Валентина Галкина
Описание опыта работы «Социализация детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание опыта работы по теме «Социализация детей дошкольного возраста в процессе сюжетно – ролевой игры»
«Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!»
Е. А. Покровский
Введение.
Публикация «Описание опыта работы „Социализация детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
С приходом малыша в детский сад, у него начинается новый этап в его жизни. Детей нужно любить и принимать такими, какие они есть, ведь каждый ребенок уникальный. Не нужно требовать невозможного, просто необходимо найти индивидуальный подход к каждому ребенку и он раскроется и покажет на что он способен.
О роли игры в жизни дошкольника, ее значение для формирования его личности хорошо известно всем. В последнее время наблюдается тенденция слабого игрового развития дошкольников. Причин для этого много, мы их не будем затрагивать. Хотя значение на формирование личности, развитие ребенка, его социализацию в обществе важно.
Поэтому анализируя программу воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой «От рождения до школы», которая реализовалась в нашем дошкольном учреждении, было отмечено, что в ней не достаточно ярко представлен раздел по игровой деятельности. Поэтому в группе организовался проект «Играем вместе» в соответствии с ФГОС ДО, ведь одна из его идей – «Не учить, а играть».
Данный проект обеспечит тесную взаимосвязь различных видов детской деятельности в процессе формирования сюжетно – отобразительной игры (сюжетно – ролевая игра + театр + драматизациия + эксперимент + дидактическая игра и т. д.) На основе этого проекта у ребенка сформируется набор умений и навыков, который позволит ему развивать сюжет, находить партнеров в игре.
В свете современных требований выделяются два возможных пути организации игры в детском саду. Первый путь заключается в традиционном для отечественной педагогики воздействии взрослого на содержание сюжетной игры ребенка; в соответствии со вторым путем игра рассматривается как культурная деятельность и создаются благоприятные условия для формирования у детей различных способов игры. "Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребенка, являются знание - действие - общение. Особая роль при этом принадлежит воспитателю. Именно от личности педагога, его знаний, умений, профессионального мастерства и способности творчески организовать руководство игровой деятельностью детей зависит использование ее в целях всестороннего развития личности ребенка" - Русскова Л. В.
Данная проблема нашла своё отражение в работах отечественных авторов: Л. Б. Эльконина, Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, А. И. Сикорского, Н. К. Крупской, Л. С. Рубинштейна, Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова. Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, Р. И. Жуковской, Е. И. Радиной, З. М. Богуславской, Г. К. Селевко и др.
Так или иначе, но утверждение о том, что присущая игре быстрая смена ситуаций, их нестандартный характер и необходимость приспособления к ним играющего делает ее важнейшей составной частью обучения и воспитания, невозможно оспорить.
Непременной составляющей частью большинства игр являются игрушки – предметы, на которых направлена деятельность играющего.
Игра – это особая самостоятельная творческая деятельность детей.
Ролевая игра - это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщающей форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Сюжетная игра-детская игра, в которой ребёнок действует по определённому сценарию и воспроизводит в основных деталях сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов, сказок, и т. д.
Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В ее процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Главное назначение игры – социальное развитие ребёнка, т. е. овладение нормами и правилами поведения в обществе, определёнными умениями и социальными навыками. Дошкольники, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными проблемами.
Содержание игры – это то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности и отношений взрослых.
Сюжет – отражаемая в игре область, сторона действительности.
Роль – средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно –ролевой игры. Ролевые отношения – общение, определяемое взятыми ролями. Реальные отношения – взаимоотношения детей как партнеров, направленные на организацию игры. Игровой материал – игрушки, предметы, используемые в игре.
Сюжетно – ролевой игре присущи основные черты: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Наблюдая за игрой детей, я обратила внимание на то, что не у всех детей это получается хорошо. Один ребенок легко переносит действия с предметами в игру, другому - нужно немного помочь, а третьему требуется длительное время и помощь взрослого партнера. Процесс этот сложен и зависит от многих причин, в том числе и от умения взрослых опираться на детский опыт, находить пути индивидуального подхода к ребенку. Постоянная демонстрация образцов и приемов игры приводила к тому, что в группе более половины детей не могли самостоятельно приступить к игре, боясь, что выполнят «не так, неправильно»; ждали указаний от воспитателя.
Материалы наблюдений за детьми подтвердили необходимость серьезной, глубокой и систематической работы по формированию у детей игровых действий.
Перед нами встала задача научить их играть с разными игрушками и предметами, развивать индивидуальную игру малышей первых двух групп. И после решения этой задачи приступить к обучению играм «рядом» и «вместе».
Мной были разработаны игры – занятия, которые предусматривают творческое использование традиционной методики и решение воспитательно – образовательных задач, определенных программой для детей третьего года жизни (игры с куклами, с матрешками, с машинами, со строительным материалом, развлечения игрушками).
Развитие сюжетно ролевой игры :
В раннем возрасте игра рядом или одиночная игра. Современные исследователи выделяют ознакомительную игру, ее действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предметов –игрушек. Ребенок действует по мотиву, заданному взрослым. Отобразительная игра, ребенок подражает действиям взрослого, замещает недостающие предметы. Сюжетно –отобразительная игра, дети многократно повторяют действия, ребенок пытается взять на себя роль, отображают впечатления, полученные в повседневной жизни.
Метод руководства сюжетно –ролевой игрой :
Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослый должен играть вместе с детьми. На каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры. На каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам. Процесс руководства сюжетно-ролевой творческой игрой должен быть построен так, чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в нем с обучением и воспитанием, в том числе и трудовым.
Исходя из этого принципа можно выделить 3 группы методов.
Первая группа методов связана с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни. К ним можно отнести наблюдения; экскурсии (первичная, повторная, завершающая); встречи с людьми разных профессий; эмоционально-выразительное чтение художественной литературы; беседу; беседу-рассказ с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе его; рассказ воспитателя, сопровождаемый демонстрацией специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в стране; составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями окружающей жизни; индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях; инсценировки литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра; этические беседы.
Вторая группа - это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в творческой игре: игра с одним ребенком, выполнение ведущей или второстепенной роли. Кроме того, педагог широко использует оказание детям помощи в реализации знаний, полученных на занятиях, путем предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, развития ее содержания, подведения итогов.
Педагог учитывает индивидуальные особенности ребенка, если он уверен в себе важно научить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив и нерешителен нужно поддержать любую инициативу.
В целях воспитания у детей навыков и умений самостоятельной организации игры
используются также поручения; задания (по подбору игрового материала, по изготовлению игрушек-самоделок и др.); беседы; поощрения, разъяснения, вопросы, направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, определения игровых действий.
Такие необходимые ребенку умения, как определение для себя роли и доведение ее до конца игры, формируют путем советов, индивидуальных заданий, поручений; привлечения иллюстративного материала, чтение отрывков из литературных произведений, характеризующих то или иное действующее лицо; индивидуальных бесед по поводу роли; изготовления вместе с ребенком элементов костюма для его роли.
Важной задачей является воспитание у детей умения самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний каждого. Поэтому педагог должен хорошо изучить характеры, склонности и привычки своих воспитанников и постоянно помогать детям лучше узнать друг друга, обращая их внимание на положительные стороны личности каждого ребенка. Для решения этой задачи можно использовать такой прием, как проведение конкурсов на лучшее придумывание элементов костюма, на интересные предложения относительно ролевых действий, на выразительность речи, мимики, жестов.
Третья группа методов связана с обучением детей конструированию из строительного материала и обыгрыванию построек, изготовлению игрушек. В эту группу входят такие методы и приемы, как совместное выполнение воспитателем и детьми построек; рассматривание образца воспитателя, показ приемов конструирования; использование фотографий детских построек, схем, таблиц; использование тематических заданий типа «Построим улицу нашего города», «Построим метро» и др. ; подбор материала для обыгрывания построек.
Большую роль играют обучение детей умению делать игрушки из бумаги путем складывания (лодочки, пароходы, животные, фотоаппараты, скамеечки, стаканы и др., из тонкого картона по выкройкам; изготовлению игрушек из природного и дополнительного материала (катушек, картонных коробок разной формы и величины и др.); использование тематических заданий: сделать красивую мебель для новоселов, карусели и другое оборудование для детской площадки (игра "Строительство города") и т. п.
Немаловажную роль для развития игры имеет умение детей использовать предметы - заместители (кирпичик вместо мыла и т. д. ,чем больше предметов заместителей дети внесут, тем интереснее и содержательнее игра.
Использование описанных выше методов и приемов зависит от возрастных особенностей детей от уровня развития их игровых умений и навыков.
Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.
Руководя играми малышей, не только обучаю их игровым умениям и навыкам, но и управляю детскими взаимоотношениями.
Для этого использую различные приемы: создания атмосферы доброжелательности, сердечности; участие воспитателя в игре; положительная оценка взрослым действий ребенка; целевой подбор и размещение игрушек и т. д. Руководя игрой, стремлюсь не подавлять инициативы, самостоятельности ребенка.
Все названные выше приемы были направлены на то, чтобы игра стала для детей интересной, увлекательной самостоятельной деятельностью, чтобы каждый ребенок мог проявить в ней свои способности, научиться устанавливать эмоционально – положительные контакты со сверстниками.
Известно, что дошкольникам свойственны эмоциональность, впечатлительность, стремление ко всему яркому, необычному. В связи с этим обогащение детей новыми знаниями и представлениями старалась проводить живо и занимательно. Чтобы вызвать у них интерес, желание подражать. Игровые представления формируются и в ходе наблюдений (за трудом взрослых, чтения художественной литературы, рассматривания картин из серии «Мы играем». Во время наблюдений раскрываю детям последовательность трудовых операций и по возможности вовлекаю их в процесс через различные трудовые поручения. Необходимо помочь детям наблюдаемые действия перенести в игру, поэтому в ходе игры педагог обозначает игровую задачу, и учит этому детей. Посему увеличилась длительность игры, количество ролей стало выше.
Положительным моментом мы считаем и усиление речевой активности детей во время игры. Чаще дети сопровождают речью свои действия с игрушкой. Без создания эффективной предметно-пространственной и развивающей среды невозможна реализация игрового проекта. Поэтому в ходе проекта были организованы следующие игровые центры: центр двигательной активности, центр игровых двигательных модулей, центр строительства, игровой центр «Жилая комната», музыкально-театральный центр, книжный уголок, центр развивающих игр, место для уединения.
Важным направлением работы является привлечение родителей к участию в жизни ДОУ.
Они активно участвуют в обогащении игрового оборудования группы (мебель для кукол, одежда для кукол и для уголка ряжения, оборудование для макетов сюжетно – ролевых игр).
Результатом проводимой мною работы явилась положительная динамика игровой деятельности детей. Дети стали активны, коммуникабельны в общении со сверстниками, знакомыми и незнакомыми в различных ситуациях общения. Научились согласовывать тему игры, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре. Дошколята стали больше проявлять творческую самостоятельность в игре.
Повысился интерес детей к играм, что подтверждает эффективность использования методов и приёмов в развитии игровой деятельности. Родители стали больше внимания уделять играм с детьми.
В результате совместной игровой деятельности, дети научились переносить игровые действия с одной игрушки на другую.
- повысился уровень речевого развития и речевого этикета;
- появилось умение контролировать свое эмоциональное состояние, и состояние детей;
- появилось осознанное поведение и общение в обществе.
- повысился эмоциональный контакт с семьями воспитанников.
Это показывают результаты итоговой диагностики: 83% детей с высоким уровнем, 12% детей со средним уровнем, 5% детей с низким уровнем.
Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.
Описанный мною опыт работы будет интересен не только для воспитателей ДОУ, но и для родителей, а также для узких специалистов-психологов, логопедов.
Потому что, в игре зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формируются умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением, и постоянно расширяется жизненный опыт детей, формируются их моральные качества. Дошкольники, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными проблемами.
С целью распространения педагогического опыта провести открытые просмотры, обобщить опыт по игровой деятельности (разработать методические рекомендации педагогам, перспективного плана работы для последующих групп, конспекты игр – занятий, буклеты для родителей,); (мастер –класс по проведению сюжетных –игр). В рамках педагогической диагностики для отслеживания результативности работы разработать показатели степени овладения детьми игровых умений и навыков.
На основе выводов можно дать следующие рекомендации:
1. Необходимо создать условия для игровой деятельности в группе с учётом места, времени в режиме дня, создать материально - игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы - заместители, бросовый материал, который используется детьми во время сюжетно - ролевых игр.
2. Обогащать содержание детской игры использованием различных методов и приё мов таких как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя о труде взрослых, использование иллюстраций, инсценировки литературных произведений, этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре, предложения, советы, разъяснения, вопросы направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования и др.
Все это, как отдельно, так и в системе позволит всесторонне развить личность ребёнка, развить их творческие способности, раскрыть их творческий потенциал.