Ольга Дембицкая
Описание опыта педагогической деятельности «Формирование здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование культуры здоровья у детей среднего дошкольного возраста средствами приобщения к здоровому образу жизни
Давно известно, что здоровье человека на 10 - 20% зависит от наследственности, 10 - 20% - от состояния окружающей среды, 8 - 12% - от уровня здравоохранения и 50 - 70% - от образа жизни. Что такое здоровый образ жизни? Это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия. Но, к сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Это явление должно тревожить всех, в том числе и воспитателей дошкольного образования. Формирование культуры здоровья у детей должно начинаться с ранних лет. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Правила здорового образа жизни должны войти в сознание детей путем внушения, используя игровые приемы обучения, систематического воспитания и это должны делать воспитатели совместно с родителями своих воспитанников.
Публикация «Описание опыта педагогической деятельности „Формирование здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Такие великие педагоги, как Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Л. Н. Толстой, Т. А. Маркова и др., высказывались о необходимости воспитания полезных гигиенических привычек у детей еще до пятилетнего возраста.
Еще с середины XIX века в классической педагогике наряду с общими вопросами образования и воспитания детей значительное место стали занимать вопросы воспитания здорового образа жизни, гигиены труда, привития санитарно-гигиенических навыков и навыков безопасного поведения. Константин Дмитриевич Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей» [10,с. 18].
Одновременно с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка делают его особо восприимчивым к их воздействию. Специальные психолого-педагогические и социологические исследования (А. И. Захаров, Ю. П. Литвинене, А. Н. Демидова, В. Я. Титаренко, О. Л. Зверева, Е. П. Арнаутова) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.
Одним из направлений учебной программы дошкольного образования является социально-нравственное и личностное развитие воспитанника. Особую роль в социальном развитии играет «формирование у ребёнка стремления к самопознанию, позитивного отношения к себе, взрослым и сверстникам, первоначальных представлений о личной гигиене и культуре питания». [2,с. 7].
Наблюдая за своими детьми в средней группе, я заметила, что основные культурно-гигиенические навыки у них сформированы, но еще не вошли в привычку. Также у детей были недостаточно сформированы представления о функциях организма человека и о бережном отношении, как к себе, так и к окружающим. Беседуя с родителями, я поняла, что зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни, что есть моменты, по которым у них возникают вопросы. Значит, эта тема их тоже интересовала.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу представлений и практических навыков здорового образа жизни. Таким образом, определилась цель данной работы: формирование культуры здоровья у детей среднего дошкольного возраста средствами приобщения к здоровому образу жизни.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить научную и методическую литературу по проблеме формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
2. Создать условия для формирования культуры здоровья у воспитанников среднего дошкольного возраста.
3. Разработать перспективное планирование работы с детьми среднего возраста.
4. Применять на практике систему эффективных форм, методов и приемов работы по формированию культуры здоровья у воспитанников среднего дошкольного возраста.
5. Активизировать участие родителей в вопросах формирования у воспитанников осознанного и ответственного отношения, как к себе, так и к окружающим.
Изучив научную и методическую литературу, опыт педагогов-практиков области и республики по теме, я определила основные направления работы и пути решения проблемы.
Результаты наблюдений, бесед с детьми на занятиях, в игровой деятельности и в повседневной жизни в начале учебного года показали, что у детей представления о культуре здоровья сформированы лишь на 45% (Приложение 1).
Работу я начала с создания педагогических условий для формирования представлений у детей о навыках здорового образа жизни, о здоровье человека. Для этого создала в группе уголок «Здоровячок», который включает материал для дыхательной гимнастики, атрибутику, дидактические и настольно-печатные игры, плакаты и картинки. При разработке дидактического материала учитывала психолого-педагогические особенности воспитанников среднего дошкольного возраста. Оборудовала «Уголок настроения», работа в котором позволяет определить эмоциональное состояние детей. Еженедельно работу по формированию культуры здоровья включала в план образовательной работы.
С целью организации систематической и планомерной работы разработала перспективное планирование работы с детьми среднего возраста (Приложение 3).
Формирование навыков здорового образа жизни у детей осуществляла как в процессе специально организованных видах деятельности, так и в повседневной жизни, ведь они формируются в основном в практической деятельности, во время игр и упражнений. Поэтому работу вела по системе, которая включает в себя занятия по образовательным областям «Ребенок и общество» и «Ребенок и природа», а так же художественно-речевую, познавательно-практическую, игровую и изобразительную деятельность. Чтобы вызвать у детей интерес к данной теме, использовала все доступные формы и методы работы : беседы, наблюдения, опыты, эксперименты, обсуждение проблемных ситуаций, заучивание стихов, чтение художественной литературы, театрально-игровую деятельность, психогимнастика, пальчиковые игры, дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые игры, тематические конкурсы поделок и рисунков и др. Основная цель – дать детям не только представление, но и научить их думать, размышлять.
Работу по формированию культуры здоровья у детей я построила по следующим направлениям:
- развитие интереса к самопознанию;
- формирование представлений о здоровье и личной гигиене;
- формирование представлений о здоровом питания;
- взаимодействие ребёнка со сверстниками и взрослыми.
С целью развития интереса детей к самопознанию организовывала различные виды деятельности с детьми на тему «Мы все такие разные». Знакомила воспитанников с уникальностью и неповторимостью каждого человека. Формировала представления о строении тела человека, эмоциональном состоянии человека в разных ситуациях. Эффективными в решении этой проблемы являются, например, такие развивающие игры и упражнения как «Какие мы разные», «Сложи человечка», «Разные лица», «Возраст человека», «Угадай настроение» (Приложение 4). В процессе цикла занятий «Наше тело», «Наши помощники» экспериментальным путём дети определяли, могут ли наши органы существовать друг без друга. Так, на занятии «В волшебном лесу» дети получили представление о функциях органов чувств человека, а также развивали умение использовать их для познания объектов окружающего мира (Приложение 5). С помощью игровых упражнений развивала координацию и точность движений у детей, моторику пальцев и кистей рук, ступней ног.
Работая над формированием представлений о здоровье и личной гигиене, знакомила детей с понятием «здоровье», с тем, что полезно и вредно для человеческого организма, а также развивала умения ухаживать за собой, заботиться о своём организме, бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих. Важно, чтобы ребёнок усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. С этой целью разработала цикл занятий «Где живёт здоровье». Кроме того, материалы таких занятий находят отражение во всех режимных моментах, самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности детей. Для расширения кругозора детей и закрепления, ранее полученных навыков, использовала настольные и дидактические игры: «Сложи картинку», «Что сначала, что потом», «Чудесный мешочек», «Хорошо-плохо», «Как вырасти здоровым», «Если малыш поранился», «Распорядок дня» и др.
Организовывала вместе с детьми простейшие игры-эксперименты и опыты, такие как «Когда заложен нос», «Мокрые ноги», «Как согреть руки» и т. д.
Одним из эффективных приёмов является использование сюжетных и игровых ситуаций проблемного характера, решение ситуационных задач типа: «Что будет дальше, если…», «Как ты думаешь, если… если есть много сладкого, не чистить зубы, не умываться, не расчесываться» и т. п. ; «Мой день».
В сюжетно-ролевых играх: «Поликлиника», «Аптека», «Семья», «Продуктовый магазин» и т. п. закрепляли с детьми навыки здоровьеформирования.
С целью формирования представлений у детей о способах сохранения своего здоровья применяла воздушное закаливание, хождение по дорожке здоровья, а также дыхательные упражнения и элементы самомассажа.
Как известно, правильное здоровое питание оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. Взрослые знают, как тяжело порой уговорить ребёнка съесть полезный овощ, а не вкусную конфетку. С целью привлечения воспитанников к здоровому питанию также вела систематическую целенаправленную работу. Кроме бесед из цикла «Разговор о правильном питании», с детьми организовывала дидактические игры «Пирамида здоровья», «Полезные и вредные продукты», «Варим суп и компот», «Витаминная семейка», «Чтобы зубки не болели», «Для чего полезен овощ?» и т. д. Придумали с воспитанниками игру «Угости меня, дружок». Вместе с детьми составляли меню из блюд, которые придумывали сами воспитанники из предложенных продуктов, сопровождая рассказами о пользе этих продуктов для организма человека. Наряду с этими формами работы, использовала такой приём как сопровождение приёма пищи детьми сопроводительными рассказами о продуктах, овощах. Такая работа позволила сформировать представление у детей о здоровом питании, и дети охотно стали употреблять в пищу овощные блюда и салаты.
Нередко физическое здоровье человека зависит от здоровья психологического, от отношения окружающих. Поэтому в работу с детьми включала игры, проблемные ситуации, позволяющие сформировать у воспитанников умение взаимодействовать как со сверстниками, так и со взрослыми. Игры, в которых дети получили навыки сопереживать, поднимать настроение товарищу, видеть эмоциональное состояние другого человека. С этой целью создала картотеку «Психогимнастика» и «Коммуникативные игры».
Проблемы, связанные с формированием у детей дошкольного возраста культуры здоровья, невозможно решить только в рамках детского сада. Сознавая это, я обеспечила преемственность в вопросах формирования культуры здоровья у детей между детским садом и семьей. Для формирования заинтересованности родителей по проблеме здорового образа жизни я проводила следующие мероприятия:
- анкетирование «Путь к здоровью ребёнка лежит через семью»;
«Воспитываем привычку к здоровому образу жизни»;
- круглый стол с приглашением медицинского работника «Детский сад и
семья в сохранении и укреплении здоровья детей» (Приложение 6);
- семинар-практикум с участием детей «Академия здорового питания»;
- групповые и индивидуальные консультации;
- стендовая информация.
Привлекала родителей к изготовлению дидактических игр.
Перечисленные мероприятия помогли наладить более тесное и эффективное взаимодействие детского сада с родителями.
В результате проведенной работы в конце учебного года было выявлено, что навыки здорового образа жизни у детей сформированы на 80% (Приложение 2). У воспитанников среднего возраста :
- появился интерес к самопознанию;
- сформировано представление о строении тела, об уникальности и индивидуальности каждого человека;
- сформировано представлений о здоровье и личной гигиене, об уходе за своим организмом;
- сформированы представления о здоровом питании;
- развито умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, умение бережно относиться как к себе, так и к окружающим людям.
Родители, понимая актуальность вопроса, заинтересованы в формировании культуры здоровья у детей и умеют применять на практике некоторые методы и приёмы для сохранения здоровья у своих детей в домашних условиях. Учитывая актуальность данной проблемы, ее значимость в сохранении и укреплении здоровья детей, считаю необходимым продолжить эту работу с воспитанниками дошкольного учреждения.
Планирую разработать перспективное планирование работы с детьми старшего возраста по формированию навыков здорового образа жизни и консультации для воспитателей по данной проблеме. Дополнить уголок «Здоровячок» макетами, пособиями и дидактическими играми на тему здорового образа жизни согласно старшему дошкольному возрасту.
Данный опыт представлялся на педагогическом совете.
Список использованной литературы
1. Образовательные стандарты дошкольного образования. Минск: Нац. Ин-т образования, 2012.
2. Учебная программа дошкольного образования/ Министерство образования Республики Беларусь. – 2-е изд. – Минск: Нац. ин-т образования; Аверсэв, 2014. – 416с.
3. Батурина, С. Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном учреждении / С. Батурина, //Пралеска. 2013. № 6.
4. Бирюкова, А. А. Самомассаж для всех и каждого / Бирюкова А. А. – М., 1987.
5. Варивода, Н. Диагностика экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста – Мозырь, 2003.
6. Дедулевич, М. Здоровье и личная гигиена / М. Дедулевич // Пралеска. 2013. № 3.
7. Лукина, Л. И. Путь к здоровью ребёнка лежит через семью / Л. И. Лукина // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2006. № 7.
8. Пятница, Т. В. Развивающая среда дошкольного учреждения / Т. В. Пятница. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2008. – 291 с. : ил. +1 электрон. Опт. Диск (CD-R).
9. Сёмина, С. В. Система методической работы с педагогами дошкольных учреждений по оптимизации образовательного процесса на валеологической основе – Мозырь: «Содействие», 2007 – 142 с.
10. Сократов, И. В., Корнева, И. Н., Феофанов В. Н., Литвинова, А. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей : Учебное пособие – М. : ТЦ Сфера, 2005 – 224 с.
11. Чермашенцева, О. В. Основы безопасного поведения дошкольников : занятия, планирование, рекомендации / авт. -сост. О. В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2010.–207с.
12. Шукшина, С. Е. Я и моё тело – М. : Школьная Пресса, 2004 – 48 с.
13. Здоровье и здоровый образ жизни //Пралеска. 2010. № 7.