Оганова Татьяна
Опыт организации и проведения занятия для воспитанников группы раннего возраста
▼ Скачать
Ранний возраст является ценным возрастным этапом в развитии ребенка дошкольника. Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок жизни ребенка. Одним из важнейших в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы, так как в период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира Результаты многочисленных психофизиологических и психо-педагогических исследований свидетельствуют о том, что в раннем детстве формируется здоровье, закладываются фундаментальные человеческие способности и личностные качества: любознательность, доверие к миру, уверенность в себе, целенаправленность, настойчивость, творческое воображение.
Публикация «Опыт организации и проведения занятия для воспитанников группы раннего возраста» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
В ноябре этап привыкания детей к условиям ДОУ (адаптационный период) уже благополучно завершился. Нами была создана безопасная психологическая обстановка для малышей: их объединение, эмоциональное сближение с незнакомыми взрослыми и сверстниками.
И настал момент, когда можно предложить малышам развивающие встречи со специалистами.
Наши встречи (занятия) с малышами служат своеобразной психологической поддержкой и помощью в приобретении позитивного опыта совместного существования со сверстниками и взрослыми. Занятия реализуются конечно же через игровую деятельность детей, как универсальное средство профилактики и компенсации психо–эмоциональных проблем у малышей. В основу занятий с малышами легли следующие принципы: - «от простого – к сложному»; - принцип активности и посильной самостоятельности (его суть – активное участие взрослого и его сотворчество с ребенком); - принцип эмоциональности (необходимо эмоциональное взаимодействие взрослого с ребенком, которое поддержит устойчивость действий ребенка и направленность его интереса); - принцип повторности и цикличности позволит взрослому осуществить «живое» общение с детьми, учитывая особенности восприятия и индивидуального реагирования малышей
В рамках Недели психологии в детском саду мы провели развивающее занятие «Хорошо у нас в саду» для воспитанников группы раннего возраста.
Цель: формировать предпосылки для развития произвольной деятельности.
Задачи:
- вызвать эмоциональный отклик у детей на прослушанную сказку,
- укреплять кисти рук и пальчиков,
- развивать внимание, умение концентрироваться на образах, речь при ответе на вопросы, умение подчиняться правилам игры,
- воспитывать желание помогать взрослым.
Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно:
1. Вводная часть.
Цель вводной части – установить эмоциональный контакт со всеми участниками, настроить детей на совместную работу.
На этот раз мы использовали приветствие в стихотворной форме, с включением движений по тексту и обязательным называнием имен детей.
- Динь- динь, день-день!
Начинаем новый день
Станем ровно, повернемся
И друзьям мы улыбнемся.
Руку дружбы протяни,
Свое имя назови.
Дети кладут руку на руку психолога и называют свое имя.
В раннем возрасте не все ребята могут произносить свое имя. Однако с большим удовольствием включились в игру.
2. Основная часть.
Цель основной части занятия – нести смысловую нагрузку всего занятия : активизация речевого развития через тренировку мелких движений пальчиков и кистей рук, развитие сенсорного восприятия детей, установка положительного эмоционального отклика детей на увиденное.
Она включает в себя:
1. Игру «Помощники», основанную на подражании (дети собирают пирамидку, платочки складывают по показу психолога). Первая часть игры знакома детям, и они легко справляются. А вот, вторая – где необходимо сложить платочек – вызывает трудности, но это все преодолевается с помощью взрослого.
Подражание - это главная форма, в которой осуществляется влияние обучения на развитие. В ДОУ ребенок обучается не тому, что он уже умеет делать самостоятельно, а тому, что он еще не умеет, но, что оказывается для него доступным в сотрудничестве с педагогом и под его руководством. В сотрудничестве с педагогом с помощью подражания ребенок всегда может сделать в интеллектуальной области больше, чем, то, на что он способен, действуя только самостоятельно.
2. Сказка «Колобок» с использованием кукольного театра.
Использование фигурок героев сказки при рассказывании детям младшего дошкольного возраста является обязательным. Если старшие дошкольники уже могут слушать произведения без наглядного сопровождения, то малышам необходимо видеть перед собой красочную картинку содержащую сюжет произведения.
Обязательным моментом сказки является ее обсуждение. Очень сложно беседовать с детьми, которые практически не говорят. Однако они умеют имитировать звуки животных и изображать их (показать ушки зайчика, руками изобразить пасть волка или пройтись, как медведь). Ну и, конечно же, игра с героями «Кого не стало? Что изменилось?».
3. Заключительная часть.
Цель этой части занятия – закрепление положительных эмоций от встречи, Чувства доверия к психологу и желание следующей встречи. В этой части занятия проводим игры малой или средней подвижности, или произвольный общий танец.
На это раз был использован сюрпризный момент в виде гостей (детей из подготовительной группы, одетых в красивые костюмы белочки, грибов мухомора и боровичка, которые спели частушки и поводили хоровод вместе со всеми.
Уровень развития произвольных движений у малышей еще низок, и они не могут двигаться организованно, например, взявшись за руки, идти в одном направлении. Однако в данной группе является ежедневной традицией здороваться в кругу, и дети очень любят подобные упражнения. При этом хоровод помогали водить старшие дети (гости, которым было интересно принять участие в необычном для них формате занятия.
Отдельным элементом была подготовка воспитанников подготовительной группы к занятию. Перед детьми стояла задача выучить и спеть частушки. Они прекрасно справились и по отзыву получили необычный опыт, смогли почувствовать насколько уже «взрослые». Родители помогли подобрать костюмы.
Эмоции удивления, радости, испытываемые детьми во время прихода гостей – ни с чем не сравнимы. Это придало нашему занятию оттенок праздника и содействовало лучшему усвоению движений.
Так как, основными отличительными особенностями психических процессов в раннем возрасте является их зависимость от наглядной ситуации и аффективный характер направленности на познание окружающего мира, мы постарались использовать наиболее яркие и запоминающиеся элементы: яркие игрушки, платочки, картонный кукольный театр, персонажи (роли, которых исполняли дети подготовительной группы).
Перед собой мы ставили задачу вовлечь всех детей группы в процесс занятия. И нам это удалось; все ребята проявляли активность и ярко реагировали на происходящее.