Лучший педагог года

Описание опыта педагогической деятельности «Формирование здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста»

Ольга Дембицкая
Описание опыта педагогической деятельности «Формирование здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование культуры здоровья у детей среднего дошкольного возраста средствами приобщения к здоровому образу жизни

Давно известно, что здоровье человека на 10 - 20% зависит от наследственности, 10 - 20% - от состояния окружающей среды, 8 - 12% - от уровня здравоохранения и 50 - 70% - от образа жизни. Что такое здоровый образ жизни? Это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия. Но, к сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Это явление должно тревожить всех, в том числе и воспитателей дошкольного образования. Формирование культуры здоровья у детей должно начинаться с ранних лет. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Правила здорового образа жизни должны войти в сознание детей путем внушения, используя игровые приемы обучения, систематического воспитания и это должны делать воспитатели совместно с родителями своих воспитанников.

Публикация «Описание опыта педагогической деятельности „Формирование здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Такие великие педагоги, как Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Л. Н. Толстой, Т. А. Маркова и др., высказывались о необходимости воспитания полезных гигиенических привычек у детей еще до пятилетнего возраста.

Еще с середины XIX века в классической педагогике наряду с общими вопросами образования и воспитания детей значительное место стали занимать вопросы воспитания здорового образа жизни, гигиены труда, привития санитарно-гигиенических навыков и навыков безопасного поведения. Константин Дмитриевич Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей» [10,с. 18].

Одновременно с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка делают его особо восприимчивым к их воздействию. Специальные психолого-педагогические и социологические исследования (А. И. Захаров, Ю. П. Литвинене, А. Н. Демидова, В. Я. Титаренко, О. Л. Зверева, Е. П. Арнаутова) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.

Одним из направлений учебной программы дошкольного образования является социально-нравственное и личностное развитие воспитанника. Особую роль в социальном развитии играет «формирование у ребёнка стремления к самопознанию, позитивного отношения к себе, взрослым и сверстникам, первоначальных представлений о личной гигиене и культуре питания». [2,с. 7].

Наблюдая за своими детьми в средней группе, я заметила, что основные культурно-гигиенические навыки у них сформированы, но еще не вошли в привычку. Также у детей были недостаточно сформированы представления о функциях организма человека и о бережном отношении, как к себе, так и к окружающим. Беседуя с родителями, я поняла, что зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни, что есть моменты, по которым у них возникают вопросы. Значит, эта тема их тоже интересовала.

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу представлений и практических навыков здорового образа жизни. Таким образом, определилась цель данной работы: формирование культуры здоровья у детей среднего дошкольного возраста средствами приобщения к здоровому образу жизни.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить научную и методическую литературу по проблеме формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

2. Создать условия для формирования культуры здоровья у воспитанников среднего дошкольного возраста.

3. Разработать перспективное планирование работы с детьми среднего возраста.

4. Применять на практике систему эффективных форм, методов и приемов работы по формированию культуры здоровья у воспитанников среднего дошкольного возраста.

5. Активизировать участие родителей в вопросах формирования у воспитанников осознанного и ответственного отношения, как к себе, так и к окружающим.

Изучив научную и методическую литературу, опыт педагогов-практиков области и республики по теме, я определила основные направления работы и пути решения проблемы.

Результаты наблюдений, бесед с детьми на занятиях, в игровой деятельности и в повседневной жизни в начале учебного года показали, что у детей представления о культуре здоровья сформированы лишь на 45% (Приложение 1).

Работу я начала с создания педагогических условий для формирования представлений у детей о навыках здорового образа жизни, о здоровье человека. Для этого создала в группе уголок «Здоровячок», который включает материал для дыхательной гимнастики, атрибутику, дидактические и настольно-печатные игры, плакаты и картинки. При разработке дидактического материала учитывала психолого-педагогические особенности воспитанников среднего дошкольного возраста. Оборудовала «Уголок настроения», работа в котором позволяет определить эмоциональное состояние детей. Еженедельно работу по формированию культуры здоровья включала в план образовательной работы.

С целью организации систематической и планомерной работы разработала перспективное планирование работы с детьми среднего возраста (Приложение 3).

Формирование навыков здорового образа жизни у детей осуществляла как в процессе специально организованных видах деятельности, так и в повседневной жизни, ведь они формируются в основном в практической деятельности, во время игр и упражнений. Поэтому работу вела по системе, которая включает в себя занятия по образовательным областям «Ребенок и общество» и «Ребенок и природа», а так же художественно-речевую, познавательно-практическую, игровую и изобразительную деятельность. Чтобы вызвать у детей интерес к данной теме, использовала все доступные формы и методы работы : беседы, наблюдения, опыты, эксперименты, обсуждение проблемных ситуаций, заучивание стихов, чтение художественной литературы, театрально-игровую деятельность, психогимнастика, пальчиковые игры, дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые игры, тематические конкурсы поделок и рисунков и др. Основная цель – дать детям не только представление, но и научить их думать, размышлять.

Работу по формированию культуры здоровья у детей я построила по следующим направлениям:

- развитие интереса к самопознанию;

- формирование представлений о здоровье и личной гигиене;

- формирование представлений о здоровом питания;

- взаимодействие ребёнка со сверстниками и взрослыми.

С целью развития интереса детей к самопознанию организовывала различные виды деятельности с детьми на тему «Мы все такие разные». Знакомила воспитанников с уникальностью и неповторимостью каждого человека. Формировала представления о строении тела человека, эмоциональном состоянии человека в разных ситуациях. Эффективными в решении этой проблемы являются, например, такие развивающие игры и упражнения как «Какие мы разные», «Сложи человечка», «Разные лица», «Возраст человека», «Угадай настроение» (Приложение 4). В процессе цикла занятий «Наше тело», «Наши помощники» экспериментальным путём дети определяли, могут ли наши органы существовать друг без друга. Так, на занятии «В волшебном лесу» дети получили представление о функциях органов чувств человека, а также развивали умение использовать их для познания объектов окружающего мира (Приложение 5). С помощью игровых упражнений развивала координацию и точность движений у детей, моторику пальцев и кистей рук, ступней ног.

Работая над формированием представлений о здоровье и личной гигиене, знакомила детей с понятием «здоровье», с тем, что полезно и вредно для человеческого организма, а также развивала умения ухаживать за собой, заботиться о своём организме, бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих. Важно, чтобы ребёнок усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. С этой целью разработала цикл занятий «Где живёт здоровье». Кроме того, материалы таких занятий находят отражение во всех режимных моментах, самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности детей. Для расширения кругозора детей и закрепления, ранее полученных навыков, использовала настольные и дидактические игры: «Сложи картинку», «Что сначала, что потом», «Чудесный мешочек», «Хорошо-плохо», «Как вырасти здоровым», «Если малыш поранился», «Распорядок дня» и др.

Организовывала вместе с детьми простейшие игры-эксперименты и опыты, такие как «Когда заложен нос», «Мокрые ноги», «Как согреть руки» и т. д.

Одним из эффективных приёмов является использование сюжетных и игровых ситуаций проблемного характера, решение ситуационных задач типа: «Что будет дальше, если…», «Как ты думаешь, если… если есть много сладкого, не чистить зубы, не умываться, не расчесываться» и т. п. ; «Мой день».

В сюжетно-ролевых играх: «Поликлиника», «Аптека», «Семья», «Продуктовый магазин» и т. п. закрепляли с детьми навыки здоровьеформирования.

С целью формирования представлений у детей о способах сохранения своего здоровья применяла воздушное закаливание, хождение по дорожке здоровья, а также дыхательные упражнения и элементы самомассажа.

Как известно, правильное здоровое питание оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. Взрослые знают, как тяжело порой уговорить ребёнка съесть полезный овощ, а не вкусную конфетку. С целью привлечения воспитанников к здоровому питанию также вела систематическую целенаправленную работу. Кроме бесед из цикла «Разговор о правильном питании», с детьми организовывала дидактические игры «Пирамида здоровья», «Полезные и вредные продукты», «Варим суп и компот», «Витаминная семейка», «Чтобы зубки не болели», «Для чего полезен овощ?» и т. д. Придумали с воспитанниками игру «Угости меня, дружок». Вместе с детьми составляли меню из блюд, которые придумывали сами воспитанники из предложенных продуктов, сопровождая рассказами о пользе этих продуктов для организма человека. Наряду с этими формами работы, использовала такой приём как сопровождение приёма пищи детьми сопроводительными рассказами о продуктах, овощах. Такая работа позволила сформировать представление у детей о здоровом питании, и дети охотно стали употреблять в пищу овощные блюда и салаты.

Нередко физическое здоровье человека зависит от здоровья психологического, от отношения окружающих. Поэтому в работу с детьми включала игры, проблемные ситуации, позволяющие сформировать у воспитанников умение взаимодействовать как со сверстниками, так и со взрослыми. Игры, в которых дети получили навыки сопереживать, поднимать настроение товарищу, видеть эмоциональное состояние другого человека. С этой целью создала картотеку «Психогимнастика» и «Коммуникативные игры».

Проблемы, связанные с формированием у детей дошкольного возраста культуры здоровья, невозможно решить только в рамках детского сада. Сознавая это, я обеспечила преемственность в вопросах формирования культуры здоровья у детей между детским садом и семьей. Для формирования заинтересованности родителей по проблеме здорового образа жизни я проводила следующие мероприятия:

- анкетирование «Путь к здоровью ребёнка лежит через семью»;

«Воспитываем привычку к здоровому образу жизни»;

- круглый стол с приглашением медицинского работника «Детский сад и

семья в сохранении и укреплении здоровья детей» (Приложение 6);

- семинар-практикум с участием детей «Академия здорового питания»;

- групповые и индивидуальные консультации;

- стендовая информация.

Привлекала родителей к изготовлению дидактических игр.

Перечисленные мероприятия помогли наладить более тесное и эффективное взаимодействие детского сада с родителями.

В результате проведенной работы в конце учебного года было выявлено, что навыки здорового образа жизни у детей сформированы на 80% (Приложение 2). У воспитанников среднего возраста :

- появился интерес к самопознанию;

- сформировано представление о строении тела, об уникальности и индивидуальности каждого человека;

- сформировано представлений о здоровье и личной гигиене, об уходе за своим организмом;

- сформированы представления о здоровом питании;

- развито умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, умение бережно относиться как к себе, так и к окружающим людям.

Родители, понимая актуальность вопроса, заинтересованы в формировании культуры здоровья у детей и умеют применять на практике некоторые методы и приёмы для сохранения здоровья у своих детей в домашних условиях. Учитывая актуальность данной проблемы, ее значимость в сохранении и укреплении здоровья детей, считаю необходимым продолжить эту работу с воспитанниками дошкольного учреждения.

Планирую разработать перспективное планирование работы с детьми старшего возраста по формированию навыков здорового образа жизни и консультации для воспитателей по данной проблеме. Дополнить уголок «Здоровячок» макетами, пособиями и дидактическими играми на тему здорового образа жизни согласно старшему дошкольному возрасту.

Данный опыт представлялся на педагогическом совете.

Список использованной литературы

1. Образовательные стандарты дошкольного образования. Минск: Нац. Ин-т образования, 2012.

2. Учебная программа дошкольного образования/ Министерство образования Республики Беларусь. – 2-е изд. – Минск: Нац. ин-т образования; Аверсэв, 2014. – 416с.

3. Батурина, С. Формирование здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном учреждении / С. Батурина, //Пралеска. 2013. № 6.

4. Бирюкова, А. А. Самомассаж для всех и каждого / Бирюкова А. А. – М., 1987.

5. Варивода, Н. Диагностика экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста – Мозырь, 2003.

6. Дедулевич, М. Здоровье и личная гигиена / М. Дедулевич // Пралеска. 2013. № 3.

7. Лукина, Л. И. Путь к здоровью ребёнка лежит через семью / Л. И. Лукина // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2006. № 7.

8. Пятница, Т. В. Развивающая среда дошкольного учреждения / Т. В. Пятница. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2008. – 291 с. : ил. +1 электрон. Опт. Диск (CD-R).

9. Сёмина, С. В. Система методической работы с педагогами дошкольных учреждений по оптимизации образовательного процесса на валеологической основе – Мозырь: «Содействие», 2007 – 142 с.

10. Сократов, И. В., Корнева, И. Н., Феофанов В. Н., Литвинова, А. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей : Учебное пособие – М. : ТЦ Сфера, 2005 – 224 с.

11. Чермашенцева, О. В. Основы безопасного поведения дошкольников : занятия, планирование, рекомендации / авт. -сост. О. В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2010.–207с.

12. Шукшина, С. Е. Я и моё тело – М. : Школьная Пресса, 2004 – 48 с.

13. Здоровье и здоровый образ жизни //Пралеска. 2010. № 7.

Публикации по теме:

Конспект НОД формирование целостной картины мира для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Зима» Цели: познакомить с признаками зимы; учить сравнивать зиму с другими времена года. Задачи: 1. Расширять словарь по теме «Зима». Уточнять.

Формирование представлений о частях суток у детей среднего дошкольного возраста Введение Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием.

Методическая разработка «Формирование социально–нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста» «Формирование социально – нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством реализации проектов» Нравственность - такой.

Описание опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД» Обеспечение безопасности детей становится всё актуальнее. Для маленького гражданина повседневная жизнь таит множество опасностей. Чаще это.

Описание опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Идея: Способствовать нравственно - патриотическому развитию.

Описание опыта работы «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей младшего и среднего дошкольного возраста» Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими.

Описание опыта работы «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Описание опыта работы по теме: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста». Проект «Светлая Пасха» с детьми средней.

Описание педагогического опыта «Ознакомление детей раннего возраста со свойствами природных объектов» ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА по теме: «Ознакомление детей раннего возраста со свойствами природных объектов (форма, величина, пространственное.

Представление опыта работы «Формирование основ правил дорожного движения у детей дошкольного возраста»Представление опыта работы «Формирование основ правил дорожного движения у детей дошкольного возраста» Представление опыта работы «Формирование основ правил дорожного движения у детей дошкольного возраста» Несомненна актуальность и просто.

Проект «Формирование диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» МАДОУ «Детский сад №175» Г. Пермь Краткосрочный проект «Формирование диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Описание опыта педагогической деятельности «Формирование здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста»
Опубликовано: 31 октября 2016 в 10:44
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Описание опыта педагогической деятельности «Формирование здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Дембицкая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД