Елена Пегаева
Описание опыта работы «Экологическое воспитание и образование детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание опыта работы воспитателя МБДОУ детский сад № 10 «Мишутка» г. Карачев Пегаевой Елены Васильевны
Тема: «Экологического воспитания и образования детей»
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе,
вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский.
Публикация «Описание опыта работы „Экологическое воспитание и образование детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Актуальность экологического воспитания и образования детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе. Уже сейчас дети получают экологическое просвещение, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.
Например, для птиц, зимующих в нашем крае, мы с детьми и родителями делаем кормушки, организуем «птичью столовую» до полного схода снежного покрова; развешиваем скворечники на территории детского сада.
Развиваю у детей умение постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. У детей развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Так как формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
В своей работе выделила следующие задачи:
1. Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
2. Воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;
3. Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;
4. Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;
5. Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы.
6. Воспитание правильного поведения в природе.
Методы, используемые в работе :
• Наглядные методы:
целевые прогулки;
наблюдения;
показа сказок (педагогом, детьми);
рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
проведение дидактических игр;
• Словесные методы:
чтение литературных произведений;
беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
• Игровые методы:
проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
загадывание загадок;
проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Изготовление лэпбука
• Практические методы
организация продуктивной деятельности детей;
оформление альбома поделок из природного материала,плодов;
изготовление с детьми наглядных пособий.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.