Горохова Светлана
Оптимизация двигательной активности детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Оптимизация двигательной активности детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий
Одной из основных задач в системе образования является сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей. Мы живем в такое время, когда сложно увидеть абсолютно здорового ребенка. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа дошкольников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания и дефицит двигательной активности. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Публикация «Оптимизация двигательной активности детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Одним из факторов формирующих здоровье является двигательная активность, которая определяется как количество движений, которое малыш производит в течение всего периода бодрствования. «Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Древнегреческие мудрецы говорили: «Хочешь быть здоровым – бегай! Хочешь быть красивым – бегай! Хочешь быть умным бегай!». Движения являются биологической потребностью растущего организма, без удовлетворения которой ребёнок не может правильно развиваться и расти здоровым. Зачастую родители оберегают своих малышей от физических усилий ("не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди"). Современные дети проводят очень много времени в неподвижном положении, сидя за гаджетами. Дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.
В связи с ухудшающимся уровнем здоровья воспитанников, существует необходимость, решения оздоровительных задач, физического воспитания; формирования у детей здорового образа жизни; выбор образовательных технологий, соответствующих возрасту, устраняющих перегрузки, и не нарушая при этом образовательной составляющей процесса. Здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому в дошкольном учреждении уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Перед педагогами ДОУ встает ряд важных вопросов:
1. Как помочь дошкольникам укрепить здоровье, стать более сильными, ловкими, выносливыми?
2. Как научить их владеть своим телом, чтобы противостоять различным недугам?
3. Какие новые формы работы необходимо использовать в своей педагогической деятельности?
4. Как заинтересовать детей?
5. Как сделать работу эффективной?
Режим двигательной активности в детском саду включает как разнообразную свободную двигательную деятельность детей, поддающуюся самоорганизации и регулированию, так и организованные ее формы: занятия, подвижные игры, гимнастика и упражнения
Особое значение придается созданию специальной предметно-развивающей среды в группе для самостоятельной двигательной активности детей, которое позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям, обеспечивает активную двигательную деятельность детей в течение всего дня.
При организации в группе двигательного режима должны учитываться индивидуальных особенностей детей в разных видах двигательной активности и осуществляться принцип индивидуально-дифференцированного подхода. Важную роль играет целенаправленное руководство двигательной активности детей, воспитывающихся в старших группах. Так как в этом возрасте дети имеют высокую потребность в двигательной активности и не всегда могут правильно ее реализовать. Зачастую дети не могут правильно соотнести свои желания со своими возможностями, что может повлечь к переоценке своих сил и привести к травмам, переутомлению или нервному перевозбуждению.
Формы организации двигательной активности в ДОУ
• Утренняя зарядка и бодрящая гимнастика (после сна)
• Прогулка
• Подвижные игры
• Занятия по физическому развитию
• Динамические паузы (физкультурные минутки, ритмопластика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, хороводные игры и т. д.)
• Игровой самомассаж
• Релаксационные упражнения
• Физкультурные досуги, спортивные праздники, игры-забавы.
Заботясь о здоровье детей, мы должны создать условия для их двигательной деятельности, чтобы детям хотелось заниматься спортом, больше двигаться, необходимо научить их играть в разнообразные игры. Одной из эффективных форм взаимодействия с детьми, является проектная деятельность. Это относится и к физическому развитию. В своей работе я применяю проектную деятельность, поскольку суть «метода проектов», в образовании, состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт двигательной деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но оздоровительную ценность. Мною был реализован проект: «Спорт здоровье! Спорт- игра!». Цель которого : Повысить уровень знаний детей о разных видах спорта. Воспитывать устойчивый интерес к подвижным, спортивным играм, упражнениям. Развивать волевые проявления, положительные черты характера. Укреплять здоровье детей. В рамках проекта проводились беседы с детьми на тему спортивного воспитания, читали рассказы о спорте и спортсменах. Просмотрели с детьми мультфильмы: «Как звери в футбол играли», «Как утенок-музыкант стал футболистом», «Необыкновенный матч», «Смешарики». Целенаправленно подобранные подвижные игры, эстафеты, игровые задания, игры-аттракционы, имитационные игры развивают мелкую моторику, координацию движений, равновесие, точность, стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей. На прогулке вместе с детьми мы познакомились с элементами спортивных игр. Ребята активно играли в игру «Передай мяч другому», «Лови - бросай». На участке имеется спортивное оборудование футбольные ворота, для игры «Футбол», через перекладину мы учимся перебрасывать мяч на сторону противника (элемент игры волейбол, баскетбольное кольцо, для обучения забрасыванию мяча в кольцо. В конце проектной деятельности проводилась викторина и блиц-опрос детей на тему «Игры, которые лечат». Был организован «День здоровья», где ребята продемонстрировали свои знания и умения.
При правильной организации двигательной активности в семье и в детском саду ребёнок растёт и развивается в соответствии со своим возрастом. У него хороший аппетит, сон, уравновешенное поведение, положительные формы общения с взрослыми и сверстниками. Его деятельность разнообразна и соответствует возрастным возможностям.
Список используемой литературы :
1. Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ – Волгоград: Учитель, 2-е издание, 2016-183с.
2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2008-160с.
3. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М. :АРКТИ, 1997.-88с.
4. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М. : Мозаика – Синтез, 2004-256с.
5. Ерёменко Н. И. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. - Волгоград: ИТД Коррифей, 2009.-96с.