Шадрина Светлана Валерьевна
Опыт педагогической работы
Опыт педагогической работы.
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется и социализируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Для педагога в условиях ФГОС дошкольного образовательного учреждения очень важно привлекать к процессам развития, воспитания, социализации все дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является институт социального партнерства.
Публикация «Опыт педагогической работы» размещена в разделах
В своей педагогической практике на протяжении нескольких лет я использую систему взаимодействия с объектами социального окружения, которая способствует наиболее оптимальному развитию творческих способностей детей.
Я входила в состав рабочей группы, при написании образовательной программы нашего дошкольного учреждения, в которой отраженна система взаимодействия. Моей главной задачей было создание плана по работе с нашими социальными партнерами.
На данный момент на основании договоров о сотрудничестве, мы осуществляем социальное партнерство с несколькими организациями нашего поселка. Это:
Рузский филиал «Московский Губернский колледж искусств».
Дороховская сельская детская библиотека.
Дороховский Дом Культуры.
Наше взаимодействие осуществляется поэтапно.
1 этап. Подготовительный: выбор темы, составление планов, поиск литературы, согласование.
2 этап. Практический: Беседы, игры, театральная деятельность, показ презентаций, интерактивные викторины, книжные выставки, чтение литературы по данной теме.
3 этап. Заключительный: приглашаются сотрудники наших партнеров и осуществляется совместная деятельность это – праздники, развлечения, игры-квесты, литературная гостиная, мастер-класс. Одним словом мероприятия направленные на закрепление полученных знаний.
В своей работе применяю :
Наглядные методы: иллюстрирование, просмотр видео презентаций, наблюдение.
Словесные: Объяснение, рассказ, беседа, чтение художественной литературы, вопросы к детям.
Практические методы: настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры.
А сейчас хотелось бы более подробно рассказать о каждом.
Социального партнерство с губернским колледжем искусств осуществлялось по программе «Народный календарь». В рамках данной программы мною был разработан и реализован долгосрочный проект «Русская душа».
Цели данного партнерства:
1. Формирование и развитие художественных способностей ребенка, через
народное декоративно-прикладное искусство.
2. Введение детей в мир русской народной культуры;
3. Развитие красивой, образной речи, памяти;
4. Создание условий для формирования коллектива и развития личности в нем.
Были поставлены следующие задачи:
• Приобщать детей к русскому народному декоративно-прикладному искусству в условиях детской практической творческой деятельности;
• Развивать художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь.
• Создавать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности дошкольника;
• Воспитывать у детей уважительное и бережное отношение к своему прошлому, к культуре своего народа.
Почти каждый месяц совместно с заведующей колледжа Смирновой Галиной Викторовной проводились познавательные занятия, направленные на развитие и расширение кругозора детей, такие как: праздник урожая, мастер-класс «Рябиновые бусы», праздник Кузьминки «Пряники печатные», выпечка и роспись рождественского печенья, праздник жаворонка, изготовление куклы травницы. Совместными силами был создан Музей русского народного искусства и быта. В завершении года было проведено итоговое занятие «Русский народный праздник».
Достигнуты результаты работы :
У детей повысился интерес к народному творчеству;
Дети знают основные народные праздники, их значение;
Многие народные игры были перенесены в повседневную игровую деятельность.
Социальное партнерство с Дороховской сельской детской библиотекой осуществлялся по программе «Творчество и развитие».
За прошедший год мною был реализован проект «Вместе с книгой я расту».
Цель: объединение усилий детского сада, библиотеки и семьи по привлечению детей к чтению и культуре.
Задачи:
- формировать у детей устойчивый интерес к чтению;
- возрождать традиций семейного чтения;
- раскрывать творческие способности детей через книгу и чтение;
- знакомить родителей с разнообразием форм и методов работы с книгой.
Использование фонда библиотеки позволяет организовывать интересные занятия с детьми, выставки детской литературы, проведение бесед с детьми по прочитанным книгам. Совместно с заведующей детской библиотекой, мы готовили для наших детей познавательные тематические встречи: «Чтение стихотворений Сам. Яковл. Маршака. К 130 летию автора». Литературная игра «Эти чудесные сказки!» встреча с детским поэтом Андреем Слониковым, «Сказочное путешествие» творчество Шарля Перро, Библиотечные «Уроки мужества». Конкурс стихов; читают папы и дети. Международный день детской книги. Творчество Г. Х. Андерсена «В гостях у сказки», Беседа и чтение произведений посвященных Дню Победы. Была проведена обзорная экскурсия в библиотеку для детей «Моя профессия-библиотекарь».
В результате реализации проекта, у детей повысился интерес и любовь к книге, стремление к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст.
В рамках социального партнерства с Дороховским Домом Культуры.
Мною был реализован проект «Творческая мастерская».
Цель:
1. Развитие у детей познавательного, ценностного отношения к художественному творчеству, родной стране, краю, поселку.
Взаимодействуя с Домом Культуры, мы решали задачи по развитию творческого потенциала и познавательной активности участников образовательного процесса, через участие воспитанников в мероприятиях, проводимых в доме культуры и посещение детьми кружков. Проведение мастер-классов, театрализованных спектаклей, как в нашей группе, так и в Доме культуры. В рамках социального партнерства были организованны: Мастер-класс Техника оригами «Осенние листья». Изготовление подарков к празднику Матери «Розочки для мамочки». мастер-класс «Новогодние игрушки». Изготовление подарков для мужчин к 23 февраля. Мастер-класс «Галактический паспорт». Организованна Выставка: «Пасхальное кружево»,Проведен Конкурс рисунков на асфальте «Счастливое детство».
Результат реализации проекта.
У детей повысился интерес к художественному творчеству, самостоятельность.
Дети активно и творчески применяют раннее усвоенные способы и средства художественно-творческой деятельности.
Также я укрепляю и развиваю конструктивное партнерское сотрудничество с семьей
Цель данного сотрудничества:
1. Установление доверительных отношений между детьми, родителями и воспитателем, объединение их в одну команду;
2. Воспитание потребности делиться своими проблемами и решать их совместно, радоваться успехам каждого;
3. Укрепление института семьи, возрождение семейных традиций.
Взаимодействуя с семьями воспитанников решала следующие задачи:
Создание положительной эмоциональной среды общения и взаимопомощи между детьми и взрослыми;
Организация творческого сотрудничества и установления партнерских отношений с семьей;
Взаимодействие осуществлялось через следующие формы работы.
Мастер – класс, тематические консультации, анкетирование, дни открытых дверей, приобщение к семейному чтению, круглый стол, конкурсы, праздники и досуги, трудовой десант.
В результате нашей совместной работы возросла вовлеченность родителей в деятельность нашей группы. Многие родители с удовольствием участвовали в организованных мною мероприятиях.
Конечно же были трудности с которыми я встретилась, это: нехватка литературы по темам связанным с народным творчеством (приходилось приобретать литературу в специализированных магазинах, часть литературы нам была подарена, удаленность и небольшая площадь библиотеки (поэтому в основном все наши совместные мероприятия приходилось проводить в детском саду, проблема с развитием мелкой моторики у некоторых детей, занятость родителей.
Результаты и динамику развития детских знаний и умений в данных направлениях я отслеживала с помощью мониторинга.
Эти результаты представлены в виде диаграммы.
На мой взгляд социальное партнёрство является неотъемлемой частью образовательной системы. Благодаря партнерству наши выпускники легче адаптируются к новым социальным условиям, отличаются коммуникабельностью, высоким уровнем развития речи, богатым словарным запасом, активно участвуют в различных мероприятиях, являются частыми гостями библиотеки и дома культуры.
Спасибо за внимание!