Светлана Леденёва
Самоанализ педагогической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В детском саду «Березка» (МБДОУ ДС №4 «Березка») воспитателем я работаю с 1988 года.
Образовательный процесс осуществляется по общеобразовательной программе дошкольного образования Н. М. Крыловой «Детский сад – дом радости». Программа «Детский сад – дом радости» представляет один из инновационных вариантов проектирования содержания дошкольного уровня образования в соответствии с ФГОС ДО.
Публикация «Самоанализ педагогической деятельности» размещена в разделах
Программа внедряется через проект — Технологию «Дом радости», включает 64 тома с авторскими научно-методическими статьями, «Маршрутными листами» (перспективным планированием) и сценариями работы на каждый день учебного года с детьми и одним воспитанником педагога во взаимодействии с родителями.
Технология включает «Мониторинг», раскрывающий метод наблюдения за динамикой (в виде целевых ориентиров) освоения ребенком ОП.
Система повышения квалификации, необходимая педагогу для успешного внедрения Технологии, обеспечивается третьим проектом автора — «Инноватикой», названной «Лесенка успеха». Авторский курс раскрывает научные закономерности овладения творческим подходом к внедрению Технологии в практику. Для восхождения специалиста к уровню творческого исполнения технологии, к осознанию им творческого потенциала индивидуального стиля своего мастерства ему необходимо овладеть интеллектуальной культурой и мыследеятельностью.
Программа Н. М. Крыловой «Детский сад – дом радости» строится на понимании специфики образования ребенка дошкольного возраста, которая заключается в развитии у каждого воспитанника базиса личностной культуры, интеллигентности, обеспечении его эмоционального благополучия, обогащении развития его способностей и склонностей.
Последние развиваются в условиях предоставления дошкольнику широкого выбора видов деятельности и содействия ребенку в овладении ими на уровне самостоятельности и творчества. Данный уровень превращает деятельность дошкольника из предмета познания ребенком опыта человечества в форму саморазвития им своей индивидуальности. Поскольку возможности, старт и динамика развития у каждого ребенка разные, это требует целостного педагогического процесса, содействующего развитию и саморазвитию каждого ребенка, сохранению неповторимости его индивидуальности в коллективе сверстников.
Своеобразие Программы «Детский сад — Дом радости» определяют положения фундаментальной отечественной науки о развитии детей дошкольного возраста:
— целенаправленное содействие развитию и саморазвитию ребенка как неповторимой индивидуальности рассматривается автором на основе содействия амплификации развития и саморазвития его самосознания;
— развитие каждого воспитанника обусловлено системным подходом, который заключается в том, что пять направлений (образовательных областей) дошкольного образования — физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное, речевое — рассматриваются в их взаимосвязи, взаимосодействии, их интеграции в целостном процессе развития и саморазвития дошкольника как неповторимой индивидуальности;
— доминирование интеграционных процессов накладывает свою печать на все сферы психики ребенка (интеллектуальную, эмоциональную, мотивационно-потребностную) и определяет стратегию и тактику обеспечения дошкольного уровня образования, соответствующего ФГОС ДО.
Анализ образовательной деятельности
Реализуя образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» по программе «Детский сад – дом радости» я стремлюсь содействию амплификации социально культурного развития детей:
разностороннему развитию и саморазвитию детей, как индивидуальностей в процессе выполнения ими разных видов деятельности на уровне самостоятельности и творчества;
освоению первоначальных представлений социального характера и включению воспитанников в систему социальных отношений;
приобщению детей к основам духовной культуры и интеллигентности.
Программа «Детский сад – дом радости» при реализации социально - коммуникативной образовательной области позволяет мне опираться,
во – первых, на отечественные и зарубежные научные достижения, а во – вторых на отечественные традиции воспитания дошкольника в семье и детском саду:
- воспитание духовной культуры и интеллигентности у детей осуществляется при непосредственном участии не только пед. коллектива ДОУ, семьи и других социальных институтов (библиотека, музей, музыкальная школа и др.)
- потребность ребенка в самоутверждении, самосовершенствовании и развитии себя, как индивидуальности удовлетворяется только при одновременном удовлетворении потребности играть, общаться и познавать (П. В. Симонов). Главную человеческую потребность – самоуверждаться – ребенок открывает, когда овладевает разными видами деятельности, в которых достигает успеха.
- воспитанники развиваются, как интегральная индивидуальность. Дети по своей инициативе вступают во взаимодействие со сверстниками, что позволяет влиять на становление адекватной самооценке своей деятельности и самого ребенка – как созидателя.
- коллектив сверстников выступает как форма и средство сохранения, развития и саморазвития творческого потенциала, одаренности и таланта воспитанника.
Я содействую детям в овладении умением обозначать мимикой, жестами, интонацией, системой поступков (сначала в игре, а потом и в жизни) радость, веселье, грусть, нежность, заботливость, благодарность и другие эмоции из многообразной палитры опыта человечества.
Я стремлюсь расширить и систематизировать представления детей о предметах и явлениях окружающей жизни и природы. Воспитывая интерес к родному краю (к улице на которой живут дети, родной станице Багаевской, реке Дон, прививая любовь к маме, членам семьи, товарищам по группе, а также бережное отношение к вещам и книгам, как к предметам, которые служат человеку, как к результатам труда людей разных профессий.
Исключительное значение я предаю формам работы, позволяющим детям проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя; игре, экспериментально поисковой деятельности, труду, свободному сотрудничеству с взрослыми и детьми.
Воспитание детей я наиболее успешно осуществляла при комплексировании и интеграции разных видов детской деятельности – игровой, трудовой, образовательной, в которую органически включаются музыкальная, художественная, двигательная, конструктивная и другие виды детской деятельности.
В реализации образовательной области «Познавательное развитие»
в соответствии с ФГОС дошкольного образования я ставлю перед собой задачу обогащать познавательные интересы детей (от «неясных знаний к ясным» и обратно к «неясным» для расширения кругозора и становления целостной картины мира, открываемой ребенком как «системы систем».
Дети, овладев познавательно - исследовательской и конструктивной деятельностью, открывают для себя элементарные математические, географические, экологические и другие представления из разных наук, овладевают при этом умением читать и приобретают потребность идти учиться дальше в школу. В реализации образовательной области «Речевое развитие» я стремилась обеспечить становление всех видов связной речи (повествование, описание, доказательство, объяснение) как формы самовыражения детьми своей индивидуальной неповторимости.
Совершенствуя звуковую культуру речи и используя чистоговорки, потешки, скороговорки, логоритмические упражнения, я добиваюсь не только чистого произношения детьми звуков, но и богатой палитры интонационной выразительности.
Упражняя в умении строить высказывания грамотно, я учу отвечать краткими и развернутыми фразами. При ознакомлении детей с художественной литературой я стремлюсь расширять их словарный запас.
Конечно, развитие речи лишь во время занятий не может быть эффективным. Я использую индивидуальное общение в любой форме режима дня. Я активно использую систему дидактических игр по развитию речи детей, в часы утреннего приема провожу индивидуальные игры, во время проведения культурно – гигиенических процедур использую потешки, пальчиковые игры.
Для развития артикуляционного аппарата я широко использую звукоподражательные слова, голоса животных. Например, детям дается дудочка, колокольчик: «Дудочка дудит Ду-Ду, колокольчик звенит Динь-Динь» - тем самым идет закрепление твердых и мягких звуков.
Дикция отрабатывается с помощью специального речевого материала: шутки- чистоговорки, потешки, поговорки, фразы содержащие определенные группы звуков, упражнения на договаривание слогов, название слов сходных по звучанию.
Более пристальное внимание я уделяю воспитание интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса, поскольку считаю, что в этих умениях заложены наиболее важные условия развития всех сторон речи. Использование системы речевых игр позволило значительно улучшить уровень развития культуры речи у дошкольников.
При освоении образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» я стремлюсь обогащать детей художественными впечатлениями и сведениями. Обучение разным видам художественно – эстетической деятельности позволило наиболее полно развить художественно – творческие способности и индивидуальность каждого ребенка.
Именно обучение дало детям возможности для творческих проявлений. Особое внимание обращается мной на развитии эстетической культуры выполнения разных видов изобразительной деятельности, осуществляемой детьми ежедневно. Я ориентировала детей на открытие с эстетической стороны всей предметно – развивающей среды.
Программа «Детский сад – дом радости» определяет как средство художественно – эстетического воспитания интерьер группы, детского сада, а также библиотеку, музей, дом культуры и другие субъекты, знакомящие детей с отечественной и мировой культурой. В реализации этой образовательной области огромное значение имеет место система взаимодействия музыкального и физического воспитания.
Большое значение я придаю работе с семьей, которая призвана содействовать накоплению ребенком художественно – эстетического опыта в разных социальных формах: в театрах, музеях, школе дополнительного образования, танцевальных и изобразительных классах.
Приоритетной целью образования в современном обществе становится развитие личности, готовой к гуманному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. А это возможно лишь в том случае, если ребенок здоров, ведь только здоровый ребенок способен на гармоничное развитие. Поэтому освоению образовательной области «Физическое развитие» и оздоровительной работе в ДОУ уделяется большое внимание.