Наталья Лебедева
Описание опыта работы по реализации проекта «Маленький дизайнер»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Огонек»
Описание опыта работы
Лебедевой Натальи Владимировны
по реализации проекта «Маленький дизайнер», направленный на развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
1. Содержание и методы работы с детьми
Публикация «Описание опыта работы по реализации проекта „Маленький дизайнер“» размещена в разделах
Мною было проведено диагностическое исследование детей старшего дошкольного возраста. В процессе нашего исследования на этапе проведения констатирующего эксперимента нами была поставлена следующая цель: выявить исходный уровень развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Проведенный нами анализ развития художественного творчества детей среднего дошкольного возраста показал необходимость повышения уровня и качества дизайн деятельности детей в дошкольном учреждении, а также результаты констатирующего эксперимента, позволили нам перейти к формирующему эксперименту.
Целью его явилось: развитие у детей старшего дошкольного возраста художественного творчества средством обучения детей элементам дизайна.
Для реализации выше указанной цели нами была разработан и апробирован проект «Маленький дизайнер». Занятия с детьми, в процессе реализации проекта «Маленький дизайнер», позволяют приобщать их к наблюдению за действительностью, развивать важнейшие для художественного творчества умения, видеть мир глазами художника, формировать наблюдательность и внимательность, предоставлять свободу в отражении – доступными для ребенка художественными средствами – своего видения мира.
Цель проекта «Маленький дизайнер» : развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности посредством обучения детей элементам дизайна.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Обучение детей элементам дизайн-деятельности.
2. Развитие эстетического восприятия мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
3. Развитие воображения детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
4. Формирование навыков детей в работе с разнообразными материалами;
5. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах развития творческих способностей дошкольников, через дизайн – деятельность.
Обучение дизайну осуществляется поэтапно.
В детском возрасте художественные замыслы устойчивы и ребенок способен взять на себя любую роль «художник», «скульптор», «дизайнер». Он способен мотивировать выбор материала, для передачи настроения, эмоционального отношения к окружающему миру.
С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводила игры: «Юный дизайнер», «Укрась костюм», «Замени предметы», «Веселый цвет». Знакомила дошкольников с различными новыми методами и технологиями используемыми в дизайне : «Пластилинография», «Декупаж», «Пескография». Обучала умению моделировать одежду, при этом идет формирование эстетического вкуса, художественного кругозора, понимания проектирования одежды, как творческого процесса, приобретение знаний и навыков создания моделей одежды.
Наблюдая за детским творчеством видно, какое значение ребёнок придает своим «богатствам» (камешки, бусинки, лоскутки ткани, пуговицы и т. д.
В детских руках они превращаются в настоящие «драгоценности» - бусинка это жемчуг из далекого синего моря, лоскуток – платье принцессы, фантик – тропическая бабочка. Именно эту способность видеть необычное в обычном мы использовали на занятиях детским дизайном.
В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. В процессе дизайнерской деятельности дети и родители знакомились с особенностями, свойствами, возможностями различных художественных материалов и новыми технологиями. Тематика занятий с детьми была очень разнообразна. Это:
• архитектурно–художественное моделирование;
• дизайн интерьера;
• дизайн одежды и украшений;
При восприятии конечного результата своего творчества старшие дошкольники проявляли активный, ярко выраженный интерес к дизайну. Дети давали оценку с позиции понимания художественного образа как результата творчества.
Рассмотрим каждое из них.
Архитектурно-художественное моделирование:
Архитектурно-художественный дизайн отвечает фундаментальным задачам развития ребенка, поскольку вся его окружающая обстановка, интерьер, как элементы общей культуры, формирует эстетическое отношение к быту.
Данную задачу решала через ознакомление детей с доступными им образцами отечественного и мирового зодчества. Дети знакомились с архитектурой разного времени, различными зданиями и постройками. Для воплощения своих идей на клубных занятиях дети создавали проекты на темы :
• «Фонари на улицах города»;
• «Детский сад мы строим сами»;
• «Домики трех поросят»;
• «Дом для осени».
Данные работы были выполнены из разного материала (картон, бумага, коробки, бросовый и природный материал).
Дизайн интерьера :
В настоящее время большое влияние на ребенка оказывает предметно - развивающая среда, поэтому особое внимание детей я обращаю на украшение интерьера. Дети обращают внимание на окружающие объекты, которые им нравятся или не нравятся, отмечают разнообразие их окраски, формы, фактуры, величины, пропорций. В своей группе стараемся вместе с ребятами создать уютный, интересный дизайн.
Для дизайнерской деятельности дети собирали растения и минералы, использовали бумагу, ткани, природные материалы, создавали из них аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и образные композиции для украшения своего быта:
• «Дары осени»;
• «Весенний лужок»;
Интересен и полезен детям дизайн композиций из даров природы (зелень, сухостой, овощи, фрукты). В процессе совместной трудовой деятельности дети чувствовали свою значимость, что приносит им радость, поддерживает интерес и желание мастерить. Так маленькими дизайнерами были созданы прекрасные композиции:
• «Золотая осень»;
• «Сказочный павлин».
Дизайн одежды и украшений :
Особое внимание уделяла ознакомлению детей с одеждой, новыми технологиями и направлениями в украшении одежды. Игры художественного содержания и сюжетно - ролевые игры побуждали детей к поискам гардероба для кукол (платья, шляпки, кофточки, декора к спектаклям. На своих занятиях я знакомила детей с костюмами разных народов мира, а они в свою очередь дают толчок для творчества, созданию новых коллекций одежды, которые отображают яркий колорит, национальные мотивы и традиции. Дети, полюбившие народную культуру, всегда будут чтить традиции своего народа, а значит любить, уважать и сохранять то, что было накоплено
Направление «Моделирование и декор одежды» - позволило ознакомить детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков – эскизов, фасонов. Работа в этом направлении формировала у дошкольников внимание и интерес к своему внешнему виду, кукольно-игровому гардеробу. Дети узнали, что одежда может многое рассказать о человеке: например, о его художественном вкусе, о чувстве меры в следовании моды. На основе эскизов одежды, вместе с педагогами и родителями дети создавали предметы объемного дизайна : модели головных уборов, платья, костюмы из бросового материала.
Дети придумывали новые и удивительные коллекции одежды:
• «Галстук для папы»;
• «Шляпы, короны, кокошники»;
• «Красивые бусы и браслеты»;
• «Цветы для мамы» (Приложение фото материалы).
Маленькие дизайнеры участвовали в выставках, где представляли свои работы, выполненные в разных жанрах, с использованием разного материала. Тематика выставок достаточно разнообразна: «Дары осени», «Мастерская Деда Мороза», «Мой любимый цветок», «Оберег моего дома».
2. Взаимодействие с родителями
В процессе работы с воспитанниками я почувствовала стремление родителей к совместному творчеству с детьми и стала вовлекать их в совместную деятельность. Родители стали активно помогать в сборе материала, участвовать в оформлении выставок.
В течение года родители помогали нам в работе. Приносили совместно созданные поделки, композиции, панно, украшения для группы. Показывали свое мастерство в создании весенней коллекции. К подготовке конкурсов приобщали активных бабушек. В результате проведенных мероприятий дети и родители получили положительные эмоции, проявили творчество и фантазию, показали хорошие умения и навыки дизайнерской деятельности.
За активное участие в конкурсах и подготовку замечательных поделок родителям вручались благодарственные письма с указанием имен родителей и детей. Организация таких выставок стала нашей хорошей традицией.
3. Оценка эффективности системы работы
Проведя сравнительный анализ усвоения проекта «Маленький дизайнер» на сентябрь 2015 и май 2016 учебного года, можно отметить, что уровень усвоения детьми данного материала, а именно развитие художественно-творческих способностей, повысился.
На протяжении года я знакомила детей с разнообразием прикладного искусства, учила сочетать цвета, использовать разнообразные материалы и всю цветовую гамму, учила создавать прекрасное своими руками, видеть восхитительное в том, что нас окружает в повседневной жизни. Параллельно проекту велась плодотворная работа кружка «Умелые ручки», руководителем которого я являюсь. В результате занятий по детскому дизайну дети стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявлять более устойчивый интерес к изобразительному искусству, повысилась их творческая активность и художественная самостоятельность. Творческая активность проявилась также в способности планировать свою работу. Дети научились замысливать образ, искать средства их воплощения, продумывать последовательность своей работы и добиваться результата.
У детей также пробудились чувства творческого удовлетворения. В сотрудничестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка, техник исполнения.
В живом общении с искусством они научились создавать и использовать в оформлении аранжировки из природных материалов, подбирать и создавать фасоны одежды, костюмов, обстановку для игр и спектаклей, праздничных утренников, благоустраивать бытовые и праздничные интерьеры.
Таким образом, обучение детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна является эффективным, при соблюдении требований:
- цикл занятий строиться последовательно и включать в себя разные виды дизайн-деятельности;
- донесение до детей смысла и значения дизайн-деятельности, ее практической направленности;
- практического использования продуктов детской дизайн - деятельности в детском саду;
- организация восприятия детьми образцов дизайн искусства;
- организация взаимодействия ДОУ с семьей;
- а также наличия необходимого материального оснащения занятий по детскому дизайну.
Таким образом, художественно - эстетическое воспитание дошкольников в процессе приобщения детей к основам дизайнерской деятельности я рассматриваю как основу деятельной и саморазвивающейся, творческой личности. Поэтому я считаю эту работу необходимой, системной и целенаправленной и планирую продолжить работать в этом направлении, искать новые формы работы по ознакомлению детей с дизайнерской деятельностью. Данный проект можно использовать в дошкольных образовательных учреждениях.
Использованная литература:
1. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн», М., 2006г. 1, 2 часть.
2. «Истоки» : Базис развития ребенка-дошкольника. - М. ,2003
3. Лыкова И. А. Цветные ладошки: Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. -М. 2003.
4. Лялина Л. А Дизайн и дети : из опыта методической работы. - М., ТЦ Сфера, 2006.
5. Евстигнеева Н. В. Изобразительное искусство и художественный труд. -М. 1998.
6. Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников. - М., 2004
7. Лялина Л. А. Дизайн пришел в детский сад. // Методист дошкольного образовательного учреждения№2.2009.
8. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М. 2007.
9. Дорожин Ю. «Искусство – детям» : Первые уроки дизайна. - 2005, № 1
10. Рыжова Н. Букарева А. Необычное в обычном. // Обруч – 2008, № 6
11. Логинова Л. Дизайн – премьера. // Обруч -2008, № 6