Елена Силантьева
Опыт индивидуального обучения школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальная работа –это форма педагогической деятельности. Опыт такой работы я имею. Я работаю в школе и на индивидуальном обучении у меня два ребенка. Обучение происходит в форме урока и внеурочной деятельности.
Все дети разные, нет детей с одинаковыми привычками и поведением, знаниями и умениями. У всех детей разный уровень развития. Одни активные и быстрые, другие пассивные и медлительные. Есть самоуверенные, а есть тихие,застенчивые,замкнутые. Детей, таких разных, надо воспитывать и учить, Но как?
Темочки:
В этом случае просто необходим индивидуальный подход к детям. Он нужен во всех видах деятельности и на протяжении всего дня. Но особенно он хорош на занятии, так как на нем, в основном, происходит организованное обучение и развитие.
Суть индивидуального подхода заключается в подборе средств педагогического воздействия на каждого ребенка в отдельности с учетом всех его особенностей. Данный подход способствует раскрытию индивидуальности каждого ребенка. Помогает раскрыть его как личность,раскрыть весь его потенциал,все его возможности. Так молчаливая, замкнутая, застенчивая, нерешительная, медлительная Настя на занятии становятся другой, если руководствоваться некоторыми правилами;
_настраиваю ее на работу, эмоционально подбадриваю и хвалю
- даю ей более простые задания;
-задаю наводящий вопрос;
-использую напоминание;
-даю ей время на ответ.
-стимулирую ее похвалой
--щедро поощряю
- развиваю инициативу и самостоятельность;
Перед занятием- улыбкой,спокойным тоном, располагаю и настраиваю на дальнейшую работу. Если вижу,что тема для беседы ей нравится и она идет на контакт, продолжаю беседу,а если отвечает неохотно или молчит стараюсь перейти на другую тему, ту которая ей приятна. До занятий и после всегда подбадриваю, говорю ей какая она сегодня молодец,и занимается лучше, чем всегда.
Я всегда помню и об активных и подвижных, такой является Алиана
-настраиваю на работу тоном спокойным, тихим
-привлекаю ее к исправлению ошибок других детей;
-подбираю ей более сложные задания
-задания требующие большей усидчивости и концентрации
-привлекаю ее к помощи в выполнении заданий другим детям
-учу контролировать себя
-учу правильно оценивать свои действия и результаты
-провожу индивидуальную работу вне занятий;
-предлагаю родителям задания на дом.
В работе с детьми я всегда использую такие приемы
-работаем в парах (с детьми или с педагогом)
-исправь ошибку или просто найди ее
-измени задание там, где ты захочешь
-придумай свое любое задание и выполни его
-выполни задание в обратном порядке (например читаем не с начала текст,а с конца)
-предлагаю много заданий с использование рук (тактильная память улучшает процесс запоминания)
-предлагаю самим выбрать тему и выполнить задания по ней
В процессе работы акцентирую внимание детей на то,что мы ученики, мы учимся,а это работа и она не бывает легкой. Преодолевать трудности тоже необходимо научить ребенка.
Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс.
Приемы и методы индивидуального подхода не являются специфическими, они общепедагогические. Творческая задача педагога – отобрать из общего арсенала средств те, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям ребенка. Можно взять один прием отработать его и постепенно добавлять новые.
При проведении индивидуальной работы в процессе различной детской деятельности педагог должен опираться на коллектив, на коллективные связи детей внутри группы. Коллектив является той силой, которая укрепляет в ребенке общественные начала. Невозможно воспитать вне общения с коллективом такие качества, как доброжелательность, чувство взаимопомощи, ответственности за общее дело.
Осуществляя индивидуальный подход к детям в обучении, учитель должен развивать в них такие качества как доброжелательность, стремление доводить начатое дело до конца. Часто дети при выполнение заданий сомневаются в своем ответе, главное вселить уверенность, научить не сомневаться,быть решительнее и смелее.
Зная индивидуальные особенности детей, их способности и умения, нужно всегда использовать это во внеурочной деятельности. Одни дети выразительно читают стихи, другие хорошо поют, танцуют. Есть ребята, умеющие хорошо строить, украшать свои постройки. Во внеурочной деятельности можно каждому найти дело.
В процессе выясняется степень умственного развития ребенка, его сообразительность, смекалка, а также решительность, быстрая или медленная переключаемость с одного действия на другое.
Внеурочная деятельность способствуют расширению представлений об окружающем, о живой и неживой природе, о пространстве и времени, о качестве и форме предметов и т. д. в дидактических играх развивается зрительное восприятие, наблюдательность, способность к обобщению. В процессе их проведения ярко выявляются индивидуальные особенности детей, эти игры помогают воспитывать сосредоточенность, внимание, усидчивость. Это особенно важно для детей с повышенной возбудимостью.
Таким образом, во внеурочной деятельности заложены большие возможности для эффективной индивидуальной работы с детьми. И учитель должен постоянно использовать их для всестороннего развития каждого ребенка. Во внеурочной деятельности ребенок показывает все свои сильные стороны, раскрепощается, становится более уверенным в себе.
Если у педагога и ребенка появятся добрые и доверительные отношения- это покажет спокойное настроение ребенка, его доброжелательное отношение с детьми и взрослыми, спокойное поведение в конфликтных ситуациях.
Составляя план индивидуальной работы учитываю двигательные интересы ребенка. Предлагаю ему разнообразные задания: вспомнить и выполнить упражнения, организовать знакомые подвижные игры и т. д. важная роль отводится развитию ручной умелости, моторики рук.
Таким образом, систематическое проведение индивидуальной работы с ребенком способствует развитию интеллектуальных и личностных качеств ребенка, раскрывает его внутренний мир.