Елена Гулай
«Опыт применения личностно-ориентированного подхода в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Индивидуумом рождаются. Личностью становятся.
Индивидуальность отстаивают"
Сегодня дошкольное образование стало ступенью и начальным звеном в системе общего образования. А значит дошкольное образование есть первый этап формирования личности ребёнка, где большая ответственность возлагается на педагога, семью и окружение.
Дошкольное детство - это благотворный период каждого ребёнка во время которого очень быстро формируются физические и психические качества, которые становятся определяющими его как человека в будущем.
Публикация «„Опыт применения личностно-ориентированного подхода в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
Мы живём сейчас в такое время, когда общество пересматривает ценности по отношению к человеку, педагоги перестраивают сложившуюся систему образования и систему воспитания.
Термин «личностно-ориентированный подход» получил в настоящее время среди педагогической общественности широкое распространение.
Главное в данном подходе - это ребёнок со своей индивидуальностью, неповторимостью, природным даром, а не напичканный человечек знаниями, умениями и навыками на пороге к школе.
Главная задача воспитателя - развивать личность ребёнка:
самостоятельного и инициативного,
с позитивным отношением к миру,
умело взаимодействующего со сверстниками и взрослыми,
с развитым воображением,
достаточно владеющим устной речью и предпосылками грамотности,
развитой крупной и мелкой моторикой,
с волевыми усилиями (уметь сидеть и слушать) через дидактическую и сюжетно-ролевую игру,
любознательным,
начальными знаниями о себе, природном и социальном мире, имеющий элементарные представления из области естествознания, математики, истории.
Вот такой ребёнок должен сесть за парту 1 класса, а учителя продолжат дальше развивать его как личность и получать от него на уроках предметные и межпредметные результаты.
Личностный подход, я считаю, основан как на личности ребёнка, так и на личности педагога. Главные качества воспитателя — это доброта, уважительное отношение к детям. Педагог должен заботиться о развитии ребёнка, верить в него, понимать его, видеть мир его глазами, стать старшим товарищем для него.
Невозможно выстроить личностно-ориентированный подход, если сам педагог не будет владеть достаточными знаниями из области педагогики, психологии.
И для воплощения такой идеи личностно-ориентированного подхода необходимо создать условия развивающей среды для полного проявления личностных качеств ребёнка, его индивидуальности.
Дети, которые посещают детский сад, накапливают богатый опыт как эмоциональный, так и практический по взаимодействию со взрослыми и со сверстниками. Такой опыт ребёнок накопит, я считаю, если в своей группе педагог создаст развивающую предметную среду.
Так что же такое развивающая предметная среда и посредством чего её можно создать? Прежде всего, это естественная уютная обстановка, которая разумно организованна и окружена различными предметами, игрушками, играми, а также грамотно оформлена.
Только тогда можно и организовать совместную деятельность детей с учётом их интересов. В результате появляется возможность реализовать свои потребности, проявить стремление к творчеству.
Каждый раз, готовясь к встрече с детьми, я продумываю то, чем я сегодня удивлю своих ребят, как я выстрою с детьми отношения, что им будет интересно и полезно с учётом их интересов и потребностей. Могу смело утверждать, то дети без усилий овладевают знаниями, если они представлены в доступной, интересной и игровой форме с учётом возрастных возможностей, интересов детей. В своей работе я систематически применяю самые разнообразные формы работы с детьми:
индивидуальная (самостоятельная работа ребёнка или работа со взрослым,
в паре,
подгрупповая,
фронтальная.
В нашей группе созданы условия для развития игровой, познавательной, проектной деятельностей, а также условия для самовыражения средствами искусства. На территории сада и в спортивном зале созданы условия для физического развития.
Очень успешно проходят:
проектная деятельность совместно с педагогами, детьми и родителями. Такая деятельность способствует взаимодействию с окружающей средой. Это поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Она стимулирует интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенным багажом знаний и через проектную деятельность предусматривающая решение проблем, показать практическое применение полученных знаний;
исследовательские проекты имеют цель получения ответа на вопрос, почему существует то или иное явление, и как оно объясняется с точки зрения современного знания.
И так, дошкольник развивается всесторонне в саду:
он крепнет физически,
учится строить отношения со взрослыми и сверстниками,
играет (по замыслу, дидактические, сюжетно-ролевые игры,
включается в познавательную, проектную, исследовательскую деятельности,
формируются элементарные гигиенические навыки самообслуживания,
приобщается к искусству,
развивается речь,
формируются элементарные математические представления,
ориентируется в предметном и природном мире и т. д.
Таким образом, грамотно созданная развивающая предметная среда, компетентные педагоги, которые точно знают как развивать ребёнка и посредством чего, добиваясь выхода на целевые ориентиры (возрастные характеристики возможных достижений ребёнка) - всё это способствует тому, чтобы выстроить такое взаимодействие между взрослыми и детьми, которое бы опиралось на личностно-ориентированный подход, основываясь на партнёрских отношениях между взрослым и ребёнком со взаимным уважением к друг другу.