Лучший педагог года

Описание опыта работы по реализации проекта «Маленький дизайнер»

Наталья Лебедева
Описание опыта работы по реализации проекта «Маленький дизайнер»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Огонек»

Описание опыта работы

Лебедевой Натальи Владимировны

по реализации проекта «Маленький дизайнер», направленный на развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

1. Содержание и методы работы с детьми

Публикация «Описание опыта работы по реализации проекта „Маленький дизайнер“» размещена в разделах

Мною было проведено диагностическое исследование детей старшего дошкольного возраста. В процессе нашего исследования на этапе проведения констатирующего эксперимента нами была поставлена следующая цель: выявить исходный уровень развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Проведенный нами анализ развития художественного творчества детей среднего дошкольного возраста показал необходимость повышения уровня и качества дизайн деятельности детей в дошкольном учреждении, а также результаты констатирующего эксперимента, позволили нам перейти к формирующему эксперименту.

Целью его явилось: развитие у детей старшего дошкольного возраста художественного творчества средством обучения детей элементам дизайна.

Для реализации выше указанной цели нами была разработан и апробирован проект «Маленький дизайнер». Занятия с детьми, в процессе реализации проекта «Маленький дизайнер», позволяют приобщать их к наблюдению за действительностью, развивать важнейшие для художественного творчества умения, видеть мир глазами художника, формировать наблюдательность и внимательность, предоставлять свободу в отражении – доступными для ребенка художественными средствами – своего видения мира.

Цель проекта «Маленький дизайнер» : развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности посредством обучения детей элементам дизайна.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Обучение детей элементам дизайн-деятельности.

2. Развитие эстетического восприятия мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;

3. Развитие воображения детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;

4. Формирование навыков детей в работе с разнообразными материалами;

5. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах развития творческих способностей дошкольников, через дизайн – деятельность.

Обучение дизайну осуществляется поэтапно.

В детском возрасте художественные замыслы устойчивы и ребенок способен взять на себя любую роль «художник», «скульптор», «дизайнер». Он способен мотивировать выбор материала, для передачи настроения, эмоционального отношения к окружающему миру.

С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводила игры: «Юный дизайнер», «Укрась костюм», «Замени предметы», «Веселый цвет». Знакомила дошкольников с различными новыми методами и технологиями используемыми в дизайне : «Пластилинография», «Декупаж», «Пескография». Обучала умению моделировать одежду, при этом идет формирование эстетического вкуса, художественного кругозора, понимания проектирования одежды, как творческого процесса, приобретение знаний и навыков создания моделей одежды.

Наблюдая за детским творчеством видно, какое значение ребёнок придает своим «богатствам» (камешки, бусинки, лоскутки ткани, пуговицы и т. д.

В детских руках они превращаются в настоящие «драгоценности» - бусинка это жемчуг из далекого синего моря, лоскуток – платье принцессы, фантик – тропическая бабочка. Именно эту способность видеть необычное в обычном мы использовали на занятиях детским дизайном.

В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. В процессе дизайнерской деятельности дети и родители знакомились с особенностями, свойствами, возможностями различных художественных материалов и новыми технологиями. Тематика занятий с детьми была очень разнообразна. Это:

• архитектурно–художественное моделирование;

дизайн интерьера;

дизайн одежды и украшений;

При восприятии конечного результата своего творчества старшие дошкольники проявляли активный, ярко выраженный интерес к дизайну. Дети давали оценку с позиции понимания художественного образа как результата творчества.

Рассмотрим каждое из них.

Архитектурно-художественное моделирование:

Архитектурно-художественный дизайн отвечает фундаментальным задачам развития ребенка, поскольку вся его окружающая обстановка, интерьер, как элементы общей культуры, формирует эстетическое отношение к быту.

Данную задачу решала через ознакомление детей с доступными им образцами отечественного и мирового зодчества. Дети знакомились с архитектурой разного времени, различными зданиями и постройками. Для воплощения своих идей на клубных занятиях дети создавали проекты на темы :

«Фонари на улицах города»;

«Детский сад мы строим сами»;

«Домики трех поросят»;

«Дом для осени».

Данные работы были выполнены из разного материала (картон, бумага, коробки, бросовый и природный материал).

Дизайн интерьера :

В настоящее время большое влияние на ребенка оказывает предметно - развивающая среда, поэтому особое внимание детей я обращаю на украшение интерьера. Дети обращают внимание на окружающие объекты, которые им нравятся или не нравятся, отмечают разнообразие их окраски, формы, фактуры, величины, пропорций. В своей группе стараемся вместе с ребятами создать уютный, интересный дизайн.

Для дизайнерской деятельности дети собирали растения и минералы, использовали бумагу, ткани, природные материалы, создавали из них аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и образные композиции для украшения своего быта:

«Дары осени»;

«Весенний лужок»;

Интересен и полезен детям дизайн композиций из даров природы (зелень, сухостой, овощи, фрукты). В процессе совместной трудовой деятельности дети чувствовали свою значимость, что приносит им радость, поддерживает интерес и желание мастерить. Так маленькими дизайнерами были созданы прекрасные композиции:

«Золотая осень»;

«Сказочный павлин».

Дизайн одежды и украшений :

Особое внимание уделяла ознакомлению детей с одеждой, новыми технологиями и направлениями в украшении одежды. Игры художественного содержания и сюжетно - ролевые игры побуждали детей к поискам гардероба для кукол (платья, шляпки, кофточки, декора к спектаклям. На своих занятиях я знакомила детей с костюмами разных народов мира, а они в свою очередь дают толчок для творчества, созданию новых коллекций одежды, которые отображают яркий колорит, национальные мотивы и традиции. Дети, полюбившие народную культуру, всегда будут чтить традиции своего народа, а значит любить, уважать и сохранять то, что было накоплено

Направление «Моделирование и декор одежды» - позволило ознакомить детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков – эскизов, фасонов. Работа в этом направлении формировала у дошкольников внимание и интерес к своему внешнему виду, кукольно-игровому гардеробу. Дети узнали, что одежда может многое рассказать о человеке: например, о его художественном вкусе, о чувстве меры в следовании моды. На основе эскизов одежды, вместе с педагогами и родителями дети создавали предметы объемного дизайна : модели головных уборов, платья, костюмы из бросового материала.

Дети придумывали новые и удивительные коллекции одежды:

«Галстук для папы»;

«Шляпы, короны, кокошники»;

«Красивые бусы и браслеты»;

«Цветы для мамы» (Приложение фото материалы).

Маленькие дизайнеры участвовали в выставках, где представляли свои работы, выполненные в разных жанрах, с использованием разного материала. Тематика выставок достаточно разнообразна: «Дары осени», «Мастерская Деда Мороза», «Мой любимый цветок», «Оберег моего дома».

2. Взаимодействие с родителями

В процессе работы с воспитанниками я почувствовала стремление родителей к совместному творчеству с детьми и стала вовлекать их в совместную деятельность. Родители стали активно помогать в сборе материала, участвовать в оформлении выставок.

В течение года родители помогали нам в работе. Приносили совместно созданные поделки, композиции, панно, украшения для группы. Показывали свое мастерство в создании весенней коллекции. К подготовке конкурсов приобщали активных бабушек. В результате проведенных мероприятий дети и родители получили положительные эмоции, проявили творчество и фантазию, показали хорошие умения и навыки дизайнерской деятельности.

За активное участие в конкурсах и подготовку замечательных поделок родителям вручались благодарственные письма с указанием имен родителей и детей. Организация таких выставок стала нашей хорошей традицией.

3. Оценка эффективности системы работы

Проведя сравнительный анализ усвоения проекта «Маленький дизайнер» на сентябрь 2015 и май 2016 учебного года, можно отметить, что уровень усвоения детьми данного материала, а именно развитие художественно-творческих способностей, повысился.

На протяжении года я знакомила детей с разнообразием прикладного искусства, учила сочетать цвета, использовать разнообразные материалы и всю цветовую гамму, учила создавать прекрасное своими руками, видеть восхитительное в том, что нас окружает в повседневной жизни. Параллельно проекту велась плодотворная работа кружка «Умелые ручки», руководителем которого я являюсь. В результате занятий по детскому дизайну дети стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявлять более устойчивый интерес к изобразительному искусству, повысилась их творческая активность и художественная самостоятельность. Творческая активность проявилась также в способности планировать свою работу. Дети научились замысливать образ, искать средства их воплощения, продумывать последовательность своей работы и добиваться результата.

У детей также пробудились чувства творческого удовлетворения. В сотрудничестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка, техник исполнения.

В живом общении с искусством они научились создавать и использовать в оформлении аранжировки из природных материалов, подбирать и создавать фасоны одежды, костюмов, обстановку для игр и спектаклей, праздничных утренников, благоустраивать бытовые и праздничные интерьеры.

Таким образом, обучение детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна является эффективным, при соблюдении требований:

- цикл занятий строиться последовательно и включать в себя разные виды дизайн-деятельности;

- донесение до детей смысла и значения дизайн-деятельности, ее практической направленности;

- практического использования продуктов детской дизайн - деятельности в детском саду;

- организация восприятия детьми образцов дизайн искусства;

- организация взаимодействия ДОУ с семьей;

- а также наличия необходимого материального оснащения занятий по детскому дизайну.

Таким образом, художественно - эстетическое воспитание дошкольников в процессе приобщения детей к основам дизайнерской деятельности я рассматриваю как основу деятельной и саморазвивающейся, творческой личности. Поэтому я считаю эту работу необходимой, системной и целенаправленной и планирую продолжить работать в этом направлении, искать новые формы работы по ознакомлению детей с дизайнерской деятельностью. Данный проект можно использовать в дошкольных образовательных учреждениях.

Использованная литература:

1. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн», М., 2006г. 1, 2 часть.

2. «Истоки» : Базис развития ребенка-дошкольника. - М. ,2003

3. Лыкова И. А. Цветные ладошки: Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. -М. 2003.

4. Лялина Л. А Дизайн и дети : из опыта методической работы. - М., ТЦ Сфера, 2006.

5. Евстигнеева Н. В. Изобразительное искусство и художественный труд. -М. 1998.

6. Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников. - М., 2004

7. Лялина Л. А. Дизайн пришел в детский сад. // Методист дошкольного образовательного учреждения№2.2009.

8. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М. 2007.

9. Дорожин Ю. «Искусство – детям» : Первые уроки дизайна. - 2005, № 1

10. Рыжова Н. Букарева А. Необычное в обычном. // Обруч – 2008, № 6

11. Логинова Л. Дизайн – премьера. // Обруч -2008, № 6

Публикации по теме:

Формирование представлений о ПДД у детей дошкольного возраста через проектную деятельность. (описание опыта работы) «Социально-коммуникативное развитие» является одной из образовательных областей, которые выделяет ФГОС. Одной из задач социально-коммуникативного.

Описание опыта работы на тему «Формирование логического мышления детей средствами логико-математических игр» .

Описание опыта работы по использованию многофункционального дидактического пособия «Волшебные круги Луллия» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД»50 Р. П. СЕННОЙ ВОЛЬКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» Описание.

Описание опыта работы по теме «Повышение педагогического мастерства педагогов по развитию творческой самостоятельности» Описание опыта работы по теме «Повышение педагогического мастерства педагогов по развитию творческой самостоятельности, инициативы, эстетического.

Описание опыта работы по теме: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» Описание опыта работы по теме: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста».Сенсорное воспитание создаёт необходимые предпосылки.

Описание опыта работы «Развитие речи детей посредством театральной деятельности» Описание опыта работы «Развитие речи детей посредством театральной деятельности». Дети от природы наделены яркими способностями и нужно,.

Описание опыта работы «Экологическое воспитание и образование детей» Описание опыта работы воспитателя МБДОУ детский сад № 10 «Мишутка» г. Карачев Пегаевой Елены Васильевны Тема: «Экологического воспитания.

Описание опыта работы «Экологический театр как инновационная форма работы по экологическому развитию дошкольников» Описание опыта работы воспитателя МБДОУ д/с «Солнышко» г. Суража, Брянской области Товпеко Ольги Михайловны участника муниципального этапа.

Описание опыта работы «Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность»Описание опыта работы «Развитие познавательных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность» Развитие познавательных интересов детей, через познавательно – исследовательскую деятельность Прежде чем давать знания, надо научить думать,.

Программа кружка дополнительного образования «Маленький дизайнер» для детей 5–7 лет Пояснительная записка. Данная программа - для воспитателей дошкольных учреждений и педагогов дополнительного образования, на практике осваивающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Описание опыта работы по реализации проекта «Маленький дизайнер»
Опубликовано: 7 апреля 2019 в 11:18
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Описание опыта работы по реализации проекта «Маленький дизайнер»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Лебедева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД