Ноздрина Татьяна
Консультация «Психолого-педагогических технологий и их эффективность»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание психолого–педагогических технологий работы
педагога-психолога Ноздриной Татьяны Константиновны и их эффективность.
Мною используются психолого-педагогические технологии такие как : АРТ-терапия, песочная терапия, музыкотерапия, сказкотерапия, Акватерапия где использую мотивационные игры в воде и с водой.
Моя работа в данном направлении охватывает широкий спектр форм и методов работы.
Сейчас коротко о каждой технологии, применяемой мною психолого – педагогических технологий в МДОУ №186 :
Публикация «Консультация „Психолого-педагогических технологий и их эффективность“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
1. АРТ-терапия- это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность для педагогов -психологов можно объяснить тем, что, в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых применяются в основном вербальные каналы коммуникации, арт-терапия применяет «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, формирования и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.
Дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия для них более естественна. Особенно это значимо для детей с речевыми нарушениями, т. к. их поведение более спонтанно, и они менее готовы к рефлексии своих действий и поступков. Их переживания «выходят» через художественное изображение более непосредственно. Такой «продукт» прост для восприятия и анализа.
Важна естественная склонность ребенка к игровой деятельности, богатство детской фантазии. Учитывая это при организации коррекционной работы с элементами арт-терапии, на занятиях создается атмосфера игры и творчества. Представляют интерес арт-терапевтические технологии и для работы с семьей. Через совместное спонтанное самовыражение происходит гармонизация семейных отношений. Возникает возможность дистанцироваться от семейной проблемы и взглянуть на нее, с другой стороны.
Применение в моей работе арт-терапевтических технологий позволяет помочь ребенку совладать со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию.
• Программа коррекционно-развивающих занятий (арт-терапия) : «Цветные эмоции» 5 – 7лет.
2. Песочная терапия- в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента, вследствие которому на бессознательно-символическом уровне происходит реагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития. Это один из психокоррекционных, развивающих методов, направленных на решение личностных проблем через работу личного и коллективного бессознательного. Эти образы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта — композиции из фигурок, построенной в психологической песочнице. Метод песочной терапии основывается на сочетании невербальной и вербальной экспрессии. Песочная терапия одинаково успешно подходит как для работы с взрослыми, так и с детьми.
В работе с детьми песочную терапию применяю для решения как коррекционных, так и развивающих, дидактических и даже общеобразовательных задач. Перенос традиционных развивающих занятий в психологическую песочницу помогает увеличить учебную мотивацию, сделать изучение даже самого трудного и скучного для ребёнка материала увлекательной и захватывающей игрой. В своей работе я применяю кварцевый, кинетический
• Программа по развитию эмоциональной и познавательной сфере средствами песочной терапии для детей дошкольного возраста «Песочная страна»
3. Музыкотерапия - Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений, включая также и эмоциональную нестабильность. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии, а также может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание.
Музыкотерапия для детей – это доступное средство формирования психического и эмоционального здоровья сохранного ребёнка. Методы музыкотерапии разнообразны, так что каждый педагог - психолог может найти подходящие упражнения и игры для занятий.
Следует сделать вывод: при помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции; поднять настроение, снизить чувство тревожности; сформировать чувства внутреннего покоя, радости, положительные эмоции; желание общаться друг с другом.
Классическая музыка для регуляции психоэмоционального состояния.
1. Музыка Моцарта.
Детям она помогает лучше справляться с обучением и преодолевать нарушения координации движений, улучшает речь и успокаивает при нервном возбуждении. Доказано, что учебный материал лучше усваивается, если в процессе обучения устраивать 10-минутные «музыкальные паузы».
2. Для уменьшения раздражительности.
Бетховен: Лунная соната; Бах: кантата №2; Франк: Симфония ре минор.
3. Для снятия состояния тревоги.
Шопен: мазурки и прелюдии; Штраус: вальсы; Рубинштейн: Мелодия; Дебюсси: соната для скрипки и фортепоано.
4. Тонизирующее средство:
Чайковский: 6 симфония, часть 3; Бетховен: увертюра к опере «Эгмонт»; Шопен: прелюдии; Лист: Венгерская рапсодия; Моцарт: Маленькая ночная серенада.
5. Успокоительное:
Брамс: Колыбельная; Шуберт: Аве Мария; Шопен: ноктюрны; Дебюсси: Свет луны.
6. Против злости и агрессии:
Бах: Итальянский концерт; Гайдн: Симфония; Сибелиус: Финляндия; Скрябин: прелюдии для фортепиано.
7. При переутомлении и нервном истощении:
Григ: Утро; Огинский: полонез.
8. При угнетенном меланхолическом настроении:
Бетховен: «К радости»; Шуберт «Аве Мария».
9. При выраженной раздражимости, гневности:
Вагнер «Хор пилигримов»; Чайковский «Сентиментальный вальс».
10. При снижении сосредоточенности внимания:
Чайковский: «Времена года»; Дебюсси: «Лунный свет»; Шуман: «Грезы».
11. Расслабляющее воздействие:
Чайковский: «Баркаролла»; Бизе «Пастораль»; Леклер: Соната до мажор (часть3); Сен-Санс: «Лебедь»; Чайковский «Сентиментальный вальс».
4. Сказкотерапия- это один из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения. Основное отличие сказкотерапии от других методов заключается в том, что психологическое воздействие происходит на ценностном уровне. Сказки предупреждают о последствиях разрушительных поступков, но не навязывают жизненных программ.
Сказка содержит в себе нравственные ценности: в ней добро всегда побеждает зло; осуждается и высмеивается лень. Жадность, неряшливость; сказка учит с уважением относиться к хорошим, умелым работникам; ценит ум, находчивость, доброту. Слушая сказки, ребенок «впитывает» в себя ее философские смыслы, стили взаимоотношений и модели поведения, потом разыгрывает их с друзьями. Причем все процессы осмысления протекают на бессознательно-символическом уровне.
Поэтому сказкотерапия важная методика для использования в дошкольных учреждениях. Это процесс образования связей между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Сказкотерапия оказывает многоплановое воздействие на личность дошкольника. На занятиях по сказкотерапии ребята учатся составлять словесные образы. В процессе этого занятия дети увеличивают словарный запас, расширяют образный репертуар, внутренний мир ребенка становиться богаче и разнообразнее.
Сопереживание сказочному герою дает ребенку ощущение собственной силы и значимости. Поскольку во время слушания сказок у детей рождаются не только радостные, но и пугающие образы, возникают не только положительные, но и отрицательные эмоции, одна из важнейших целей этих занятий – научить ребенка справляться со своими страхами.
В то же время, переживая во время сказки, ребенок дает выход своим собственным отрицательным эмоциям, но переживает их легче, чем в реальной жизни.
Эффективность эмоционального воздействия сказок усиливается при организации комплексного подхода к их восприятию: чтение литературного произведения в музыкальном сопровождении, просмотр иллюстраций, чтение сказок о природе в живописном месте и т. д. Именно такой подход реализуется в сказке, которая объединяет изобразительное и декоративно-прикладное искусство, литературу, народные и педагогические традиции. Эффективность формирования нравственных качеств личности под влиянием сказки усиливается воздействием на различные органы чувств – слух, зрение, что обеспечивает достижение детьми высоко эмоционального состояния.
• Программа по сказкотерапии «Мир сказок» 3 – 4 лет.
5. Акватерапия-это метод психотерапии, который используется как в работе с детьми, так и со взрослыми, это коррекции разного рода нарушений детско-родительских отношений, при котором используется вода.
Актуальность темы в том, что мотивационные игры в воде и с водой - самые любимые детьми. При помощи мотивационных водных игр легче устанавливаются контакты между детьми, снимаются мышечные зажимы, улучшается кровообращение в конечностях, активнее проходят психические процессы. С помощью мотивационных игр с водой заметно быстро стабилизируется эмоциональное состояние в период адаптации к детскому саду, легче снимается психоэмоциональное напряжение в организме.
Динамика снятие эмоционального напряжения при помощи Акватерапии:
Анализ работы по методу Акватерапия показывает, что у многих детей выработались позитивные черты характера (уверенность в себе и своих силах, самоуважение, доброта, симпатия и отзывчивость, им стало легче общаться, они понимают чувства других и легче выражают свои эмоции. У детей постепенно исчезает неуверенность, страхи, агрессивность, замкнутость.
Все описанные мною технологии одинаково эффективны, безопасны как в работе с детьми. Применение данных технологий в едином комплексном процессе разрешает добиваться установленных целей.
Можно сделать вывод, что используемыми мною в работе психолого-педагогические технологии, способствуют созданию условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности положительной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, что соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Дошкольного Образования.