Анастасия Ткаченко
Изучение правил дорожного движения с детьми старшего дошкольного возраста «Школа светофорных наук»
▼ Скачать + Заказать документы
А. С. Ткаченко, воспитатель
МДОБУ «Детский сад№28 «Аленький цветочек», г. Минусинск
У маленьких пешеходов отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части.
Публикация «Изучение правил дорожного движения с детьми старшего дошкольного возраста „Школа светофорных наук“» размещена в разделах
В сложной ситуации, при появлении опасности, взрослого человека выручает инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, дети обладают этими качествами не в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, не могут моментально принять правильное решение.
Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание должно уделяться обучению детей правилам дорожного движения и главное в этой работе является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
В своей работе по данной теме, определила цель:
ЦЕЛЬ:
• создать оптимальные условия для формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения.
ЗАДАЧИ:
• Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах.
• Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.
• Обогатить представление детей о здоровье. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
• Активизировать работу педагогов и родителей воспитанников по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, посредством включения родителей воспитанников в образовательную деятельность.
Работу разделила на три этапа: 1 этап - предварительный, 2 этап - основной, 3 этап - итоговый.
1 этап – предварительный:
Диагностика знаний детей и анкетирование родителей по правилам дорожного движения, целью, которой выявление уровня знаний детей и их родителей по основам безопасности на дорогах, эффективности работы в ДОУ и семье по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Анализ развивающей предметно-пространственной среды, цель которого является конечный результат - это уровень подготовки РППС к изучению ПДД детьми.
Составлен план работы с родителями по формированию взаимодействия ДОУ и семьи на основе методологии партнерства в условиях развития воспитательного пространства ДОУ.
Разработан долгосрочный проект по изучению правил дорожного движения «Школа Светофорных наук» с детьми и родителями.
2 этап – основной.
Проводя занятия с детьми, учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей. Стараюсь вызвать у дошкольников желание соблюдать правила безопасности путем познания, а не запретов. Объясняю детям, что опасности можно избежать, если соблюдать правила дорожного движения. Обучаю практическим действиям поведения детей на улицах города, во дворе, в транспорте.
Занятия провожу два раза в неделю во вторую половину дня по 25 минут. В работе с детьми я использовала такие формы работы, как: интегрированные занятия, беседы, наблюдения, игры, чтение художественной литературы, просмотр картинок и иллюстраций, просмотр презентаций и мультимедийных пособий, музыкальные и театрализованные инсценировки, дидактические и подвижные игры.
Структура занятий:
1. вводная часть состоит из мотивации, решение проблемной ситуации, сюрпризного момента.
2. основная часть проходит через изучение правил дидактических и подвижных игр.
3. практическая часть закрепляется рисованием, аппликацией, ручной труд, моделирование (изготовление атрибутов для С/Р игры, дидактических пособий)
Родители частично включены в проект. Сотрудничество с ними осуществляется через такие формы, как: индивидуальные беседы, консультации, наглядно-информационные (папки-передвижки, буклеты, памятки, выставки творческих работ совместной деятельности детей и родителей, привлекаю родителей к пассивной и активной помощи при изготовлении макетов, дидактических игр, атрибутов к сюжетно/ролевым играм.
Совместно с родителями мы издаем журнал «Юный пешеход», он несет практическую направленность, где дети могут еще раз повторить дорожные знаки, правила ПДД, разобрать поведение детей на улицах города, во дворе, в транспорте. В журнале имеются кроссворды, ребусы, стихи и рассказы, а также страничка интересных фактов «А вы знали, что?», которые мы читаем вместе с детьми. А еще есть карты маршрутов движения по району : в детский сад, в разные магазины и т. п.
Один раз в три месяца провожу интеллектуальную игру «Умный Светофорик», где дети соревнуются с родителями в знаниях правил дорожного движения, что в свою очередь положительно влияет на закрепление знаний по ПДД, а также является залогом хороших взаимоотношений родителей и детей, а также семьи и ДОУ. Ценность данной игры заключается в том, что у детей старшего дошкольного возраста формируется характер бедующего пешехода, водителя и дети получают опыт в знаниях ПДД.
Развивающая предметно-пространственная среда изменялась в соответствии с темой. В группе был оформлен (дополнен) уголок по ПДД «Школа Светофорных наук» : оформлено панно «Безопасная дорога в детство», лепбук «Библиотека юных пешеходов», различные дидактические игры «Цветные автомобили», «Угадай знак», «светофор» и т. д., настольные игры «Лабиринт», «Лото», конструктор лего разных размеров и т. д., оформлена дорога с домами и дорожными знаками, максимально приближенная к нашему району, где дети могут практически отрабатывать свои знания, атрибуты для сюжетно-ролевых и подвижных игр.
3 этап – итоговый.
По данным итоговой диагностики стало известно, что у детей сформированы необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.
Знание детьми правил безопасного поведения на улицах и дорогах (в соответствии с возрастными требованиями) позволяет убедиться в правильности моего выбора темы. А также я уверена, что умение детей быстро и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях, искать пути выхода из них позволит воспитать грамотного пешехода и сохранить детские жизни.
В ходе реализации проекта моя методическая копилка пополнилась:
• оформлен уголок дорожного движения.
• предметно-развивающая среда пополнена различными атрибутами по данной теме.
• оформлен ЛЭП бук «Мама, Папа Я безопасная семья».
• разработаны конспекты мероприятий и занятий, консультаций.
• оформлено панно «Правила дорожного движения».
• создан журнал «Мой безопасный маршрут».
• Создана библиотека по ПДД «Читаем вместе»
• Картотеки дидактических и подвижных игр.
Таким образом, можно сделать вывод, что данный проект по изучению правил дорожного движения «Школа Светофорных наук» с дошкольниками и родителями смог сформировать осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобрести первичные знания и умения распознавать и оценивать опасные ситуации, определить способы защиты от них. Поэтому я считаю, что обучение детей правилам безопасного поведения на дороге очень важная и необходимая работа.
По итогам длительной работы можно сказать: формирование безопасного поведения дошкольников на дорогах и улицах – процесс длительный и трудоёмкий, но очень увлекательный и познавательный не только для детей, но и для взрослых. Хочется надеяться, что работа в данном направлении принесёт в будущем хорошие плоды, и знания, полученные детьми, помогут им избежать неприятностей на дороге.