Ольга Найданова
Дидактические игры с использованием нестандартного оборудования для сенсомоторного развития детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
На развитие восприятия цвета, формы, величины
1. Цветные карточки (кубики)
Подготовьте парные карточки из картона разных цветов и оттенков. Ребенку нужно найти одинаковые по цвету карточки. (Вместо карточек можно взять разноцветные кубики)
2. Цвета в окошке
Публикация «Дидактические игры с использованием нестандартного оборудования для сенсомоторного развития детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Вырежьте из плотного картона 2 круга диаметром 18 см. На первом круге сделайте с краю круглое окошко диаметром 3,5 см. Второй круг разделите на 6 секторов и наклейте (раскрасьте) разные цвета (4 основных, белый, черный – количество цветов постепенно можно добавлять).
Положите первый круг поверх второго и соедините их центры болтом и гайкой. На верхний круг можно приклеить картонную ручку – «крутилку».
Попросите ребенка показать определенный цвет. Ребенок вращает верхний круг до тех пор, пока в круглом окошечке не покажется заданный цвет.
3. Бусинки (пуговицы)
Сложите в контейнер разноцветные бусины (пуговицы). Предложите малышу раскладывать бусины (пуговицы) по тарелочкам так, чтобы в каждой оказались бусины (пуговицы) одного цвета.
4. Цветные магниты
Если у вас дома есть разноцветные магниты, предложите малышу сгруппировать их по цвету на холодильник.
5. Желтый банан – зеленый огурец
Приготовьте 4 тарелки красного, желтого, синего и зеленого цвета (их можно вырезать из цветного картона). Предложите ребенку разложить картинки с овощами и фруктами (одеждой, игрушками) по тарелочкам соответствующего цвета.
6. Веселое рисование
Нарисуйте с малышом желтый круг и подумайте, на что он может быть похож… (на солнышко и т. д.) Дорисуйте солнышку лучики. Теперь нарисуйте красный круг – будет яблоко (дорисуйте веточку и листик, зеленый круг – мячик, арбуз (дорисуйте полоски, синий круг – озеро (дорисуйте камыши, лебедей) и т. д. Можно также дорисовать рисунки из квадратов, треугольников, овалов, прямоугольников.
7. Разноцветный поезд
Поставьте на столе друг за другом 4-6 разноцветных, пластмассовых кубиков – это поезд. Дайте малышу в руки игрушку и скажите, что она сейчас отправится в путешествие на поезде. Сначала наша игрушка «поедет» в красном «вагончике» (малыш сажает игрушку на красный кубик, затем игрушка «пересаживается» в желтый вагон и т. д.
8. Веселый помпон
Разложите на столе перед ребенком 5-6 разноцветных кругов, вырезанных из картона. Дайте малышу помпон белого цвета на веревочке. Малыш берет помпон в руку и «прыгает» им через кружочки, разложенные в произвольном порядке на столе. Затем вы говорите, что помпон устал и хочет отдохнуть на зеленом коврике. Затем помпон опять прыгает через круги и отдыхает на коврике другого цвета и т. д.
9. Цветные предметы
Вырежьте из картона 4 карточки разного цвета (далее можно постепенно добавлять другие цвета и их оттенки) и подберите предметы тех же цветов (по 2-3 предмета каждого цвета). Вы поднимаете карточку красного цвета, а ребенок отыскивает и показывает все красные предметы. Когда вы показываете желтую карточку, малыш находит предметы желтого цвета и т. д.
10. Что пропало?
Выложите 4 круга основных цветов. Проговорите с ребенком их цвета. Когда малыш закроет глаза, спрячьте один из кругов. Пусть ребенок скажет, круг какого цвета пропал.
11. Чем отличаются?
Покажите ребенку 2 картинки с изображением, например, клоунов и попросите показать, что у них разное (на картинке должны присутствовать в основном цветовые отличия): у одного клоуна красный костюм, у другого - синий, у одного желтая шапочка, у другого – зеленая.
12. «Дотронься»
Перед ребенком положите несколько карточек с изображением однотонных разноцветных предметов. Предложите ребенку быстро дотрагиваться до предмета, который имеет тот цвет, который вы называете (дотронься до желтого, зеленого предмета и т. д.) Можно усложнить задание – предметов одного цвета будет несколько.
13. Почтальон
Обклейте 4 коробки («почтовые ящики») цветной бумагой. Вырежьте из цветного картона карточки («письма», соответствующих цветов (по 5 штук каждого цвета) и перемешайте их. Посадите в разных углах комнаты мягкие игрушки, а возле них поставьте по одной коробке – «почтовому ящику». Ваш малыш – «почтальон». Ему надо разнести разноцветные карточки – «письма» по адресатам.
14. Магазин игрушек
Ребенок – «продавец». Перед ним на «прилавке» выставлены игрушки разного цвета (желательно однотонных). Придите к нему в «магазин» и скажите, что вам нужны все игрушки желтого цвета, пусть малыш их отберет и «продаст». В следующий раз «купите» игрушки красного цвета и т. д.
15. «Залатай коврик»
Во многих играх параллельно с формой можно закреплять размер и цвет предмета. Развивающая игра, для которой вам понадобятся специальные коврики. На лист цветного картона наклейте белые геометрические фигуры, приготовьте отдельно геометрические фигуры такого же размера, цвет соответствует коврику. Рассмотрите с ребёнком заготовку, обсудите, какой формы отверстия и выберите необходимую фигуру, которой можно залатать коврик. Для начала предлагайте малышу один коврик и фигуры того же цвета. Затем добавляйте фигуры другого цвета, постепенно внося в игру коврики других цветов (до 7 цветов).
16. Отыщи фигуры…
Для игры понадобятся геометрические фигуры разного цвета (основных цветов, размера (большие и маленькие) и формы (круги, квадраты, треугольники, постепенно можно добавлять более сложные – овалы, прямоугольники, ромбы).
Попросите малыша сначала найти все круги, затем треугольники, квадраты. Потом фигуры перемешайте и попросите найти все фигуры красного цвета, затем синего, зеленого, желтого. Снова перемешайте фигуры и попросите найти все маленькие, а затем большие.
Усложнение: найти фигуру по двум, а затем по трем признакам. Например: найди красные круги, маленькие треугольники, большой синий квадрат, маленький зеленый треугольник … и т. д.
К созданию этих игр можно привлечь и детей. Предложите им раскрасить геометрические фигуры в разные цвета, полюбоваться ими. Расскажите, из какого материала они сделаны, пусть ребенок возьмет в руки каждую фигуру. Можно придумать сказки, в которых живут геометрические фигуры, для этого предложите ребенку их оживить, нарисовать глазки, нос, рот. Ребенок с удовольствием это сделает. В сказке расскажите об особенностях каждой геометрической фигуры, предложите ребенку их сравнить, поддержать в руках. Так мы развиваем у детей интерес к дидактическим играм.