детей являются одной из приоритетных задач в работе дошкольных учреждений и регламентируются рядом нормативно-правовых актов (Закон РФ «Об образовании», Концепция дошкольного воспитания, ФГОС и др.).
Действующие на данный момент требования общественной жизни предполагают продолжение увеличение информационной нагрузки и усложнение образовательных программ, предназначенных для детей дошкольного возраста. Перед дошкольными работниками встает задача поиска путей сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Использование нестандартного оборудования позволяет быстро заинтересовать ребенка, сформировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям, а также обеспечивает активную двигательную деятельность детей в течение всего дня. Такое оборудование легко трансформируется в зависимости от тематики занятия, игры, или исходя из тех задач, которые решает педагог в данный момент времени при минимальной затрате времени: дорожки разной ширины со следами, которые можно разложить в различном порядке и направлении, шнуры и дуги для подлезания, оборудование для метания, оборудование для развития мелкой моторики рук и т. д.. Кроме того, оно может позволить обойтись без существенных материальных затрат, что весьма важно в наше время.
Длительность работы над опытом :2013-2014
Новизна представляемого педагогического опыта.
Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в оздоровительной деятельности :
-внедрение новых здоровьесберегающих технологий с использованием нестандартного оборудования, доставляющее детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных пособий, которые удивляют своей непредсказуемостью.
-использование ИКТ совместно с нестандартным оборудованием для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни.
Цель: расширение диапазона используемых в ДОУ здоровьесберегающих технологий для сохранения и укрепления здоровья детей.
В соответствии с поставленной целью обозначены следующие задачи:
1. Обеспечить всестороннее и гармоничное развитие физических качеств дошкольников.
2. Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.
3. Привить детям и родителям навыки укрепления и сохранения здоровья, формировать потребность в здоровом образе жизни.
4. Повысить уровень оздоровительной работы в детском саду и дома.
Характеристика противоречий, которые привели к постановке проблемы.
Выделю несколько, на мой взгляд, существенных противоречий:
между биологической и социальной программами развития человека;
между монопредметным обучением и необходимостью применения интегративных знаний;
между необходимостью в ходе обучения перерабатывать все больший объем информации и ухудщающимся состоянием здоровья детей.
Формулировка проблемы, выведенной на основе названного противоречия.
Как при современной системе дошкольного образовательного учреждения, наполненной большим количеством различных направлений подготовки ребенка, вектор которых в основном направлен на развитие интеллектуальной сферы дошкольника сохранить и укрепить здоровье детей?
Обеспечение.
Методическое обеспечение: : журналы «Дошкольная педагогика»; журналы «Дошкольное образование»; учебно-методическое пособие М. А Правдова «Организация физкультурно- оздоровительной работы в детском саду».
Диагностическое обеспечение: паспорт здоровья детей, табель заболеваемости, анкеты для родителей.
Материально-техническое обеспечение : нестандартное оборудование, заводские спортивные пособия, музыкальный центр, мультимедийное оборудование.
Содержание этапов опыта :
1 этап 2 этап 3этап
1. Входная диагностика физического развития детей, изучение заболеваемости и группы здоровья детей.
2. Анкетирование родителей по теме оздоровления детей средней группы.
3. Изготовление нестандартного оборудования.
1. Проведение комплекса оздоровительно-воспитательных мероприятий.
1. Итоговая диагностика физического развития, мониторинг заболеваемости детей с предыдущим годом.
2. Планирование работы по проекту на следующий учебный год, с внесением новых закаливающих мероприятий и подбор методов и форм работы по оздоровлению детей.
.
На 1 этапе, в начале учебного года, совместно с инструктором по физической культуре и врачом-педиатром, был проведен мониторинг физического развития и группы здоровья детей. Все полученные данные записываются в «Паспорт здоровья», который имеет каждый ребенок в группе. (Приложение 1).
Для изучения оздоровления детей в семье мы использовали анкеты для родителей. (Приложение 2). Анкетирование проводилось в сентябре месяце. В опросе участвовало 12 человек. Данные анкет показали, что физическое воспитание в семье проводится в основном в выходные дни, родители имеют не достаточное представление о том, как можно проводить оздоровление детей в домашних условиях.
Совместно с педагогами и родителями было изготовлено нестандартное оборудование.
На 2 этапе реализации опыта проводился комплекс оздоровительных мероприятий с использованием нестандартного оборудования. Для расширения знаний и умений воспитанников, поддержания интереса к занятиям по физической культуре, снижения заболеваемости среди дошкольников реализовалась модель двигательного режима с использованием нестандартного оборудования в течение дня, проводились туристические походы, соревнования и спортивные праздники.
Реализация комплекса оздоровительно-воспитательных мероприятий с дошкольниками (в течение года, с использованием нестандартного оборудования).
Мероприятия
1. Утренняя гимнастика «Доброе утро» ежедневно
2 День здоровья «Калейдоскоп здоровья». (интегрированное познавательно-оздоровительное мероприятие) один раз в неделю
3. Праздник «Здоровая семья – здоровая страна»
(спортивный праздник с участием родителей) Четыре раза в год а рамках «Недели здоровья»
4. Реализация модели двигательного режима в течении дня (физкультминутки, игры и др.) ежедневно
5. Профилактические мероприятия (пальчиковая гимнастика, гимнастика пробуждения, занятия по профилактике плоскостопия). ежедневно
6. Конкурс «Чудесный коврик» (изготовлений пособий с использованием нестандартного оборудования, совместная деятельность родителей и детей). один раз в год
Родителям предлагались физкультурные занятия-практикумы, консультации, беседы, участие в совместных мероприятиях. Был проведен мастер класс для родителей по использованию нестандартного оборудования для оздоровления детей. Мамы и папы стали активными участниками изготовления нестандартного оборудования. Участие родителей, воспитателей и детей в разработке и конструировании нестандартного оборудования было полезно для сплочения детей и взрослых, а также способствовало интеллектуальному и творческому развитию детей. Был проведен конкурс : «Чудесный коврик».
3 этап включает в себя анализ эффективности реализации опыта, путем определения состояния здоровья воспитанников, сформированности мотивации к здоровому образу жизни детей и родителей, итоговую диагностику физического развития. Мониторинг диагностических исследований показал, что произошла позитивная динамика, характеризующаяся снижением заболеваемости.
Результативность опыта, достигнутые эффекты.
При рассмотрении графика и таблицы уровня заболеваемости воспитанников группы «Белочка» можно отметить следующее:
В 2013-2014 г. (младшая группа) в начале учебного года зафиксировано небольшое повышение процента заболеваемости (10-12%, что связано с адаптационным периодом у детей. В конце первого полугодия, в декабре, во время эпидемии вирусных заболеваний, значительно повышается уровень заболеваемости до 28%. В конце учебного года наблюдается положительная динамика снижения уровня заболеваемости детей в группе.
Таблица уровня заболеваемости воспитанников группы «Белочка»
Учебный год Уровень заболеваемости в процентах по месяцам
сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май
2013-2014 10 12 11 28 - 12 11 8 6
График уровня заболеваемости воспитанников группы «Солнышко»
При анализе таблицы и диаграмм по количественным показателям группы здоровья можно отметить :
1. 2013-2014 учебный год – с первой группой здоровья -52% (8 детей, чуть меньше со второй группой – 36% (6 детей) и 2 ребенка с третьей группой здоровья (12%).
2. 2014 – 2015 год с первой группой здоровья 47% (детей). Это же количество 47% детей и со второй группой здоровья. Третью группу у одного ребенка (6%). Ребенок перешел с третьей группой здоровья на вторую.
Исходя из данных таблицы, диаграммы видно, что серьезных количественных изменений по группам здоровья не наблюдается.
Группа здоровья 2013/2014 2014/2015
Первая 52% (8 чел) 47% (7 чел)
Вторая 36% (6 чел) 47% (7 чел)
Третья 12% (2 чел) 6% (1 чел)
Диаграммы по группам здоровья воспитанников группы «Белочка»
2013-2014 2014-2015
При сравнение показателей физической подготовленности детей младшей группы на начало и конец учебного года можно отметить позитивную динамику развития детей.
Проведенная работа позволила добиться положительной динамики в снижении заболеваемости у детей. Позволила расширить знания родителей по оздоровлению детей в семье. Использование нестандартного оборудования, в сочетании с закаливающими процедурами, оказали хорошее влияние на развитие физических качеств и укрепления здоровья детей.